English
14 ноября 2018, среда
RSS
ecology.gpntb.ru > Наукометрические исследования > Научно-исследовательская деятельность > Экологическая информация: функции и особенности

Возможности решения экологических проблем тесно связаны с доступностью экологической информации. Экологическая политика государства обеспечивает осуществление прав граждан на здоровую окружающую среду через развитие экологического законодательства, включающего и вопрос о свободном доступе к экологической информации (ЭИ). Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее должна быть открытой и доступной для всех граждан и не должна составлять государственную или иную тайну. Решение экологических проблем требует развития информационного пространства.

За последнее десятилетие человечеством был сделан важный шаг к решению проблемы доступности ЭИ. В 1998 г. в г. Орхус (Дания) Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций (ООН) была принята конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», более известная как Орхусская конвенция. Этот документ отражает позицию ООН по данному вопросу.

«Экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически изменённые организмы, и взаимодействие между этими элементами;

б) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте «а» выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

в) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте б) выше» (П 3).

В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, (Рио-де-Жанейро, 1992) Декларации по окружающей среде и развитию говорится о новом курсе человечества, направленном на обеспечение устойчивого развития.

«Устойчивое развитие является развитием, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования наших природных ресурсов до такой степени, что это привело бы к превышению возможностей Земли как экологической системы.

В сентябре 2015 года на встрече высшего уровня по устойчивому развитию в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке 193 государства-члена ООН официально приняли новую глобальную программу в области устойчивого развития «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».Повестка включает 17 Целей устойчивого развития и 169 задач. 

Экологическая политика России отражена в Конституции РФ (в частности, право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды закреплено в ст. 42 ), а также в таких документах, как: Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.); Экологическая доктрина Российской Федерации (2002 г.); Климатическая доктрина Российской Федерации (2009 г.); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.); Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (2009 г.); Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (2009 г «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (2012 г.); «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (2017 г.) и др.

 

Литература

Публикации

  1. Арский Ю. М. Информационные ресурсы для устойчивого развития общества / Ю. М. Арский, А. И. Черый // Междунар. форум по информации. – 2003. – Т. 28. – №4. – С. 3–9.
  2. Бычкова Е. Ф. Эта «неудобная» экологическая информация / Е. Ф. Бычкова // Библиотека в школе. –2007. –№ 8. – С. 26–28. URL: http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700804
  3. Бычкова Е. Ф. Виды экологической информации и способы ее предоставления/ У. Ф. Бычкова // Научные и технические библиотеки: ежемес. Науч.-практический журнал для специалистов библиотечно-информационной и смежных отраслей / ГПНТБ России. – 2008. – № 4. – С. 83-89. URL: http://intranet.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2008&num=4&art=9
  4. Бычкова Е. Ф. Экологическая информация в библиотечном мире: метод. пособие / Е. Ф. Бычкова. - М. : ГПНТБ России, 2014. - 111 с. : ил. - Библиогр.: с. 99–109. URL: http://m605/reader/flipping/Resource-11889/KM10-14.10746/index.html;jsessionid=C60242B3A6D802B51ABF068E35A7D858
  5. Бычкова, Елена. Право знать. Что такое экологическая информация? / Е. Ф. Бычкова // Библиотечное дело. – 2017. - №8 . – с. 19-22.
  6. Дубовик О.Л. Право доступа к информации о состоянии окружающей среды / О. Л. Дубовик // На пути к устойчивому развитию России. –2001. – Вып. 6 (17). – С.35–36. 
  7. Елизаров А. Экологическая информация в России: обзорно-справоч. изд. / А. Елизаров, И. Смелянский. - Самара: Лаборатория природных экосистем ИЭКА "Поволжье", 1998. – 208 с. 
  8. Кутузов В. И. Доступ к экологической информации: правовые аспекты / В. И. Кутузов, А. А. Попов. –  Брянск: Клинцовская гор. типография, 2004. – 150 с. 
  9. Мисник Г. А. Право на доступ к экологической информации/ Г. А. Мисник // Журнал российского права. – 2007г. – №2. – с.83–84. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pravo-na-dostup-k-ekologicheskoy-informatsii
  10. Шевченко Л. Б. Информационные ресурсы по экологии и охране окружающей среды: аналит. обзор / Л. Б. Шевченко, О. Л. Лаврик, Т. А. Калюжная. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. – 273 с. URL: http://www.spsl.nsc.ru/download/ecology/V_86.pdf

 

Документы РФ


1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс] / Экокультура: официальный сайт – Режим доступа: http://www.ecoculture.ru/ecoresources/documentation/russian/concept.php 

Концепция утверждена Указом Президента Российской Федерации № 440  от 1 апреля 1996 г. и отражает решения Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. 

«Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООH по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».


2. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] / Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт – Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/548754 

Экологическая доктрина РФ одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1225-р от 31 августа 2002 г. Документ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.


4.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/  

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции − определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 − 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы: основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.


5. Климатическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2070243/#ixzz57dZob1Rp

Глобальное изменение климата создает для Российской Федерации (с учетом размеров ее территории, географического положения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов) ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов. Такой подход и определяется Климатической доктриной РФ.


6. Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт – Режим доступа:

http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/294430 

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. «Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны» является одним из приоритетов устойчивого развития и условием национальной безопасности РФ (ст. 24). Вопросам экологии живых систем и рациональному природопользованию посвящены ст.85-88 Стратегии.


7.  Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс] / Министерство энергетики Российской Федерации: официальный сайт – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1026  

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1715-р от 13 ноября 2009 г.

Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействие укреплению ее внешнеэкономических позиций. Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, экологической и технологической допустимостью. Под экологической и технологической допустимостью понимается «возможность добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках существующих на каждом этапе технологий и экологических ограничений, определяющих безопасность функционирования энергетических объектов». Обеспечение экологической безопасности функционирования энергетического сектора России предусматривает минимизацию негативного влияния добычи, производства, транспортировки и потребления энергоресурсов на окружающую среду и климат.


8.  Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902173350

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1662-р от 17 ноября 2008 г. Настоящая Стратегия определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.

Настоящая Стратегия закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.


9.  Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года[Электронный ресурс] / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/osnovy-gosudarstvennoi-politiki-v-oblasti-ekologicheskogo-razvitija/  

Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года. Настоящими Основами определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Документ отражает основные глобальные и национальные экологические проблемы, устанавливает стратегические цели, учитывающие национальный и международный опыт охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 


10. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420396664

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Указом Президента Российской Федерации N 176 от 19 апреля 2017 года. Экологическая безопасность Российской является составной частью национальной безопасности. Настоящая Стратегия − документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. В Стратегии дана оценка текущего состояния экологической безопасности на территории РФ, сформулированы глобальные и внутренние вызовы экологической безопасности, определены цели, основные задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.


11. Цели устойчивого развития ООН и Россия: доклад о человеческом развитии в Российской Федерации [Электронный ресурс]  / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации − Режим доступа:  http://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf

В Докладе рассмотрены приоритетные для жителей любой страны вопросы: рост благосостояния и уровня занятости, борьба с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, совершенствование институциональных условий развития экономики. Доклад базируется на впервые проведенном для России комплексном анализе и адаптации Целей устойчивого развития ООН, принятых для мира и всех стран на 2016‑2030 годы. Предложенные выводы и рекомендации могут помочь федеральному и региональным центрам в решении существующих проблем, определении направлений и путей дальнейшего построения эффективного социально ориентированного государства на основе принципов человеческого развития. В работе также представлен анализ российских региональных проблем человеческого развития, обобщен положительный опыт российских регионов. Для сотрудников федеральных и региональных министерств и ведомств, экспертов и научных работников, аспирантов и студентов по специальностям, связанным с макроэкономикой, региональной экономикой, государственным и муниципальным управлением.

 

Международные документы


1.  Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды [Электронный ресурс] / ООН: Декларации. – Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml

Принята Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды, (Стокгольм, 1972 год), на которой впервые обсуждалась концепция устойчивого развития. Декларация определяет общие подходы и общие принципы, которые «вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды». Декларация провозглашает, что окружающая среда имеет «решающее значение для его  благосостояния    и для    осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь», декларация содержит 26 принципов, следование которым необходимо для сохранения окружающей среды.

2. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) [Электронный ресурс] / пер. с англ.; под ред.й С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. – Режим доступа:

http://устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf  

Доклад "Наше общее будущее" - итог научного анализа современных проблем окружающей среды и развития, учета широкого общественного мнения и компромиссов взглядов членов МКОСР. Выводы и рекомендации комиссии получили положительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН и положены в основу «экологической перспективы до 2000 года и на последующий период» для мирового сообщества, разработанной под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Генеральная Ассамблея ООН постановила направить доклад МКОСР всем правительствам и руководящим органам учреждений, организаций и программ системы ООН и предложила им «учесть анализ и рекомендации, содержащиеся в докладе Международной комиссии, при определении своих программ и политики».


3. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс] / ООН: Декларации. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl  

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года. Декларация развивает положения, содержащиеся в декларации конференции ООН по проблемам окружающей среды, принятой в Стокгольме  16 июня 1972 года (Стокгольмская декларация), и содержит в себе 27 принципов экологически корректного поведения мирового сообщества. В декларации также определяются цели её принятия.

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию является одним из основных источников экологического права (основополагающих нормативных принципов по охране окружающей среды) большинства стран.


4.  Повестка дня на XXI век [Электронный ресурс] / ООН: Конвенции и соглашения – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21  

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года. Повестка дня на ХХI век посвящена актуальным проблемам сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в следующем столетии. Она отражает глобальный консенсус и принятие на самом высоком уровне политических обязательств в отношении сотрудничества по вопросам развития и окружающей среды. Для описания входящих в Повестку дня на ХХI век программных областей используются рубрики: «Основа для деятельности», «Цели», «Деятельность» и «Средства осуществления».


5.  Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция] [Электронный ресурс] / ООН: Конвенции и соглашения – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml

Конвенция содержит наиболее полное и считающееся в настоящее время классическим, определение понятия «экологическая информация», а также сформулированы основные принципы доступа к ней/


6.  Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] / ООН: Декларации. – Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
В Декларации сформулированы основные ценности нового тысячелетия, которые в общем предваряют цели устойчивого развития: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, общая обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру. Центральную роль в реализации этих ценностей должна играть Организация Объединенных Наций как наиболее универсальная и самая представительная организация в мире.


7.  Цели Развития Тысячелетия [Электронный ресурс] / Организация Объединеннх Наций в Российской Федерации. – Режим доступа: [Электронный ресурс] / ООН: Декларации. – Режим доступа: http://www.unrussia.ru/ru/millenium-development-goals

С целью решения глобальных проблем человечества ООН приняла программу под названием «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ). Программа была принята в 2000 г. 147 главами государств и представителями 189 стран, включая Российскую Федерацию, на Саммите Тысячелетия. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

  1. ликвидация нищеты и голода,
  2. обеспечение всеобщего начального образования,
  3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин,
  4. сокращение детской смертности,
  5. улучшение охраны материнства,
  6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями,
  7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды,
  8. формирование глобального партнерства в целях развития/

     

8.  Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.unssc.org/sites/unssc.org/files/2030_agenda_for_sustainable_development_-_primer_russian.pdf

В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года особое внимание уделяется созвучной принципам безопасности человека концепции «мира, свободного от нищеты, голода, болезней и нужды, …свободного от страха и насилия, …мира, в котором все имеют равный и всеобщий доступ к качественному образованию, медицинскому обслуживанию и социальной защите, … к безопасной питьевой воде и санитарным услугам, … в котором достаточно безопасной, недорогой и питательной еды, … в котором среда обитания человека безопасна, способна противостоять негативным явлениям и экологически устойчива… и в котором обеспечен всеобщий доступ к недорогому, надежному и устойчивому энергоснабжению».