English
05 августа 2020, среда
RSS
ecology.gpntb.ru > Конференции > "Крым" > 2018 > Программа Международной конференции по глобальным экологическим проблемам, посвященная 155-летию со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского (Конференция прошла в рамках Форума "Крым-2018")

Программа Международной конференции по глобальным экологическим проблемам, посвященная 155-летию со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского (Конференция прошла в рамках Форума "Крым-2018")

Международная конференция по глобальным экологическим проблемам, посвященная 155-летию со дня рождения В.И. Вернадского

Организаторы конференции:

Неправительственный экологический фонд

имени В.И. Вернадского

Государственная публичная научно-техническая

библиотека России

 

В дни работы конференции будет демонстрироваться

выставка «В.И. Вернадский: путь к устойчивому развитию»

 

20 июня, среда, 9.00-19.00

Большой актовый зал

9.00-13.00       ОТКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ГЛОБАЛЬНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ, ПОСВЯЩЕННОЙ 155-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО

9.00-9.30        РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

9.30-13.00      ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

«РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ XXI ВЕКА»

 

МОДЕРАТОР:

Плямина О.В., исполнительный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И.Вернадского, директор Научно-

исследовательского института проблем экологии, Москва

ОРГАНИЗАТОРЫ:

Бычкова Е.Ф., ведущий научный сотрудник, руководитель группы развития  проектов в области экологии и устойчивого развития ГПНТБ России, Москва

Волынская А.М., руководитель образовательных проектов Неправительственного экологического фонда им. В.И.Вернадского, Москва

 

9.30-10.00      ПРИВЕТСТВИЯ

Шрайберг Я.Л., председатель Организационного комитета Четвертого Международного профессионального форума «Крым-2018», президент Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего», генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, Москва

Плямина О.В., исполнительный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И.Вернадского, директор Научно-исследовательского института проблем экологии, Москва

10.00-12.15  ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

 Время для докладов – 20 минут, включая вопросы и ответы – 5 минут

 

1. Ноосферный баланс

Плямина О.В., исполнительный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И.Вернадского, директор Научно-исследовательского института проблем экологии, Москва

2. Культурно-научное значение выхода в свет 24-томного собрания сочинений В. И. Вернадского

Галимов Э.М., председатель комиссии РАН по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского, научный руководитель Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук, академик РАН, Москва

3. Болгарская научная школа исследований в области библиосферы, инфосферы и ноосферы в энциклопедиях и многоязычных справочниках

Александра Куманова (Alexandra Kumanova), Университет библиотековедения и информационных технологии, София, Болгария

4. Роль Ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского» в развитии и популяризации идей академика В.И. Вернадского в контексте целей устойчивого развития и новых технологий образования

Краснянский М.Н., ректор Тамбовского государственного технического университета, Тамбов

Молоткова Н.В., первый проректор Тамбовского государственного технического университета, Тамбов

Калинин В.Ф., проректор по кадровой и молодежной политике Тамбовского государственного технического университета, Тамбов

Козачек А.В., исполнительный директор Ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского», заведующий кафедрой «Природопользование и защита окружающей среды» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Тамбов

5. Цифровая платформа «Ноосфера»: надежное хранение знаний и культурных ценностей в открытом доступе

Засурский И.И., заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва

6. О развитии идей В. И. Вернадского в современной науке

Зайцева Н.А., главный специалист отдела наук о Земле Российской академии наук, Москва

 

ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, ДИСКУССИЯ

 

12.15-12.30  НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ФИЛЬМ «ЭПОХА АКАДЕМИКА ВЕРНАДСКОГО»

 

12.30-13.00 ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС И МАСТЕР-КЛАСС «БЫТ КРЫМСКИХ ТАТАР»

 ВЕДУЩИЕ:

Белялова Д. Д., заведующая информационно-библиографическим отделом Республиканской крымскотатарской библиотеки им. И. Гаспринского, Симферополь, Республика Крым

Гафарова М., библиограф первой категории Республиканской крымскотатарской библиотеки им. И. Гаспринского, Симферополь, Республика Крым

 

13.00-15.00  ОБЕД

 

15.00-17.00    ДИСКУССИОННЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

(Актуальные вопросы экологического просвещения населения России; с участием представителей школ, ВУЗов, библиотек, музеев России)

МОДЕРАТОР:

Засурский И.И., заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва

ОРГАНИЗАТОРЫ:

Авгусманова Т.В., руководитель просветительских программ Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, Москва

Волынская А.М., руководитель образовательных проектов Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, Москва

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

– место экологических дисциплин в системе образования;

– необходимость создания обязательного курса по устойчивому развитию для студентов всех специальностей;

– можно ли сформировать экологическое мировоззрение студентов в ВУЗе;

– преимущества и недостатки «экологичного» производства и как следствие плюсы и минусы экологического мировоззрения для профессионала;

– когда можно и нужно начинать экологическое просвещение;

– практические акции в студенческой жизни.

 

Ключевые доклады:

1. Развитие и популяризация идей В.И. Вернадского в 21 веке

Сухачева Е.Ю., директор Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева, С.-Петербург

2. Цифровизация образования: опыт организации открытого конкурса учебно-методических материалов и инструментальных средств в рамках деятельности Ассоциации «Объединенный университет им. В.И. Вернадского»

Молоткова Н.В., первый проректор Тамбовского государственного технического университета, Тамбов

3. Курс «Устойчивое ноосферное развитие» в учебном процессе Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, как фундаментальная база подготовки специалистов в области устойчивого развития региона

Башта А.И., директор Научно-образовательного центра ноосферологии и устойчивого ноосферного развития Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

Боков В.А., ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра ноосферологии и устойчивого ноосферного развития Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

Смирнов В.О., ученый секретарь Научно-образовательного центра ноосферологии и устойчивого ноосферного развития Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

Шостка В.И., доцентфизико-технического института Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

УЧАСТНИКИ ДИСКУССИИ:

Краснянский М.Н., ректор Тамбовского государственного технического университета, Тамбов

Калинин В.Ф., проректор по кадровой и молодежной политике Тамбовского государственного технического университета, Тамбов

Иванова Е.В., главный редактор журнала «Библиотека в школе», Издательский дом «Первое сентября», Москва

К обсуждению приглашаются все заинтересованные представители педагогического и библиотечного профессионального сообщества

 

17.30-19.00 МАСТЕР-КЛАСС

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

(формирование экологического сознания молодежи в свете глобальных экологических проблем)

ВЕДУЩИЙ:

Беляева Лидия, представитель Центра экономии ресурсов (АНО «Коалиция ПРО Отходы»), экотренер, разработчик экологических образовательных программ, Москва

Ведущий поделится опытом «Центра экономии ресурсов» в области разработки и проведения интерактивных игровых занятий по экологии для школьников и студентов, расскажет:

– как придумать экозанятие;

– какие экологические идеи нужно в первую очередь доносить современной молодежи и почему;

– какие методы на занятиях самые эффективные.

В ходе мастер-класса участники опробуют ряд интерактивных форм подачи материала, а по окончании получат пакет методических разработок для самостоятельного использования.

В рамках мастер-класса будет презентован уникальный образовательный продукт – разработанная сотрудниками «Центра экономии ресурсов» кооперативная увлекательная настольная игра и справочное пособие в одной коробке «Хранители Земли».

По окончании мастер-класса желающие могут поиграть в настольную кооперативную экоигру «Хранители Земли».

 

21 июня, четверг, 9.00-19.00

Большой актовый зал

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

МОДЕРАТОРЫ:

Авгусманова Т.В., руководитель просветительских программ Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, Москва

Бычкова Е.Ф., ведущий научный сотрудник, руководитель группы развития проектов в области экологии и устойчивого развития ГПНТБ России, Москва

Волынская А.М., руководитель образовательных проектов Неправительственного экологического фонда им. В.И.Вернадского, Москва

ОРГАНИЗАТОР:

Лакова А.А., библиотекарь ГПНТБ России, Москва

 

9.00-12.30 ПЕРВАЯ СЕССИЯ

«ИДЕИ В.И. ВЕРНАДСКОГО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ»

Время для докладов – 15 минут, включая вопросы и ответы – 5 минут
 

1. В.И. Вернадский и междисциплинарный подход к научной и образовательной деятельности

Башта А.И., Смирнов В.О, Шостка В.И., Шостка Н.В., Научно-образовательный центр ноосферологии и устойчивого ноосферного развития Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

2. Пластик: духовный и социальный экологический кризис

Жаклин-Джейн Тейлор-Баумберг (Jacquelyn J. Taylor Baumberg), Университет Оттавы, Оттава, Канада

3. Формирование экологической культуры подрастающего поколения в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева

Русакова Е.А., Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева, С.- Петербург

3. Популяризация научного наследия В.И.Вернадского средствами публичной библиотеки

Лакова А.А., ГПНТБ России, Москва

5. Использование библиометрических ресурсов в Тамбовском государственном техническом университете: опыт, результаты, задачи

Молоткова Н.В., Тамбовский государственный технический университет, Тамбов

6. Студенческие экологические движения в формировании общественного экологического сознания

Ключкина А.А., Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН, пгт. Курортное, Республика Крым

7. Экология и сбалансированное природопользование как основа формирования экологического сознания молодежи в свете глобальных проблем современности

Боков В.А., Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

8. Развитие учения В.И. Вернадского о ноосфере в современных условиях

Лобойко В.Ф., Общественная организация «Волгоградская региональная Экологическая Академия имени Иветты Михайловны Шабуниной», Волгоград

9. Популяризация научного наследия В.И.Вернадского средствами публичной библиотеки

Лакова А.А., ГПНТБ России, Москва

10. «Зелёные» проекты московских библиотек: формируем экологическое мировоззрение читателей

Колоскова Н.Е., Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара, Москва

11. Формирование экологической культуры в современном информационном пространстве Центральной библиотеки Крыма

Радионова С.М., Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко, Симферополь, Республика Крым

12. ЭкоЭтюды молодежной библиотеки Крыма

Кондратенко О.О., Крымская республиканская библиотека для молодежи, Симферополь, Республика Крым

13. Презентация информационного продукта ГПНТБ России «Электронная тематическая коллекция «Журнал «Минеральное сырье» (1926-1938 гг.)»

Бычкова Е.Ф., ГПНТБ России, Москва

 

 12.30-13.00 МИНИ-ДИСКУССИЯ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ОЧЕВИДНОЕ И НЕОЧЕВИДНОЕ»

(по данным библиометрических исследований)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

− работа с информацией в экологическом просвещении,

− место экологической информации в информационных потоках,

− достаточно ли нам экологической информации: предположения и реальность.

 

ДОКЛАДЧИКИ:

Боргоякова К.С., научный сотрудник ГПНТБ России, Москва

Бычкова Е.Ф., ведущий научный сотрудник, руководитель группы развития проектов в области экологии и устойчивого развития ГПНТБ России, Москва

 

13.00-15.00 ОБЕД

 

15.00-17.30    ВТОРАЯ СЕССИЯ

«ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»

Время для докладов – 10 минут

1. Ноосфера – основа концепции устойчивого развития

Акимов С.Э., Доможилкина Ж.В., Институт экономики и управления Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

2. Формирование экологической грамотности обучающихся как основа всестороннего развития личности

Шамала М.М., Агафонов Д.А., Лутугинский учебно-воспитательный комплекс, школа-лицей, Лутугино, ЛНР

3. Опыт популяризации науки и экологического воспитания и образования молодежи в г. Вологде

Чежина Е.П., Вологодский государственный университет, Вологда

4. Волонтерские школы как успешный опыт организации эколого-волонтерской деятельности (на примере Волонтерских школ «Карадаг-2017» и «Черные земли - 2018»)

Петлюкова Е.А., Никифорова А.А., Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

5. Экологическое волонтерство в охраняемых природных территориях Российской Федерации

Петлюкова Е.А., Никифорова А.А., Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

6. Необходимость формирования экологической культуры населения Республики Крым

Судьбина В.А., Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

7. Экологическая культура молодежи в контексте региональных проблем Крыма

Лепко А.К., Романова М.Е., Крымский инженерно-педагогический университет, Симферополь, Республика Крым

8. Распределение территорий, приоритетных для сохранения биоразнообразия по ландшафтным уровням Крымского полуострова

Табунщик В.А., Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

9. Разработка экономико-математической модели баланса ресурсов и загрязнений

Османов И.Х., Институт экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

10. Влияние Северо-Крымского канала на экологию Крыма

Шароварина Е.С., Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, пгт. Советский, Республика Крым

11. Осмыслить, помнить, не повторить (В память о подвиге участников ликвидации последствий катастроф на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий)

Суслова М.Н., Комитет общественных связей Правительства Москвы, Москва

12. Эколого-мелиоративное состояние почв Советского района республики Крым и пути повышения их плодородия

Квитко В.В., Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства Крымского федерального университета им. В. И Вернадского, пгт. Советский, Республика Крым

13. Проект модернизации отопления учебного корпуса с разработкой горелки на жидком топливе

Евдунов А.А., Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, пгт. Советский, Республика Крым

14. Энергоэффективность таймерного автомата

Полетаев Д.А., Соколенко Б.В., Мазинов А.С., Физико-технической институт Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

15. Формирование экологического сознания подростков средствами профориентации

Огнева Н.Р., Центр дополнительного образования детей «Планирование карьеры», Томск

 

ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, ДИСКУССИЯ

 

17.30-19.00   ПОДИУМ-ДИСКУССИЯ

 «ЕСТЬ ЛИ У НАС ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  БУДУЩЕЕ?»

ВЕДУЩИЙ:

Иванова Е.В., главный редактор журнала «Библиотека в школе», Издательский дом «Первое сентября», Москва

ОППОНЕНТЫ:

Волынская А.М., руководитель образовательных проектов Неправительственного экологического фонда им. В.И.Вернадского, Москва

Зайцева Н.А., главный специалист отдела наук о Земле Российской академии наук, Москва

НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ:

 Колоскова Н.Е., ведущий методист ЦГДБ им. А. П. Гайдара, Москва

 

22 июня, пятница, 11.00-13.00

Конференц-зал «Судак»

11.00-13.00   ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР

«БИБЛИОТЕКА – ТЕРРИТОРИЯ СМЫСЛОВ»

(Общественные пространства в контексте целей устойчивого развития)

 

 ВЕДУЩИЙ:

Лаврова К. Б., преподаватель Кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры, Челябинск

ОРГАНИЗАТОР:

Бычкова Е.Ф., ведущий научный сотрудник, руководитель группы развития проектов в области экологии и устойчивого развития ГПНТБ России, Москва

Современная концепция модернизации физических пространств библиотек. Инновационные технологии и секреты мастерства или что обязан знать каждый руководитель библиотеки.

Лаврова К. Б., Челябинского государственного института культуры, Челябинск

 

На семинаре будет представлен научный и практический опыт работы Некоммерческого Партнерства «Межрегиональный центр модернизации библиотек», по внедрению «развивающих» библиотечных технологий, позволяющих библиотеке работать с пользователями не только на уровне обслуживания, но и формирования потребностей. Участники смогут в интерактивном режиме ознакомиться с проектами, реализованными Межрегиональным центром модернизации библиотек совместно с Проектно-производственной компанией «Витарус».

 

ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, ДИСКУССИЯ,

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

 

13.00-14.00    МАСТЕР-КЛАСС ПО МАТЕРИАЛАМ ВЕЛИКОЙ СЕВЕРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1733-1743 г.) И ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ БЕРИНГА (1741-1742 гг

Разработан отделом экологии ГПНТБ России совместно с методическим центром Департамента образования г. Москвы, проводится по материалам отчетной документации экспедиций, а также научных трудов, воспоминаний и личных дневников участников.

Цель мастер-класса: провести исследование животного мира Камчатки по отчетным материалам участников экспедиции и данным, представленным в Красной и Черной книгах Камчатки.

Задачи мастер-класса: сравнить животный мир Камчатки XVIII и XXI веков; сделать выводы на основе полученных результатов.

ВЕДУЩИЙ:

Бычкова Е.Ф., ведущий научный сотрудник, руководитель группы развития проектов в области экологии и устойчивого развития ГПНТБ России, Москва

ОРГАНИЗАТОР:

Лакова А.А., библиотекарь ГПНТБ России, Москва

 

ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, ДИСКУССИЯ