English
20 апреля 2024, суббота
RSS
ecology.gpntb.ru > Март

 Народный календарь марта

Март – первый весенний месяц, в народе его называют «протальником», «грачником». Морозы в марте держатся недолго. Небо часто яркое, голубое. На 22 марта приходится весеннее равноденствие: долгота дня становится равной долготе ночи.
В марте на Руси происходило «заклинание весны». Это древний языческий обряд, с которым народ встречал весну, прилет птиц. После 22 марта обычно вешали скворечники.

 


Пословицы и поговорки о марте:

-        Февраль силен метелью, а март - капелью;
-        Грач на горе – весна на дворе.
 
Народные приметы в марте:
-        Длинные сосульки в марте предвещают холодную, затяжную весну, короткие – непродолжительную, дружную весну;
-        В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде;
-        Частые туманы в марте предвещают дождливое лето;
-        Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай;
-        Большие ручьи в марте – к большому разливу весной, и наоборот;
-        Снег по весне тает с северной стороны муравьиных куч – лето будет теплым и долгим, а если с южной – холодным и коротким;
-        Снег быстро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.
 
1 марта – Ярилин день
Ярило – бог солнца и плодородия у древних славян. До 1492 года на Руси в этот день отмечали начало нового года, а первые дни марта так и назывались – Ярилиными днями.
От солнца земля нагревается – «ярится», к нему тянется все живое, чтобы набраться сил и окрепнуть. Считалось, что божество воздевает зиму на свои вилы – солнечные лучи. Пора было приступать к сельскохозяйственным работам, поэтому в народе говорили: «Поднялся Ярило берись и мужик за вилы».
Однако, скорому теплу радоваться не стоило. В народе говорили: «Если с первых дней весна разгульна, не застенчива - обманет, верить нечего».
2 марта День Федора Тирона и Мариамны Кикиморы Какова погода в этот день, такова она будет и летом. Яркий месяц вечером обещал хороший урожай вообще, а дождь — обилие хлеба и льна.
3 марта Овсянки, Ярило с овсянкой, Ярило с бороной
Ярило брался за соху и борону, проверяя, готовы ли они к весенним полевым работам. Так же поступали и крестьяне – осматривали инвентарь. В этот день почитали птичку-овсянку, которая слыла вестницей скорого тепла. Прилет овсянки в этот день обещал скорое наступление тепла. Люди говорили, что в этот день нет от Ярилы укрытия снегу, топит он его, не жалея сил. Также подмечали: «Много снегу – много хлеба; много воды - много травы»; «Снегу надует хлеба прибудет; вода разольется сена наберется». Впрочем, погода была еще переменчива, о чем свидетельствует такая поговорка: «Сверху течет снизу морозит».
С этого дня весна все больше вступала в силу. Крестьяне наблюдали за животными: если пролетела чайка – скоро будет ледоход. Если встретишь в лесу белого зайца – значит, снег непременно выпадет еще; а вот если зайцы попадаются серые – тепло не за горами.
В этот день в последний раз катались с горок. При этом приговаривали: «Зима на исходе, так успей на санках покататься».
В этот день начинали дуть теплые ветры, поэтому в народе говорили: «Дожить бы до Весновея, а там зима не страшна»; «Тимофей Весновей уж тепло у дверей»; «На Тимофея Весновея как ни злись метелица, все равно весной веет». Слушали также гром. Если первые раскаты послышатся при северном ветре – к холодной весне, при восточном – к теплой и сухой, при южном – просто к теплой.
Считалось, что в день Тимофея Весновея начинается сокодвижение в кленах и березах.
 В народе считалось, что именно на Маврикия прилетают домой грачи, скворцы и ласточки. При этом подмечали: если птицы прилетели раньше положенного дня – это к скорой весне. Говорили и так: «Ранние ласточки к счастливому году». На Маврикия начинались первые работы в поле и в огороде. На будущие пашни и грядки вывозили навоз, скопившийся за зиму.
«Сорока в лесу за гнездо принялась»; «Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками». Наблюдали за поведением этих птиц: если сорока лезет под стреху – быть вьюге. И действительно, возвращение холодов было вполне возможно. Это отражено в поговорке: «Март месяц любит куролесить, морозом гордится и на нос садится».
Праздник обретения главы Иоанна считается днем, когда птицы обретают гнезда – то есть начинают их строить. Крестьяне помогают им в этом: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые. Женщины в этот день не стирали белье, чтобы птицы не испугались и не улетели обратно. Кстати, подмечали: если птицы вьют гнезда на солнечной стороне - лето будет холодным. Многолетние наблюдения показывали, что своевременный прилет птиц сулит хороший урожай. Если вдруг в Иванов день запоет синица – это к теплу; однако если поет она протяжно и жалобно – значит, голодна. В этом случае пичужке старились помочь, устраивали кормушки. Увидеть жаворонка или аиста в этот день считалось хорошей приметой. Также смотрели и на погоду. «Если день по снегу, - говорил люди, – то и в апреле по снегу, а коли по голу, то и в апреле по тому». Снег на Обретение говорил и о том, что Пасха будет холодной.
«Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя обманет». Несмотря на приближение тепла, крестьяне боялись приниматься за полевые работы, ведь опасность заморозков была еще велика. О погоде судили по поведению птиц. Считалось, что если перелетные пташки уже вернулись домой, можно ждать хорошего урожая хлеба. Наблюдали также за тем, как пернатые строят гнезда: если они располагают свои будущие жилища на солнечной стороне домов и деревьев, лето будет холодным; и наоборот – если птицы не боятся селиться с северной стороны, значит, и люди могут рассчитывать на погожие дни.
На Прокопа, как правило, наступала настоящая весна, снег таял, зимние дороги переставали существовать. В народе говорили: «Прокоп Зимний дорогу прокопает, а Прокоп Перезимний порушит»; «Прокоп дорогу рушит, а сам в сугробе увяз»; «На Прокопия снег лежал-лежал, а потом в речку убежал». Поэтому, прежде чем выехать со двора, слушали дорогу: надежна ли. Также прислушивались к капели: если она была обильной, в долгий путь лучше было не отправляться. Зато при хорошей капели можно было собираться в лес охотиться на зайцев. Крестьяне наблюдали за вербой. Если ее почки начинают распускаться с макушки, то начинать сеять лучше пораньше. А вот если верба на макушке пушиться не спешит, то хорошим будет второй посев. Ждали и подснежников: как только они появлялись – это означало, что пора начинать пахоту.
В день Василия Капельника начинал таять снег на крышах. По этому поводу говорили: «Посмотри на Васильев день на капельники (сосульки) и капель пойдет»; «Придет Василий и зима заплачет». На сосульки смотрели не только забавы ради, но и для предсказания урожая. Так, длинные капельники обещали долгий лен. Если шел дождь – лето должно было быть добрым. Наблюдали также, как тают круги вокруг деревьев: если края круты – то и весна будет крута, если пологи – то и весна протяжна.
В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день – 1 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.
Еще одно прозвище Евдокии - Свистунья – связано с тем, что в ее праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом.
Назывался этот день также Авдотьей Плющихой – потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой.
Для этого дня существует множество погодных примет. Например, такие: «На Евдокию теплый ветер лето мокрое»; «Откуда на Евдокию повеет ветер, оттуда он подует весной и летом»; «С Евдокией погоже все лето пригоже».
 Русский народ прозвал святого Ветроносом, поскольку в его праздник нередки были сильные ветры. В народе сложили множество поговорок по этому поводу: «Федот Ветронос везде сует свой нос»; «Федот серчает, да к полудню обмякает, видать, и его солнце припекает»; «Евдокия Федота не спросила, весну снарядила, а он то крышу сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит».
Также существовало поверье, что в этот день все подземные источники закипают и выливаются на землю – это становится причиной последней большой оттепели. А вот если вместо ожидаемого потепления вдруг ударял мороз, говорили: «Федот - да не тот». Старики подмечали: если Авдотья и Федот были ясны, то Юрий (6 мая) и Николай (22 мая) тоже ясные будут. Если ветер в этот день был теплым, то и лето должно было быть теплым. Если же шел дождь - это сулило мокрое лето.
«Евтропий путь торопит да снег топит». 16 марта нужно было обойти поле крест-накрест – привлечь внимание солнца, упросить его растопить снег. Судили по солнцу и о погоде: солнце садится в облако - следующий день будет ненастным. А главным событием Евтропиева дня было пробуждение медведя.
В день Герасима прилетали с юга грачи. Интересно, что грачи обычно летят с той же скоростью, с какой продвигается фронт теплого воздуха, – около 50 километров в сутки. Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнезд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнездах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся еще несколько дней. Крестьяне использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнезда, то уже через неделю можно выходить в поле. Существуют и приметы на погоду: если грачи «играют», будет погожий день; а если кричат – жди дождя.
В день Конона было принято замачивать семена овощей для последующей высадки. Также с этой даты нужно было начинать копать огород и удобрять грядки. По этому поводу говорили: «Навозишь на Огородника на гряды навоз не хлебнешь зимой над печным горшком слез»; «Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка». Если на Конона стоит солнечная погода, то летом града можно не бояться. С этого дня утренники – весенние морозы, что случаются до восхода солнца, – становились все легче. По народному поверью, после Конона их всегда бывает сорок.
На Константина наблюдали за птицами. Говорили, что в этот день всегда прилетает белый аист. А вот ласточка могла и задержаться в пути – и поэтому ее «заманивали» в деревни, чтобы она скорее принесла весну. Но тепло, случалось, задерживалось – и об этом извещал дятел. Если он в марте начинал стучать по дереву, это предвещало долгие холода
Пасмурная погода к ночи предвещала заморозок на следующий день. А вот обильная капель с сосулек обещала хороший урожай льна и конопли летом.
Если облака плывут по небу быстро и высоко – погода будет доброй. Также говорили, что если будет метель, и снег ляжет на поля волнами – это к хорошему урожаю хлеба и овощей.
В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». Если на Сороки тепло, то так же будет еще в течение 40 дней. Теплый ветер сулил дождливое лето. Первый гром, прозвучавший над голым лесом, предвещал голодный год, а мороз на Сорок сороков, напротив, обещал урожай – особенно проса.
Синие облака, бегущие по небу, предсказывали тепло и дождь. Считалось, что в этот день могут быть первые грозы. Смотрели также: «День туманом мглист будет лен волокнист». А некоторые явления в этот день не предвещали ничего хорошего: «Холод и ветер в спину не выжить зиму» (то есть год будет голодным). Как бы то ни было, весна уже наступала неизбежно, и в народе говорили: «Василисин туман съедает снег».
На Руси считалось, что именно в этот день начинается движение сока в березах. Прилетают зяблики и чибисы, «всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подает. В этот день начинали работы в саду. Также подмечали приметы на погоду. Если ночью бывал иней – это означало, что днем снегопада не будет. Впрочем, пушистый иней обещал и хорошую погоду. Если к концу марта заканчивались холода – можно было ждать теплого лета. А вот если в это время на поля набегут мыши – это считалось предвестием неурожая.
Считалось, что к Феофану полностью сходит снежный покров и оттаивает почва.Туман на Феофана предвещал урожай льна, овса и конопли. Чтобы примета сбылась, люди выходили на улицу и угощали птиц – бросали им конопляные и льняные семена.
В народе говорили, что солнце все больше топит снег, а вешние воды просачиваются в берлогу и тревожат медведя. В этот день хозяин леса просыпался и выходил из своего зимнего жилища. На Никифора ждали гусей: если они прилетали в этот день – это предвещало урожайный год. А если гуси начинали «полоскаться» в воде — значит, не за горами тепло. О теплых днях говорил и прилет жаворонка первым из весенних птиц; а вот если первым прилетал зяблик – это обещало холодную погоду. Туманы в этот день предсказывали дождливое лето.
Мороз на Венедикта предвещал такую же погоду на неделю вперед. А вот гром в этот день сулил урожайное и плодородное лето.
В этот день полагалось с большим уважением отзываться о лесе, который во многом был кормильцем крестьян – давал грибы, ягоды, дичь, целебные травы.
«На Саввина сани покинь, телегу подвинь». Санный путь к этому времени уже полностью разрушался, пора было пересаживаться на летний транспорт. Также говорили: «Крути не крути, зима, морозь не морозь, а весна уже вошла в свои права». На Саввина ручьи бежали, даже если не было солнца, – такая теплая погода устанавливалась на улице. Считалось, что если в этот день тепло, то и вся весна будет теплой.
Считалось, что на Руси в этот день шло бурное снеготаяние. В народе говорили: «Каковы на Алексея ручьи, таков и разлив»; «Алексей из каждого сугроба кувшин пролей». Если в этот день появлялись большие ручьи – то следовало ждать, что полая вода тоже будет большой и широко разольется по лугам.Также собирали березовый сок. В южных районах доставали улья и начинали сеять овес и ячмень.
31 марта Кирилл – Дери полоз В народе об этом дне говорили: «На Кирилла и спереди, и сзади зима» (то есть можно было еще опасаться весенних заморозков); «На Кириллов марток продерет холодок». Впрочем, если в этот день зацветала мать-и-мачеха – это свидетельствовало о скором приближении лета и теплом начале апреля.