English
22 сентября 2017, пятница
RSS

Народный календарь апреля

Апрель – месяц капризный, противоречивый. Капель сменяется заморозками, дожди - снегопадами. В народе апрель величают снегогон.
 
 
 
 
Пословицы и поговорки об апреле:
-        Вода на лугу – сено в стогу;
-        Апрель – обманщик: на дню семь погод.
 
Грязной Дарью называют за то, что к этому дню уже активно тают снега. Вешние воды заливают поля, дворы, дороги. Появляется грязь и вокруг прорубей на реках. Говорили: какая погода 1 апреля – такая же и 1 октября.
Говорили, что день Катаника – последняя возможность прокатиться на санках с гор по тающему снегу. На Кирилла санки чистили и убирали подальше – до следующей зимы они больше не пригодятся.
В народе Василий получил множество прозвищ, и все они связаны с наступлением теплых и солнечных дней: «Задолбил зиму Василий Капельник». Если на Василия солнце всходит в красных кругах, это обещает хороший урожай. Наблюдали и за небом: синие облака в нем предвещали тепло и дождь. Существовали и другие приметы: например, таяние снега с северной стороны муравейника обещало теплое и долгое лето.
В садах на Никона начинали сажать яблони, рябину, черную и красную смородину. Также зазывали птиц – защитников от вредителей. Пернатых потчевали крошками, зернышками, льняным семенем.
Если ночь теплая – то весна будет дружная. Если роса – не надо коням овса, будут добрые проса; будет дождь – скоту легкий год; если пойдет снег – греча уродится; а коли ударит мороз – вырастут и просо, и овес.
Особая примета существовала для капусты. Крестьянин брал первый кочан, сорванный осенью с грядки (его специально хранили для этого), относил в подвал и оставлял на ночь. На следующий день его осматривали; счастливцы находили в таком кочане семена, которым не страшен никакой мороз – как и капусте, родившейся от них.
Говорили: если на Благовещенье дождь – родится рожь, а если гроза – будет урожай орехов.
 Если к Гавриилу зазеленела черемуха – пора сажать ранний картофель (конечно, эта примета действует только в южных областях). Наблюдали и за погодой: какова она 8 апреля – такова будет и 8 октября.
Люди примечали: к Матрене реки вздуваются и поднимаются. В эту пору говорили: «Щука лед хвостом разбивает»; «Вешний ледок, что чужой порог – ненадежен»; «Чибис прилетел, воду на хвосте принес». По чибисам, кстати, делали выводы и о предстоящей погоде: если птица кричит с вечера – будет ясно; если летит низко – долго простоят сухие дни.
Считалось, что даже если снег долежал до Илариона, то теперь он точно начнет таять – причем очень быстро. Значит, пора выворачивать оглобли из саней и убирать зимний транспорт на хранение. Также в этот день полагалось чистить пруды, которые уже освободились ото льда. На прогалинах, с которых только-только сошел снег, распускались первые весенние цветы – мать-и-мачеха.
11 апреля Берещенье В этот день на Руси чествовали самое любимое в народе дерево – березу. нужно было выходить в березовую рощу – слушать деревья. Это делалось для того, чтобы определить: не началось ли движение сока.
Начинают зеленеть крапива и щавель. О том, какими будут травы летом, тоже можно было узнать в этот день. Если вода широко разольется – то луга будут зелеными и буйными. Также смотрели на реки: если лед сходит легко и быстро – то весь год будет легким, хорошим. Если же образуются ледяные заторы – год выдастся тяжелым. В любом случае, подо льдом реки уже не останутся: «Лед ломается хрясно ходить опасно».
Прозвище «Ледолом» святой Тит получил в народе из-за того, что в его день окончательно вскрываются реки и озера. За этим процессом принято было внимательно наблюдать: если лед утонет, опустится на дно, то нужно готовиться к сложному году. Если полая вода разольется – можно ждать хороших трав и раннего покоса. А если к Титу лед еще не сошел – значит, рыба нынешней весной будет ловиться плохо. Следили на Тита и за птицами. Если закричит перепел – будет много хлеба и много травы.
С Никиты начинается бурное таяние снега, а по реке уже вовсю несутся льдины. Высоту паводка определяли по разным приметам: по высоте гнезда кулика или по кротовьим норам (грызун никогда не будет рыть землю ниже границы будущего разлива).
Если лед к Никитиному дню не сойдет, рыбный лов будет худым.
На Иосифа выходили также смотреть, как цветет ольха. Из нее часто делали срубы для колодца, поэтому проводили «ольховые смотрины» – искали подходящее дерево. Обращали внимание и на приметы: если на ольхе много «сережек» – уродится овес; если ольха распустит лист раньше березы - лето будет мокрое.
В этот день начинают дуть теплые весенние ветры. О ненастной погоде говорят: «Пришел Федул губы надул». Иногда используют и более интересный вариант присказки: «Федул, чего губы надул? - Кафтан прожег. Велика ли дыра? Один ворот остался».Считалось, что с первым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по огородам. Также появляются бабочки-крапивницы, божьи коровки.Земледельцы наблюдали: если на дне оврага осталось снега величиной с корову – значит, можно приниматься за пахоту.
По дню Евтихия и Еремы судили об урожае хлеба. Для этого наблюдали за погодой; хорошей приметой было отсутствие ветра. Говорили: «Если Евтихий тихий к урожаю ранних хлебов, а когда Ерема ветром бьет колос собьет»; «Ерема Пролетный ярится, ветром грозится - яровые сеять не годится, семян не соберешь».На Евтихия обычно зацветают яблони.
Если было дождливо – это предвещало плохой урожай яровых. В то же время «дождь на Акулину – хорошая калина». Смотрели вечером на небо (правда, делать это нужно было обязательно через окно): если звезд много, то в лесу будет так же много грибов и ягод. Крепкий мороз и солнце предвещали урожай хлебов и гречихи. Кроме того, считалось, что какова погода на Акулину – такова она будет и 20 сентября.
В народе святой Родион известен под именем Ледолома, потому что в это время активно ломается и тает лед. Считается, что если лед на реке становится грудами, то и хлеба будут груды. Говорили также, что в этот день солнце встречается с месяцем. Осенью, при первых морозах, два светила расходятся в разные стороны: одно на восток, другое на запад, – и больше не видятся до самой весны. Встречаясь на Родионов день, солнце и месяц рассказывают друг другу новости, а бывает, что и ссорятся. Если встреча получится «доброй», то есть с ясным солнцем и светлым днем, то лето будет хорошим. «Худая» встреча, которая сопровождается туманом и пасмурным небом, предзнаменует плохое лето. В этот день можно было начинать пахоту. Так и говорили: «Родион воды принес, ставь соху перепахать овес».
На Вадима Ключника начинался также выгон скота на луга, где уже достаточно выросла свежая трава
В этот день солнце должно показываться в мареве – то есть в тумане. Отсюда появилось и прозвище святого Терентия. Если солнце при восходе было окружено дымкой, то год обещал быть хлебородным, а если небо оказывалось ясным – крестьяне считали, что придется поле перепахивать и снова засевать. В этот период в разгаре было весеннее бездорожье, повсюду текли ручьи, глина и почва размягчались. В народе говорили: «На Терентия дорога рушится»; «Кругом грязь ни проехать, ни пройти».
Также Антипа называли Водогоном – поскольку в его день половодье было на самом пике. Люди говорили: «Антип очищает реки ото льда»; «Антип воду распустил», – потому что льдин к этому времени почти не оставалось. Однако бывали годы, когда реки ко дню Антипа даже не вскрывались – это обещало плохой урожай хлеба и неблагополучное лето. Если же вода разливалась широко – следовало ждать плодородного года: «Была бы водица, а хлеб народится». Дожди предвещали, что в лесу будет много грибов. А если ударят заморозки, то обильно пойдут грузди. На Антипа крестьяне никогда не проводили полевые работы – семян не сеяли, рассаду не высаживали. Этот день считался неблагоприятным для посадок. Кроме всего прочего, считалось, что именно на Антипа медведь выходит из берлоги.
«На Василия весна землю парит», – подмечали крестьяне. Землю иногда одушевляли; в этом случае о ней говорили: «Парится, как старуха в бане». Если поговорка оправдывалась, и солнце действительно хорошо прогревало почву, можно было рассчитывать на хороший урожай
26 апреля Фомаида Медуница На Фомаиду люди отправлялись в лес собирать медуницу, которую использовали при заваривании чаев и приготовлении салатов. Также в этот день можно было рвать первые всходы щавеля, который клали в салат и в щи.
Лисогоном святого Мартына прозвали за то, что в народе верили: именно в его день лисицы покидают старые норы и роют новые. Считалось, что в первые дни после переселения лисы бывают слепы и глухи, и их можно ловить голыми руками.
В этот день вспоминали и ворона. Говорили, что на Мартына он купает своих детей в лужах и отпускает «в отдел» – то есть на особое семейное житье. В южных регионах с Мартынова дня начиналась пахота и сев ранних хлебов. Поэтому на погоду обращали особое внимание. Если день выдавался теплым и ярким, можно было надеяться на добрый урожай. На Мартына принято было работать от зари до зари, чтобы подготовить под посев как можно большую площадь.