English
25 апреля 2024, четверг
RSS
ecology.gpntb.ru > Июль

 

Народный календарь июля

 
Июль – самый жаркий летний месяц. Наступает время созревания хлебов. В июле обычно начинают косить и заготавливать на зиму сено для скота.
Недаром июль зовется «сенозарником».
С 7 июля начинается большой покос сена. Наступает пора сбора лекарственных трав.
 
 
Об июле сложено много пословиц и поговорок
-        В цвету трава – косить пора.
-        Гром гремит долго – к ненастью, отрывисто – будет ясно.
-        В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет.
 
Народные приметы в июле
-        Если июльским утром туман стелется по воде – будет хорошая погода.
-        Если июль стоит жарким, то декабрь будет морозным.
-        Перед дождем комары звенят громче и пронзительнее.
-        Перед дождем кроты усиленно роют землю.
-        Ласточки задевают крыльями поверхность воды – к дождю.
-        Если июльским утром прошел маленький дождь, то днем установится хорошая погода.
-        Если мокрица утром закрывает цветки, то днем будет дождь.
-        Перед дождем муравьи убирают вынесенные на воздух личинки (яйца), прячутся в муравейники, а если ожидается сильный дождь – закупоривают входы.
-        На нижней стороне листьев лебеды появляется влага – к дождю.
 
Считалось, что на Ярилу все живое «приходит в яр», то есть начинает плодоносить. «Ярило добрый молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях – венок, в левой руке – ржи пучок, в правой – палица. Взмахнет Ярило рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся; взмахнет палицей – громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».
В этот день отправлялись на покосы, набивали матрацы свежескошенной и высушенной травой.
 
На Зосиму пчелы начинают заносить мед в ульи и заливать соты.
Приметы: если пчелы летят к ульям скоро дождь, а если сидят на стенках к сильной жаре.

К этому дню на полях поспевают хлеба, и на них слетаются перепела. У охотников начинается период легкой охоты: добыть птицу в это время проще простого. Если на Мефодия зарядил дождь – ему идти еще 40 дней. О приближающемся дожде говорила и жаба, выползшая в траву, и раскричавшиеся вечером лебеди. А вот если паук активно плетет паутину – погода будет сухой и ясной.
 
Если шел дождь это предвещало хороший урожай хлеба. Об этом же свидетельствовал и месяц, мерцающий вечером на небе.
 
На Аграфену было принято сеять репу. При этом приговаривали: «Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа до великого поста».
 
Если в Иванову ночь небо было звездным – ждали много грибов. Если выпадала сильная роса – это предвещало урожай огурцов.
 
Если свиньи и мыши начинают есть сено покос будет худой; об этом же свидетельствовало обилие кашки на лугах. Если рассада хорошо пьет поливку дни сенокоса будут сухими, если же не вбирает воду влажными. С Петра и Февронии ждали еще сорок жарких дней. «После Ивана не надо жупана», – говорили по этому поводу крестьяне.
 
Земляничником Давида прозвали за то, что в его именины в лесу созревает земляника.
На Давида подмечали приметы погоды. Если шел дождь это означало, что все лето до сентября будет мокрым. Хорошая же погода предвещала тепло и солнце семь недель подряд.
 
На Руси Самсона называли Сеногноем. В это время часто идут дожди, и заготовленное сено (а на Самсона сенокос был в самом разгаре) намокает и загнивает. Кроме того, дождь на Самсона обещал еще семь недель мокрой погоды – до самого бабьего лета. «На Самсона дождь семь недель то ж», – говорили наши предки. Зато ясная погода предвещала семь недель безоблачного неба. А по состоянию сена судили о будущем урожае: если сено зелено будет на столе каша черная (гречневая), если сено черно будет каша белая (пшеничная).
 
Считалось, что после этой даты жгучая трава теряет свои целебные свойства.
Накануне Петрова дня с деревьев начинали осыпаться листья. Люди говорили: «Упало по листу, придет август упадет по два», – и начинали ждать осени. Замечали приметы: если кукушка в это время переставала куковать это означало, что зима наступит рано.
 
Крестьяне подмечали: если на Петров день дождь, то весь сенокос будет мокрый. В то же время смена погоды в течение одного дня, когда за дождем следует солнце, а затем снова дождь, сулила плодородие. Говорили: «На святого Петра дождь – урожай худой, два дождя – хороший, три – богатый».
 
На Двенадцать апостолов крестьяне чествовали лето, которое вступало в самую жаркую свою пору.
Начинали готовиться к жатве, замечали: «На Петра овес до половины дорос».

На Руси в этот день в самом разгаре был сенокос. По этому поводу говорили: «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут»; «Козьма и Демьян пришли мы на покос пошли». В трудах проводили свои дни и огородники: нужно было полоть гряды и начинать собирать первые корнеплоды, в том числе для продажи. «Огород – бабий доход», – приговаривали крестьяне.
На Кузьму и Демьяна также собирали малину и крыжовник.
Несмотря на жаркую страду женщины в этот день успевали не только поработать, но и отметить свой праздник – Летние Кузьминки.
 
В сенокосную пору полагалось выносить на луга вышитые полотенца и после умывания утираться ими, чтобы приобрести здоровье и силу. А вот заниматься жатвой в этот день не следовало.
В этот день подмечали: если на деревьях появилось много желтых листьев – осень и зима будут ранними.
 
В деревнях в это время продолжался сенокос: если не успеть до периода дождей – запасти достаточно корма на зиму не получится. В этот день часто случались грозы. «Мокий землю мочит, а Марк на стогу стоит»; «Мокий поля орошает, а Марк сено убрать поспешает», – говорили люди.
Также на Мокия и Марка было принято собирать мак.
Обращали внимание на насекомых. Если комары и мошки вились кругами, это предвещало хорошую погоду на ближайшие семь суток.
 
К именинам преподобного Андрея на полях наливаются озимые культуры. «Озимы в наливах дошли», «Батюшка овес до половины урос» – говорили люди. Зато гречиха только-только начинала всходить. «Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет», – шутили крестьяне.
По погоде судили: «Каков Андрей Налива – таков и Калинник». Если же на Андрея появлялись на деревьях желтые листья, это предвещало раннюю осень.
 
На Афанасия наши предки вечером выходили на улицу и смотрели, как месяц «играет» в небе: перебегает с места на место, изменяет цвет, то прячется за облака, то вновь показывается. Такая «игра» предвещала хороший урожай; если к тому же месяц светил ясно, был хорошо виден, это сулило сухую и теплую осень.
Существовали и другие приметы для этого дня. К примеру, скорый дождь предвещали облака, «желтые, как медь», а также испарения, поднимающиеся облаком над навозной ямой.
 
На Руси к этому дню полагалось завершить посевные работы там. Существуют пословицы о том, что каждое дело нужно делать в нужное время: «У каждого дня свои заботы»; «Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы».
Считалось, что утром роса приобретает целебные свойства и дает силы и здоровье и человеку, и зверю, и птице. «Сысой ходи по росе босой», – говорили в народе. Также верили, что утренняя роса способствует созреванию хлеба: «От Сысоевых зовов роса силу берет, колос наливается. А хлеб поднимается худой – значит, не намолен Сысой».
В этот день в деревнях по обыкновению начинали варить варенье из черной смородины.
 
Сеногнойкой Авдотью прозвали за частые дожди, случавшиеся на ее именины и мешавшие заготовке сена. Считалось, что если в этот день начнутся осадки, то выпадать им еще несколько недель, а от большой влажности сено, которое не успели убрать, сгниет прямо на лугах. Поэтому нужно было как можно быстрее собрать его в скирды. Крестьяне знали: «Сгребешь сено в кучи так не страшны и тучи».
На Авдотью начиналась жатва.
 
С Прокопия начинает поспевать черника. Это считалось верной приметой того, что озимый хлеб готов к жатве. «Зреет черника идет жатва лихо», – говорили крестьяне. «В ягодный год дел невпроворот». «Черника зреет под комариные песни» – замечали люди.
Продолжали на Прокопия и заготавливать корма для скота. «На острую косу много сенокосу», – приговаривали крестьяне, выходя в луга.
 
На Руси в Антониев день особое значение придавали грому. Если гром на Антония был резким – ждали тихого дождя, а если гулким – готовились к ливню.
 
Страдницей Ольгу прозвали за то, что ее именины на Руси приходились на самый разгар полевых работ. В это время в поля и луга выходили всей деревней: кто занимался жатвой, кто заготовкой сена; детей отправляли в лес – по грибы и по ягоды.
Также эту пору называли страдно-грозовой, поскольку нередко случались грозы. «Сначала блеск, за блеском треск, за треском плеск».
День святой Ольги называли еще Стожарами – такое имя носило на Руси созвездие, известное нам как Большая Медведица. Яркое сияние Стожар (то есть безоблачное небо) предвещало удачную страду и богатый урожай.
 
25 июля Прокл Плакальщик
На Руси Прокла называли Плакальщиком, потому что с этого дня начинали выпадать большие росы. «На Прокла поле от росы промокло», – говорили крестьяне, торопясь убрать урожай до того, как он станет портиться от высокой влажности. Нужно было спешить и с заготовкой сена, ведь «проклова роса – сеногнойная». До Прокла надо было успеть «высушить сено грядушками и сложить в копнушки».
В то же время роса, выпавшая на Прокла, считалась целебной. Советовали собирать росу по утру, умываться и протирать ею глаза.
По росе судили о погоде на ближайшее время. Сильная роса и туман по утру предвещали ясные дни. Если на Прокла не было росы ни на лугу, ни в низинах – это было верным признаком приближающегося ненастья.

На Руси говорили: «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Продолжалась жатва. «Время дорогое, никому покоя»; «Пот ключом бьет, а жнец свое берет»; «Пока колос в поле, трудись подоле», – говорили наши предки.
Сухая погода в этот день обещала хорошую и сухую осень. Если же начинались сильные дожди – нужно было опасаться гибели урожая. Поэтому крестьяне обращались к небу: «Не иди дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, где жнут, а иди, где ждут».
 
К этому времени «макушка лета» клонилась к спаду, погода становилась переменчивой. Часто на поля налетали ветры с вихрями и дожди с грозами – поэтому урожай нужно было сторожить, выходить дозором.
После обильных гроз и дождей начинали расти грибы, поэтому детей, не занятых в полевых работах, отправляли в лес.
 
В русской народной традиции день Кирика и Улиты считался серединой лета. Говорили, что в этот день солнце светит особенно ярко.
Женщины праздновали день «Матушки Улиты», им полагалось как можно лучше отдохнуть. Тем более, что в поле в этот день лучше было не выходить: люди верили, что там гуляет нечистая сила.
Есть и логичное объяснение такому обычаю. На Кирика и Улиту часто шел сильный дождь, и в поле делать было просто нечего. «Кирики всегда мокродырики», – подмечали крестьяне.
 
Считалось, что ко дню Афиногена лето проходит самую знойную пору. Во многих районах начинали жать рожь.
С жатвой связано множество пословиц, поговорок и примет, которые вспоминали в день святого Афиногена. Среди них такие: «Первый колосок Финогею, последний Илье на бороду»; «На Финогея молись солнышку проси Бога о ведрышке»; «Придет Финогей с теплом и светом уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем копногной, хлеб в снопе прорастет».
В Афиногенов день обращали внимание на приметы. Если ботва у моркови поникала – это предвещало дождь. А когда начинались частые туманы, можно было готовиться к сбору грибов.
Лето неуклонно приближалось к осени, птицы переставали петь. «На Афиногена и пташка задумывается»; «Заря ходит птичьи перья подбирает»

На Руси день Марины с Лазарем считался временем зарниц, молний без грома и дождя. Кроме того, мудрые люди предупреждали: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву».
Считалось, что осень будет такой, как два последних дня июля и первый день августа.
 
С Омельянова дня начиналась жаркая пора у хозяек – они заготавливали варенья и соленья на зиму. Значительную часть заготовок составляли дары леса. «Омельян пришел, грибов-ягод нашел, велит заготавливать».