Август - конец лета. В народе этому месяцу даны названия «серпень», «жнивень». Дни стоят еще жаркие, но темнеет уже заметно раньше.
В августе начинается сбор урожая овощей и фруктов. Самый разгар жатвы.
В первый Спас – медовый – пчеловоды несут мед в церковь и там освящают его. Устраиваются крестные ходы и служатся молебны. В этот день можно есть мед.
В праздник второго Спаса – яблочного – крестьяне собирали в садах яблоки, обычно им помогали дети. В этот день в церкви освящали собранные фрукты и ягоды. Потом с величальными песнями приносили плоды в дом. Ребятишки вволю наедались спелых яблок, катались по земле, играли.
Последний Спас в августе – ореховый.
Пословицы и поговорки, сложенные об августе
-В августе серпы греют, вода холодит;
-С Ильина дня ночь длинна и вода холодна;
-Ласточки весну начинают, а осень накликают;
-Появились опенки – лето закончилось.
Народные приметы в августе
-Если кроты выходят из-под земли, то ожидается ухудшение погоды.
-Если ласточки купаются и тревожно летают, то в гнездо, то из гнезда – быть дождю.
-Если листья деревьев показывают свою изнанку – быть дождю.
-Если лягушки прыгают на берег и квакают днем, то будет дождь.
-Какова погода в Ильин день, такой она будет и 27 сентября.
-Если 7 августа утренник холодный, то и зима ожидается холодной.
-В августе дуб богат желудями – к урожаю.
-Если в августе листья на деревьях желтеют снизу, то ранний сев будет хорошим.
По тому, насколько «мокрый» этот день, судили о приближающейся осени. Так и говорили: «Макрина мокра – и осень мокра». В то же время осадки сулили хороший урожай на следующий год: «Коли на Макрину дождь, уродится рожь». Эта же примета обещала, что в лесу будет много орехов.
В это время заканчивались летние работы и начинались осенние. «Макрина снаряжает осень, а Анна – зиму», – подмечали в народе.
Заканчивалось лето и для насекомых – оводы на Макрину должны были кусаться в последний раз. А если с осин начинал лететь пух, можно было смело идти за подосиновиками.
С Ильина дня начиналась осень. Ночи становились холодными, случались утренние заморозки, а дневная жара сходила на нет. С этого дня люди переставали купаться. Наши предки говорили: «Илья Пророк бросил в воду ледяшок»; «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна»; «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается»; «На Илью до обеда лето, а после обеда осень». Воздух становился влажным, и хозяйки, вывешивая постиранное белье, замечали: «До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет». Нередки были и дожди: «До Ильи поп дождя не намолит, после Ильи и баба фартуком нагонит».
Дни делались заметно короче. «Петр и Павел час убавил, а Илья Пророк два уволок», – подмечали наши предки. «С дня Ильина ночь длинна: работник высыпается, кони наедаются».
На Ильин день было не принято работать, особенно в поле: «На Илью стогов не мечут – спалит Илья грозой». Этот обычай был связан с поверьем, что только до этого времени трава наливается вкусом и силой: «До Ильина дня сено метать – пуд меда в него накласть». А собранным в этот день сеном набивали постели, приговаривая: «Ильинская соломка – деревенская перинка».
В этот день было принято отправляться в лес за ягодами. Хозяйки занимались их заготовкой на зиму.
Гроза, случившаяся в этот день, предвещала хорошее: «Коли гроза – сена будет за глаза».
В этот день обращали внимание на то, насколько обильно выпадет роса. Если поля поутру были сырыми, приходилось ожидать серого льна: «На Марию сильные росы – льны будут серы и косы».
На Трофима начинали собирать калину и малину. Крестьяне говорили: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».
По приметам этого дня судили о том, какой будет зима. О грядущих морозах говорили холодные утренники на Анну. Также подмечали: «Какова погода до обеда, такова зима до декабря. Какова погода после обеда, такова зима после декабря». В то же время светлый и теплый день предвещал холодную зиму, а дождливый – снежную и теплую. Наблюдали и за муравьями: если они начинают резко увеличивать муравейники, следовало ждать холодной зимы.
На Руси на Ермолая, как правило, выпадал теплый день, поэтому крестьяне торопились закончить жатву. «Ермолай – хлеб прибирай». Начинался ранний сбор яблок, однако есть их еще было нельзя – нужно было дождаться Яблочного Спаса.
Поспевал и первый картофель.
Считалось, что на Ермолая «осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают». Или, как говорили знающие люди, «утром прохлада росяная листья наполняет, пыль омывает, а в полдень рождается в травах целительная сила». В этот день знахари выходили в леса и луга – запасти лечебные травы.
В этот праздник знахари ходили за травами. В то же время этот день считался несчастливым. Говорили: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб»; «Палий – пали копны».
Одно из прозвищ Пантелеймона (Кочанный) связано с тем, что в это время начинают завиваться капустные вилки.
На Прохоры-Пармены следовало выкапывать луковицы тюльпанов и снимать созревшие груши с деревьев. Картофельная ботва начинала увядать – значит, можно было копать первые клубни.
Калинниками называли утренние морозы, которые губительно действовали на хлеба, оставшиеся на полях. Морок, или туман, в этот день предвещал хороший урожай ячменя и овса. «Коли на Каллиника туман – припасай косы про овес с ячменем», – подмечали крестьяне. А вот если спелый овес вновь зазеленеет – значит, осень будет ненастной.
Крестьяне говорили: «На Силу и Силуана рожь бывает пьяна», – то есть полна зерном и клонится к земле. Можно приступать и к посеву озимой ржи: «Посеешь рожь на Силу – родится сильно»; «Сила хлеб силит».
В этот день обращали внимание на погоду: если она была пасмурной и прохладной, то дождя можно было не ждать. А вот сильное мерцание звезд на рассвете предвещало скорые и обильные осадки. Если же дождь заморосил под вечер, да еще при ветреной погоде – быть долгой мокроте
Название Медовый Спас идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время..
В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому есть ещё одно название – Маковый Спас.
С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие – то лучше посев отложить.
Женщины и дети шли в лес – заготавливать малину. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму.
В это время заканчиваются сенокосные работы. Последний их этап – покос травы, отросшей на уже скошенных лугах. Также в этот день было принято всей семьей собирать цветы и травы
Степанов день и несколько последующих дней считались указателями сентября: каковы они, таков и первый месяц осени будет.
Если в Антонов день был сильный ветер, тем более с вихрями – зиму ждали снежную и морозную. Также говорили: «Каков Вихровей, таков и октябрь». Кроме ветров в этот день опасались дождей – зарядив в этот день, они продолжались еще долго.
Этот праздник называли также Малинником, поскольку он выпадал на период, когда в лесах и садах бывало много малины. Еще одно название праздника – Орешник, так как к этому времени поспевали орехи.
В эту пору поспевает дикая малина. На Авдотью – последний сбор огурцов. После этого дня они перестают расти. Поэтому крестьяне торопились убрать ботву, пока она не высохла, и сложить ее в компостную яму. Собирали также урожай чеснока и лука.
Сеногнойкой же Авдотью прозвали потому, что в ее день часто идут дожди, из-за которых сено мокнет и гниет. По этому дню обычно судили, каким будет ноябрь.
По дню Евстигнея судят о том, каким будет декабрь. Пытались предсказать погоду и на ближайшее будущее: на закате солнца выходили в поле и кричали во всю глотку. Если эхо слышалось далеко – это предвещало солнечный день, если близко – ждали дождя.
В садах массово созревали яблоки. До Второго Спаса есть яблоки запрещалось. В южных районах наравне с яблоками пробовали первый виноград.
В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по–осеннему холодными. «Пришел Спас – бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас». Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края.
По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.
На Руси Мирона называли Ветрогоном, потому что в его праздник нередко случались сильные ветры. «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», – приговаривали наши предки. По погоде на Мирона судили о том, каким будет будущий январь. Также делали прогнозы на осень: если дуют спокойные ветры-тиховики – осень будет солнечной, если случается буря – сентябрь ожидается ненастным.
Если вдруг на Мирона выпадал иней – значит, следующим летом можно было надеяться на хороший урожай. Такое явление было нередким, ведь уже случались настоящие холода. Недаром говорили: «На Мирона всему час: держи рукавички про запас».
С Матфея приближение осени становилось очевидным, воздух остывал, а в небе все чаще появлялись тучи. «Матфей ненастье подпускает, летний дождь осенним перебивает».
В полдень на Лаврентия наши предки выходили смотреть на воду в реках и озерах: если она тиха и спокойна – осень будет безветренной, а зима – без вьюг и метелей. «Осень и зима хорошо живут, коли вода тиха, и дождик идет», – говорили люди. Обращали внимание и на погоду: сильная жара или сильные дожди предвещали то же самое на всю осень. Эти же приметы пророчили хорошую рыбалку в конце лета – начале осени.
На Фотю с утра примечали: если выпал иней, значит можно ждать хорошего урожая озимых на следующий год. Если в этот день было дождливо – не стоило надеяться на длинное бабье лето. А теплая и ясная погода предвещала множество белых грибов в лесах.
На Тихона наблюдали за ветрами: если они дули тихо – ждали ветра на несколько дней вперед, а если проносились бурей – это предвещало дождливый сентябрь. Были и приметы, связанные с урожаем: «Коли грибовно – так и хлебовно» (при обилии грибов в лесах можно надеяться и на хлебное плодородие в следующем году).
Если ветер тих и спокоен, то осень будет солнечной, а если быстр и стремителен – следует ждать ненастья. Поговорки: «Тихий ветер в сад – сухая осень в лес»; «Михеев день с Бабьим летом бурей–ветром перекликаются». Обращали внимание на журавлей. Если птицы потянулись клином на юг – значит, к середине октября ударит мороз. Если же журавли спокойны и не встают на крыло, зима придет позже обычного.
К этому времени в лесах созревали орехи, начинался их сбор. В это время наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки улетают на юг в три этапа – в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров будет мороз.
На Мирона обыкновенно бывали ветры. Но о том, какой будет погода судили заранее – по дню Тихона: «Тихон дует тихо – и Мирон отдыхает». В этот день также наблюдали за приметами: если утром бывала роса и туман, то можно было ждать хорошей погоды. К этому времени начинался активный листопад, приближалась осень, и пора была заканчивать полевые работы. «На Мирона не отсеешься – на следующий год соберешь одни цветочки».
Этот день считался последним для полевых работ. Земледельцы вырывали полынь и рассматривали ее корни: если они толсты, на следующий год можно ждать хорошего урожая.
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 2765