English
24 ноября 2017, пятница
RSS

Народный календарь августа

 Август - конец лета. В народе этому месяцу даны названия «серпень», «жнивень». Дни стоят еще жаркие, но темнеет уже заметно раньше.
В августе начинается сбор урожая овощей и фруктов. Самый разгар жатвы.
В первый Спас медовый пчеловоды несут мед в церковь и там освящают его. Устраиваются крестные ходы и служатся молебны. В этот день можно есть мед.
В праздник второго Спаса яблочного крестьяне собирали в садах яблоки, обычно им помогали дети. В этот день в церкви освящали собранные фрукты и ягоды. Потом с величальными песнями приносили плоды в дом. Ребятишки вволю наедались спелых яблок, катались по земле, играли.
Последний Спас в августе ореховый.
 
Пословицы и поговорки, сложенные об августе
-        В августе серпы греют, вода холодит;
-        С Ильина дня ночь длинна и вода холодна;
-        Ласточки весну начинают, а осень накликают;
-        Появились опенки лето закончилось.
 
Народные приметы в августе
-        Если кроты выходят из-под земли, то ожидается ухудшение погоды.
-        Если ласточки купаются и тревожно летают, то в гнездо, то из гнезда быть дождю.
-        Если листья деревьев показывают свою изнанку быть дождю.
-        Если лягушки прыгают на берег и квакают днем, то будет дождь.
-        Какова погода в Ильин день, такой она будет и 27 сентября.
-        Если 7 августа утренник холодный, то и зима ожидается холодной.
-        В августе дуб богат желудями к урожаю.
-        Если в августе листья на деревьях желтеют снизу, то ранний сев будет хорошим.
 
По тому, насколько «мокрый» этот день, судили о приближающейся осени. Так и говорили: «Макрина мокра – и осень мокра». В то же время осадки сулили хороший урожай на следующий год: «Коли на Макрину дождь, уродится рожь». Эта же примета обещала, что в лесу будет много орехов.
В это время заканчивались летние работы и начинались осенние. «Макрина снаряжает осень, а Анна – зиму», – подмечали в народе.
Заканчивалось лето и для насекомых – оводы на Макрину должны были кусаться в последний раз. А если с осин начинал лететь пух, можно было смело идти за подосиновиками.
С Ильина дня начиналась осень. Ночи становились холодными, случались утренние заморозки, а дневная жара сходила на нет. С этого дня люди переставали купаться. Наши предки говорили: «Илья Пророк бросил в воду ледяшок»; «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна»; «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается»; «На Илью до обеда лето, а после обеда осень». Воздух становился влажным, и хозяйки, вывешивая постиранное белье, замечали: «До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет». Нередки были и дожди: «До Ильи поп дождя не намолит, после Ильи и баба фартуком нагонит».
Дни делались заметно короче. «Петр и Павел час убавил, а Илья Пророк два уволок», – подмечали наши предки. «С дня Ильина ночь длинна: работник высыпается, кони наедаются».
На Ильин день было не принято работать, особенно в поле: «На Илью стогов не мечут спалит Илья грозой». Этот обычай был связан с поверьем, что только до этого времени трава наливается вкусом и силой: «До Ильина дня сено метать пуд меда в него накласть». А собранным в этот день сеном набивали постели, приговаривая: «Ильинская соломка деревенская перинка».
На Онуфрия было принято заниматься закромами (местами в амбарах для хранения зерна).
Говорили, что если случатся сильные росы, то будет плохой урожай льна.
В этот день было принято отправляться в лес за ягодами. Хозяйки занимались их заготовкой на зиму.
Гроза, случившаяся в этот день, предвещала хорошее: «Коли гроза сена будет за глаза».
В этот день обращали внимание на то, насколько обильно выпадет роса. Если поля поутру были сырыми, приходилось ожидать серого льна: «На Марию сильные росы льны будут серы и косы».
На Трофима начинали собирать калину и малину. Крестьяне говорили: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».
Женщины и дети начинали сбор ягод черемухи.
По приметам этого дня судили о том, какой будет зима. О грядущих морозах говорили холодные утренники на Анну. Также подмечали: «Какова погода до обеда, такова зима до декабря. Какова погода после обеда, такова зима после декабря». В то же время светлый и теплый день предвещал холодную зиму, а дождливый – снежную и теплую. Наблюдали и за муравьями: если они начинают резко увеличивать муравейники, следовало ждать холодной зимы.
На Анну поспевал первый картофель.
На Руси на Ермолая, как правило, выпадал теплый день, поэтому крестьяне торопились закончить жатву. «Ермолай хлеб прибирай». Начинался ранний сбор яблок, однако есть их еще было нельзя – нужно было дождаться Яблочного Спаса.
Поспевал и первый картофель.
Считалось, что на Ермолая «осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают». Или, как говорили знающие люди, «утром прохлада росяная листья наполняет, пыль омывает, а в полдень рождается в травах целительная сила». В этот день знахари выходили в леса и луга – запасти лечебные травы.
В этот праздник знахари ходили за травами. В то же время этот день считался несчастливым. Говорили: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб»; «Палий пали копны».
Одно из прозвищ Пантелеймона (Кочанный) связано с тем, что в это время начинают завиваться капустные вилки.
На Прохоры-Пармены следовало выкапывать луковицы тюльпанов и снимать созревшие груши с деревьев. Картофельная ботва начинала увядать – значит, можно было копать первые клубни.
Калинниками называли утренние морозы, которые губительно действовали на хлеба, оставшиеся на полях. Морок, или туман, в этот день предвещал хороший урожай ячменя и овса. «Коли на Каллиника туман припасай косы про овес с ячменем», – подмечали крестьяне. А вот если спелый овес вновь зазеленеет – значит, осень будет ненастной.
Крестьяне говорили: «На Силу и Силуана рожь бывает пьяна», – то есть полна зерном и клонится к земле. Можно приступать и к посеву озимой ржи: «Посеешь рожь на Силу родится сильно»; «Сила хлеб силит».
В этот день обращали внимание на погоду: если она была пасмурной и прохладной, то дождя можно было не ждать. А вот сильное мерцание звезд на рассвете предвещало скорые и обильные осадки. Если же дождь заморосил под вечер, да еще при ветреной погоде – быть долгой мокроте
Название Медовый Спас идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время..
В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому есть ещё одно название – Маковый Спас.
С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие – то лучше посев отложить.
Женщины и дети шли в лес – заготавливать малину. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму.
В это время заканчиваются сенокосные работы. Последний их этап – покос травы, отросшей на уже скошенных лугах. Также в этот день было принято всей семьей собирать цветы и травы
Степанов день и несколько последующих дней считались указателями сентября: каковы они, таков и первый месяц осени будет.
Если в Антонов день был сильный ветер, тем более с вихрями – зиму ждали снежную и морозную. Также говорили: «Каков Вихровей, таков и октябрь». Кроме ветров в этот день опасались дождей – зарядив в этот день, они продолжались еще долго.
Этот праздник называли также Малинником, поскольку он выпадал на период, когда в лесах и садах бывало много малины. Еще одно название праздника – Орешник, так как к этому времени поспевали орехи.
В эту пору поспевает дикая малина. На Авдотью – последний сбор огурцов. После этого дня они перестают расти. Поэтому крестьяне торопились убрать ботву, пока она не высохла, и сложить ее в компостную яму. Собирали также урожай чеснока и лука.
Сеногнойкой же Авдотью прозвали потому, что в ее день часто идут дожди, из-за которых сено мокнет и гниет. По этому дню обычно судили, каким будет ноябрь.
По дню Евстигнея судят о том, каким будет декабрь. Пытались предсказать погоду и на ближайшее будущее: на закате солнца выходили в поле и кричали во всю глотку. Если эхо слышалось далеко – это предвещало солнечный день, если близко – ждали дождя.
В садах массово созревали яблоки. До Второго Спаса есть яблоки запрещалось. В южных районах наравне с яблоками пробовали первый виноград.
В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по–осеннему холодными. «Пришел Спас бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас». Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края.
По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.
Если аисты готовились к отлету на юг, ждали холодную и раннюю осень.
На Руси Мирона называли Ветрогоном, потому что в его праздник нередко случались сильные ветры. «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», – приговаривали наши предки. По погоде на Мирона судили о том, каким будет будущий январь. Также делали прогнозы на осень: если дуют спокойные ветры-тиховики – осень будет солнечной, если случается буря – сентябрь ожидается ненастным.
Если вдруг на Мирона выпадал иней – значит, следующим летом можно было надеяться на хороший урожай. Такое явление было нередким, ведь уже случались настоящие холода. Недаром говорили: «На Мирона всему час: держи рукавички про запас».
На Мирона было принято собирать в лесу ежевику.
С Матфея приближение осени становилось очевидным, воздух остывал, а в небе все чаще появлялись тучи. «Матфей ненастье подпускает, летний дождь осенним перебивает».
В полдень на Лаврентия наши предки выходили смотреть на воду в реках и озерах: если она тиха и спокойна – осень будет безветренной, а зима – без вьюг и метелей. «Осень и зима хорошо живут, коли вода тиха, и дождик идет», – говорили люди. Обращали внимание и на погоду: сильная жара или сильные дожди предвещали то же самое на всю осень. Эти же приметы пророчили хорошую рыбалку в конце лета – начале осени.
На Евпатия по обыкновению начинали стричь овец. До наступления холодов они успевали обрасти заново.
На Фотю с утра примечали: если выпал иней, значит можно ждать хорошего урожая озимых на следующий год. Если в этот день было дождливо – не стоило надеяться на длинное бабье лето. А теплая и ясная погода предвещала множество белых грибов в лесах.
На Тихона наблюдали за ветрами: если они дули тихо – ждали ветра на несколько дней вперед, а если проносились бурей – это предвещало дождливый сентябрь. Были и приметы, связанные с урожаем: «Коли грибовно так и хлебовно» (при обилии грибов в лесах можно надеяться и на хлебное плодородие в следующем году).
Если ветер тих и спокоен, то осень будет солнечной, а если быстр и стремителен – следует ждать ненастья. Поговорки: «Тихий ветер в сад сухая осень в лес»; «Михеев день с Бабьим летом бурейветром перекликаются». Обращали внимание на журавлей. Если птицы потянулись клином на юг – значит, к середине октября ударит мороз. Если же журавли спокойны и не встают на крыло, зима придет позже обычного.
К этому времени в лесах созревали орехи, начинался их сбор. В это время наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки улетают на юг в три этапа – в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров будет мороз.
На Мирона обыкновенно бывали ветры. Но о том, какой будет погода судили заранее – по дню Тихона: «Тихон дует тихо и Мирон отдыхает». В этот день также наблюдали за приметами: если утром бывала роса и туман, то можно было ждать хорошей погоды. К этому времени начинался активный листопад, приближалась осень, и пора была заканчивать полевые работы. «На Мирона не отсеешься на следующий год соберешь одни цветочки».
Этот день считался последним для полевых работ. Земледельцы вырывали полынь и рассматривали ее корни: если они толсты, на следующий год можно ждать хорошего урожая.