English
26 апреля 2024, пятница
RSS
ecology.gpntb.ru > Сентябрь

 

Народный календарь сентября

 
Сентябрь – начало осени. В народе сентябрь называют «листопад», «хмурень». Солнышко греет уже меньше, листья на деревьях краснеют и желтеют. 22 сентября – день осеннего равноденствия.
На дни святых Адрияна и Наталии обычно приходился конец жатвы. Этот праздник в народе называется Дежень. После ржи, пшеницы и ячменя последним с полей убирали овес.
 
 
Пословицы и поговорки, сложенные о сентябре
-                    Сентябрь птиц в дорогу торопит;
-                    Сентябрь – вечер года;
-                    В сентябре лист на дереве не держится.
 
Народные приметы в сентябре
-                    На деревьях безвременно появляются желтые листья – к ранней осени.
-                    Влажное лето и теплая осень – к долгой зиме.
-                    Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.
-                    Если вход в кротовую нору расположен на север, то зима будет теплой, на юг – холодной, на восток – сухой, на запад – сырой.
-                    Много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету.
-                    Если в сентябре много желудей на дубах, то можно ожидать много снега перед Рождеством.
-                    Гром в сентябре предвещает теплую осень.
-                    Опенки у дверей – к осенней поре.
-                    Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.
 
«На Феклу именинница свекла», – говорили в народе и начинали уборку этого овоща. На Феклу подмечали, какой дует ветер: если с юга, то это сулило большой урожай овса. «Батюшка юг пустил ветер на овес»; «Феклин день пришел, овес дошел».
В Самойлов день просили хорошей погоды для осенних работ. В этот день в лесах уже появлялись первые зимние опята.
На Фаддея было принято убирать лен. Его раскладывали на лугах – ради «улежания», другими словами, чтобы из него вышла лишняя влага, а он стал мягким и гибким. Наблюдали в этот день за погодой. Если на Фаддея небо чистое и солнце светит ясно, то того же можно было ждать еще на четыре недели вперед.
На Агафона замечали: если день выдавался ясным, то солнечная погода продержится еще четыре недели.
К этому сроку в лесах и на болотах поспевала брусника.
По зрелости брусники судили о том, поспел ли овес. Если ягоды уже налились соком и заалели, то с жатвой нужно было спешить. Торопились убрать и лен. Смотрели на журавлей: если птицы потянулись на юг, зима придет рано. В то же время, если клин летит низко, то больших холодов не будет. А вот если журавли летят молча и быстро, нужно ожидать скорого ненастья. Начинались первые заморозки. «Лупов мороз морозит нос», «Лупенские морозы на овес садятся, брусникой сластятся».
На Руси на Евтихия наблюдали за погодой: день должен быть тихим, безветренным, иначе может осыпаться льняное семя. В первую неделю сентября семена льна как раз дозревали, и важно было успеть собрать их.
Если на Евтихия шел дождь, это предвещало сухую осень и хороший урожай на следующий год.
В дни сильного листопада, которые наступали на Тита, люди обыкновенно шли в лес по грибы. «Святой Тит последний гриб растит». По урожаю грибов судили о том, какой будет зима. Если грибов в лесах было много, это предвещало долгие холода.
С Натальи Овсяницы на Руси начинали косить овес.
С этого времени день убавляется примерно на три часа от летнего солнцестояния. В народе примечали: «Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, Илья Пророк (2 августа) два уволок, а Адриян и Наталья три утащили, канальи». Обращали внимание и на приметы погоды. Холодный утренник на Наталью предвещал раннюю и холодную зиму. Если к этому дню не опали листья с березы и дуба, это означало, что зима будет суровой.
На Пименов крестьяне выходили кланяться рябине и собирали ягоды. Правда, первыми лакомились всегда птицы. Говорили: Милостива будет зима к людям, если после пташек на рябине останется много ягод. Впрочем, большой урожай рябины предвещал суровые морозы.
На Анну и Савву завершалась последняя жатва хлебов. С полей вывозили снопы, которые складывали в скирды – отсюда и название праздника, Скирдники. Крестьяне торопились убрать хлеб до наступления ненастья и холодов.
Заканчивается лето, вместе с первыми заморозками приходит осень. «Иван Постный пришел, лето красное увел», – подмечали люди. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает»; «Иван Постный осени отец крестный»; «Иван Предтеча гонит птиц далече». Кстати, по поведению разных птиц в этот день судили о погоде. Если на Ивана Постного летели на юг журавли – это предвещало короткую осень и ранний снег. Если скворцы долго не улетали – ждали сухую осень, а если темными вечерами над землей тянулись стаи грачей – надеялись на хорошую погоду. Также замечали: лебедь летит к снегу, а гусь – к дождю. На Ивана Постного было принято убирать репу.
В этот день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До этого срока на болота ходить было нельзя. Также на Куприяна обычно выходили в поле убирать корнеплоды – дергать репу, морковь и свеклу, копать картофель.
Семин день в старину называли началом бабьего лета. По погоде первого дня судили обо всей осени: если было ясно, то и вся осень должна была быть теплой. Если же видели, что на бабье лето луга опутаны паутиной, то ждали затяжную осень.
К Мамонтию черемуха должна была полностью сбросить свой летний наряд.
В это время также продолжалась уборка льна.
В это время женщины начинали выкапывать лук.
По этому дню судили, какой будет зима. Также смотрели на рябину: если ее листья уже пожелтели, значит, зима придет рано и будет холодной; а если на дереве видели много ягод, ждали дождливую осень.
В этот день обращали внимание на погоду. Начинались первые морозы. «Михаил заморозком прихватил», – говорили люди. Если после Михайловских морозов на деревьях появлялся иней, нужно было ждать обильного снега зимой. Наблюдали, как падают листья с осины: если «лицом» вверх – к студеной зиме, если «изнанкой» – к теплой.
В это время повсеместно шла уборка репчатого лука, на базарах начинали им торговать. По луку судили о погоде на приближающуюся зиму. Обилие шелухи на луковицах предвещало сильные морозы.
На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени и наблюдали приметы. Если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой.
К дню Петра и Павла созревшая рябина от осенних заморозков становилась сладкой. «С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего рябину», – говорили в народе. По рябине судили и о том, какими будут следующие месяцы. Обилие ягод предвещало сырую осень и суровую зиму.
На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. «Всякое лето кончается, осень начинается», – говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы, это обещало хороший урожай на следующий год.
С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму.
На Руси день святого Корнилия стали называть Корнильем, поскольку в этот день убирали с гряд корнеплоды: репу, свеклу, редьку, морковь. «В Корнилов день последнюю репу с огорода вон», – говорили крестьяне. Считалось, что с этого времени «корень в земле не растет, а зябнет». Заморозки, которые уже случались нередко, могли погубить урожай.
Корнилье считалось также последним теплым днем осени. Если шел последний теплый дождь, это называли хорошей приметой. «Дождь к земле припадает землю целить начинает».
«Пришло Воздвижение кафтан с шубой сдвинулся», – говорили в народе.
За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму.
На Никиту в деревнях начинался забой гусей, откормленных за лето. Дикие гуси улетали в теплые края, и охотники выходили на последний промысел. В этот день делали различные предсказания, наблюдая за полетом птиц. Если гуси летели высоко – это предвещало высокое половодье весной. Если птица стоит над лужей, поджимая одну ногу, значит, будет мороз, если полощется в воде – будет тепло. В это время убирали репу с грядок, обрезали у нее ботву, поэтому праздник нередко называли Репорезом.
Если на Ефимию тепло и сухо, то зима придет поздно и будет мягкой. А если в этот день слышали гром – ждали бесснежную зиму.
Как правило, праздник в память Веры, Надежды и Любови выдается ясным и теплым. Наши предки подмечали: если журавли полетят в этот день на юг, то на Покров уже будет мороз.