Сентябрь – начало осени. В народе сентябрь называют «листопад», «хмурень». Солнышко греет уже меньше, листья на деревьях краснеют и желтеют. 22 сентября – день осеннего равноденствия.
На дни святых Адрияна и Наталии обычно приходился конец жатвы. Этот праздник в народе называется Дежень. После ржи, пшеницы и ячменя последним с полей убирали овес.
Пословицы и поговорки, сложенные о сентябре
-Сентябрь птиц в дорогу торопит;
-Сентябрь – вечер года;
-В сентябре лист на дереве не держится.
Народные приметы в сентябре
-На деревьях безвременно появляются желтые листья – к ранней осени.
-Влажное лето и теплая осень – к долгой зиме.
-Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.
-Если вход в кротовую нору расположен на север, то зима будет теплой, на юг – холодной, на восток – сухой, на запад – сырой.
-Много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету.
-Если в сентябре много желудей на дубах, то можно ожидать много снега перед Рождеством.
-Гром в сентябре предвещает теплую осень.
-Опенки у дверей – к осенней поре.
-Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.
«На Феклу именинница свекла», – говорили в народе и начинали уборку этого овоща. На Феклу подмечали, какой дует ветер: если с юга, то это сулило большой урожай овса. «Батюшка юг пустил ветер на овес»; «Феклин день пришел, овес дошел».
На Фаддея было принято убирать лен. Его раскладывали на лугах – ради «улежания», другими словами, чтобы из него вышла лишняя влага, а он стал мягким и гибким. Наблюдали в этот день за погодой. Если на Фаддея небо чистое и солнце светит ясно, то того же можно было ждать еще на четыре недели вперед.
К этому сроку в лесах и на болотах поспевала брусника.
По зрелости брусники судили о том, поспел ли овес. Если ягоды уже налились соком и заалели, то с жатвой нужно было спешить. Торопились убрать и лен. Смотрели на журавлей: если птицы потянулись на юг, зима придет рано. В то же время, если клин летит низко, то больших холодов не будет. А вот если журавли летят молча и быстро, нужно ожидать скорого ненастья. Начинались первые заморозки. «Лупов мороз морозит нос», «Лупенские морозы на овес садятся, брусникой сластятся».
На Руси на Евтихия наблюдали за погодой: день должен быть тихим, безветренным, иначе может осыпаться льняное семя. В первую неделю сентября семена льна как раз дозревали, и важно было успеть собрать их.
Если на Евтихия шел дождь, это предвещало сухую осень и хороший урожай на следующий год.
В дни сильного листопада, которые наступали на Тита, люди обыкновенно шли в лес по грибы. «Святой Тит последний гриб растит». По урожаю грибов судили о том, какой будет зима. Если грибов в лесах было много, это предвещало долгие холода.
С этого времени день убавляется примерно на три часа от летнего солнцестояния. В народе примечали: «Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, Илья Пророк (2 августа) два уволок, а Адриян и Наталья три утащили, канальи». Обращали внимание и на приметы погоды. Холодный утренник на Наталью предвещал раннюю и холодную зиму. Если к этому дню не опали листья с березы и дуба, это означало, что зима будет суровой.
На Пименов крестьяне выходили кланяться рябине и собирали ягоды. Правда, первыми лакомились всегда птицы. Говорили: Милостива будет зима к людям, если после пташек на рябине останется много ягод. Впрочем, большой урожай рябины предвещал суровые морозы.
На Анну и Савву завершалась последняя жатва хлебов. С полей вывозили снопы, которые складывали в скирды – отсюда и название праздника, Скирдники. Крестьяне торопились убрать хлеб до наступления ненастья и холодов.
Заканчивается лето, вместе с первыми заморозками приходит осень. «Иван Постный пришел, лето красное увел», – подмечали люди. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает»; «Иван Постный – осени отец крестный»; «Иван Предтеча гонит птиц далече». Кстати, по поведению разных птиц в этот день судили о погоде. Если на Ивана Постного летели на юг журавли – это предвещало короткую осень и ранний снег. Если скворцы долго не улетали – ждали сухую осень, а если темными вечерами над землей тянулись стаи грачей – надеялись на хорошую погоду. Также замечали: лебедь летит к снегу, а гусь – к дождю. На Ивана Постного было принято убирать репу.
В этот день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До этого срока на болота ходить было нельзя. Также на Куприяна обычно выходили в поле убирать корнеплоды – дергать репу, морковь и свеклу, копать картофель.
Семин день в старину называли началом бабьего лета. По погоде первого дня судили обо всей осени: если было ясно, то и вся осень должна была быть теплой. Если же видели, что на бабье лето луга опутаны паутиной, то ждали затяжную осень.
По этому дню судили, какой будет зима. Также смотрели на рябину: если ее листья уже пожелтели, значит, зима придет рано и будет холодной; а если на дереве видели много ягод, ждали дождливую осень.
В этот день обращали внимание на погоду. Начинались первые морозы. «Михаил заморозком прихватил», – говорили люди. Если после Михайловских морозов на деревьях появлялся иней, нужно было ждать обильного снега зимой. Наблюдали, как падают листья с осины: если «лицом» вверх – к студеной зиме, если «изнанкой» – к теплой.
В это время повсеместно шла уборка репчатого лука, на базарах начинали им торговать. По луку судили о погоде на приближающуюся зиму. Обилие шелухи на луковицах предвещало сильные морозы.
На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени и наблюдали приметы. Если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой.
К дню Петра и Павла созревшая рябина от осенних заморозков становилась сладкой. «С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего – рябину», – говорили в народе. По рябине судили и о том, какими будут следующие месяцы. Обилие ягод предвещало сырую осень и суровую зиму.
На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. «Всякое лето кончается, осень начинается», – говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы, это обещало хороший урожай на следующий год.
С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму.
На Руси день святого Корнилия стали называть Корнильем, поскольку в этот день убирали с гряд корнеплоды: репу, свеклу, редьку, морковь. «В Корнилов день – последнюю репу с огорода вон», – говорили крестьяне. Считалось, что с этого времени «корень в земле не растет, а зябнет». Заморозки, которые уже случались нередко, могли погубить урожай.
Корнилье считалось также последним теплым днем осени. Если шел последний теплый дождь, это называли хорошей приметой. «Дождь к земле припадает – землю целить начинает».
На Никиту в деревнях начинался забой гусей, откормленных за лето. Дикие гуси улетали в теплые края, и охотники выходили на последний промысел. В этот день делали различные предсказания, наблюдая за полетом птиц. Если гуси летели высоко – это предвещало высокое половодье весной. Если птица стоит над лужей, поджимая одну ногу, значит, будет мороз, если полощется в воде – будет тепло. В это время убирали репу с грядок, обрезали у нее ботву, поэтому праздник нередко называли Репорезом.
Как правило, праздник в память Веры, Надежды и Любови выдается ясным и теплым. Наши предки подмечали: если журавли полетят в этот день на юг, то на Покров уже будет мороз.
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 3069