English
11 мая 2024, суббота
RSS
ecology.gpntb.ru > законодательство РФ > Нормативные документы Госкомэкологии России > Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико - экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов. Утв. Минприроды России 01.01.92.

             Министерство Экологии и Природопользования
              ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

                           РУКОВОДСТВО
           
                      от 1 января 1992 года

                                 
          по проведению оценки воздействия на окружающую
           среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке
           технико-экономических обоснований и проектов
            строительства (реконструкции, расширения и
            технического перевооружения) хозяйственных
                      объектов и комплексов
                                 

                         1. Общие положения

     1.1. Настоящее Руководство

     разработано:
 
     (а) для методического обеспечения проведения оценки воздействия
на окружающую  среду  (ОВОС)  при  подготовке  и  принятии решений о
развитии производительных сил*;
----------------
     * В том числе,  при подготовке материалов по  выбору  площадки,
технико-экономических    обоснований   и   проектов   строительства
(расширения, реконструкции,       технического       перевооружения)
народнохозяйственных объектов   и  комплексов,  независимо  от  форм
собственности, их сметной стоимости  и  функционального  назначения,
если другое не оговорено законодательством РСФСР.

     (б) в  развитие  "Временной  инструкции  о  порядке  проведения
оценки воздействия на окружающую среду  при   разработке    технико-
экономических обоснований   (расчетов)   и   проектов  строительства
народнохозяйственных объектов    и     комплексов",     утвержденной
Госкомприродой СССР 18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных
документов о порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1 ;

     (в) в дополнение  к  действующим  нормативно   -   правовым   и
инструктивно -  методическим       документам,      регламентирующим
проектирование с     учетом     требований     природоохранительного
законодательства Российской Федерации*;
----------------
     * В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.

     (г) в  соответствии   с   Международной  конвенцией  об  оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой
странами Европейской  экономической  комиссии  25  февраля 1991 года
(Финляндия);

     (д) Управлением  экологических   нормативов   и   методического
обеспечения   экспертизы  Государственной  экологической  экспертизы
Минприроды РСФСР;

      предназначено для:
    
     (а) организаций    -    заказчиков    проектной    документации
(инициаторов  деятельности),  представляющих  гарантии  обществу  по
предотвращению (смягчению) отрицательных  экологических  последствий
реализации намечаемой деятельности;

     (б) организаций    -   разработчиков   проектной   документации
(подрядчиков),  представляющих гарантии  заказчикам  по  обеспечению
экологической безопасности реализации намечаемой деятельности;

     (в) органов  государственного  контроля  (и  надзора) в области
природопользования и охраны окружающей среды;

     (г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к
проведению ОВОС;

     (д) заинтересованных    общественных    организаций    и   лиц,
принимающих участие в обсуждении проектных  замыслов  и  результатов
ОВОС на всех стадиях проектирования;

     (е) подразделений  ведомственной  и вневедомственной экспертизы
проектов и смет;

     определяет:
    
     (а) назначение  ОВОС   в   системе   подготовки   и    принятия
хозяйственных решений;

     (б) принципы ОВОС;

     (в) ответственность за организацию и проведение ОВОС;

     (г) порядок проведения общественных слушаний;

     (д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации;

     (е) порядок оформления результатов ОВОС.

     1.2. Главной  целью  введения  ОВОС  в  процесс  проектирования
является создание условий для:

     (1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых  преимуществ
и потерь экологического,  экономического  и  социального  характера,
связанных с хозяйственным развитием;

     (2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих:

     (а) недопущению деградации окружающей среды;

     (б) обеспечению                 социально-эколого-экономической
сбалансированности хозяйственного развития;

     (в) улучшению условий жизни людей;

     (г) выработке эффективных мер  по снижению  уровня  вынужденных
неблагоприятных воздействий   на  окружающую  среду  до  незначимого
или приемлемого уровня.

     1.3 Понятия, термины и определения

     1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду* (ОВОС) - это:
----------------
     * Понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие
факторы как флору,  фауну,  почву,  воздух,  воду, климат, ландшафт,
исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь
между этими  факторами.  Это  понятие   необходимо   для   выявления
последствий для    общества   (через   изменения   вышеперечисленных
факторов) в   условиях   социально-экономического   и    культурного
развития.

     (1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

     (а) предполагаемых   воздействий    намечаемой    хозяйственной
деятельности;

     (б) изменений  в окружающей   среде,   как   результатов   этих
воздействий;

     (в) последствий для общества,  к  которым приведут  изменения в
окружающей среде;

     (2) выявление, анализ и  сравнение  всех  реальных  и  разумных
альтернатив (включая   полный   отказ  от  деятельности)  на  основе
социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

     (3) форма, в рамках которой  заказчик  представляет  результаты
проведенных процедур  ОВОС  в процессе разработки проектного замысла
на различных стадиях проектирования;

     (4) инструмент  принятия   решений;  результаты   ОВОС   должны
представлять ясную  картину  изученных  альтернативных  возможностей
развития и   их   последствий    для    общества    со    взвешенной
социально-эколого-экономической оценкой  преимуществ  и  недостатков
каждой альтернативы.

     1.3.2. Воздействие   понимается    как    единовременный    или
периодический акт,  либо  постоянный процесс привноса или изъятия по
отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.

     1.3.3. Изменение  принимается  как  перемена   (обратимая   или
необратимая) в  средообразующих  компонентах  или  их  сочетаниях  в
результате оказанных воздействий.

     1.3.4. Последствие  понимается   как   осознаваемое   субъектом
(человеком или   определенной   социальной   группой)   изменение  в
окружающей среде,  приводящее  к  изменению  условий   жизни   этого
субъекта.

     1.3.5. Общественные  слушания  -  это  обобщенное  наименование
этапа в       процедуре       ОВОС,       позволяющего      выявлять
(предсказывать),анализировать, оценивать  и  учитывать  в  проектных
решениях экологические и связанные  с  ними  последствия  реализации
намечаемой деятельности.

     1.3.6. Процедура      понимается     как     последовательность
организационно и логически взаимосвязанных действий.  Процедуры ОВОС
являются неотъемлемой  и обязательной частью процесса проектирования
на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены
на государственную   экспертизу,   в   том   числе   государственную
экологическую экспертизу,  в  составе  предпроектной   и   проектной
документации.

     1.4. Принципы ОВОС

     (1) интеграция (рассмотрение  во  взаимосвязи) технологических,
технических, социальных,  природоохранных,  экономических  и  других
показателей проектных предложений;

     (2) альтернативность  проектных   решений,  формирование  новых
вариантов;

     (3) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений
на самых ранних этапах проектирования;

     (4) доступность   информации    по   проектным   решениям   для
общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта;

     (5) ответственность  заказчика  ( инициатора)  деятельности  за
последствия реализации проектных решений.

     1.5. Проведение   процедур   ОВОС   в  полном  объеме  является
обязательным для видов хозяйственной деятельности,  перечисленных  в
приложении 2 к настоящему Руководству.

     Для видов  хозяйственной  деятельности,  не вошедших в перечень
(Приложение 2),  обязательным является разработка "проекта Заявления
о    воздействии    на   окружающую   среду   (ЗВОС)".   Решение   о
целесообразности   проведения   всех   последующих   процедур   ОВОС
принимается государственными органами власти,  управления и контроля
(надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на  основании
оценки  степени  значимости  предполагаемых  воздействий  намечаемой
деятельности на окружающую среду (см. сноску (3) к п.5.3 (б)).


           2. Ответственность участников проведения ОВОС


     2.1. Заказчик несет ответственность за:

     (1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;

     (2) учет  и   представление   результатов   ОВОС   в    составе
предпроектной и  проектной  документации  в  государственные  органы
контроля;

     (3) экологические   и  связанные  с ними последствия реализации
проектного   замысла   (при   строительстве   новых,  реконструкции,
расширении,  техническом  перевооружении,  эксплуатации и ликвидации
хозяйственных объектов и комплексов). 

     2.1.1. Заказчик  обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС
и связанных   с   ними   необходимых   изысканий   и   исследований.
Финансирование процедур  ОВОС  должно  быть  предусмотрено  в сметах
расходов на разработку предпроектной и проектной документации.

     2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых:

     (1) контактов с государственными органами власти, управления  и
контроля;

     (2) общественных слушаний проектного замысла.

     2.1.3. Заказчик    предоставляет    разработчику   (подрядчику)
имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных  с
ними последствиях    строительства    и   эксплуатации   аналогичных
действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга,
анализа медико-географической     обстановки    и    послепроектного
экологического анализа.

     2.1.4. Заказчик  представляет  результаты  проведения  ОВОС   в
составе предпроектной  и  проектной  документации на государственную
экспертизу, в том числе экологическую.

     2.1.5. Заказчик  отвечает   за   обеспечение   выполнения   при
реализации проектного  замысла  ( строительстве и эксплуатации) всех
условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.

     2.2. Разработчик   (подрядчик)   предпроектной   и    проектной
документации несет ответственность перед заказчиком за:

     (1) соблюдение всех процедур ОВОС;

     (2) достоверность, полноту  и  качество  полученных результатов
проведения ОВОС.

     2.3. Организации и специалисты (субподрядчики),  привлекаемые к
проведению ОВОС,   отвечают  перед  разработчиком  (подрядчиком)  за
достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

     2.4. Государственные     органы     контроля      в     области
природопользования и  охраны  окружающей среды несут ответственность
перед государственными   органами    власти    и    управления    за
своевременное, квалифицированное    и    объективное    рассмотрение
предпроектной и   проектной   документации,   содержащей  результаты
проведения ОВОС.

                  3. Общий порядок проведения ОВОС*


----------------
     * Смотри приложение 3.

     3.1. Перед  началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой
деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях",
которое:

     (а) содержит  информацию  о намерениях  Заказчика  по характеру
намечаемой деятельности;

     (б) представляется в государственные органы власти и управления
(по уровням   компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую
подготовку   и   рассмотрение  предложений  по  развитию  намечаемой
деятельности    на    возможных    площадках    ее    осуществления.
---------------- 
     * Согласие    не  означает  закрепление  за  данным  Заказчиком
возможных площадок или землеотводов. 

     3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:

     (1) заказчиком намечаемой деятельности;

     (2) подрядчиком (разработчиком);

     (3) субподрядчиком   -  организацией   или   специалистами   по
проведению ОВОС.

     3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

     3.3.1. Разработка   проекта   "Заявления   о   воздействии   на
окружающую среду" ("проект  ЗВОС").

     3.3.2. Представление "проекта ЗВОС"  в  государственные  органы
власти, управления и контроля.

     3.3.3. Разработка   заданий   на  проектирование,  изыскания  и
исследования в   соответствии   с   требованиями,   выдвинутыми   по
результатам рассмотрения  "проекта  ЗВОС"  в государственных органах
власти, управления и контроля.

     3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам
изысканий и исследований.

     3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

     3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта
строительства хозяйственного объекта или комплекса.

     3.3.7. Принятие   заказчиком   решения    о    возможности    и
целесообразности реализации   намечаемой   деятельности   на  данной
площадке на представленных и  зафиксированных  условиях,  исходя  из
сформированного понимания   экологических   и   связанных   с   ними
последствий ее осуществления.


     4. Разработка "проекта ЗВОС"


     4.1. "Проект ЗВОС" - это документ, предназначенный для:

     (1) заказчика проектной документации;

     (2) государственных органов:

     (а) власти;

     (б) управления   (в   том   числе   в   области   регулирования
природопользования);

     (в) контроля (в том числе органов экологического контроля).

     4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях:

     (1) обоснования  проектного  замысла с рассмотрением реальных и
разумных альтернатив намечаемой деятельности  и  возможных  площадок
для ее осуществления;

     (2) выбора    принципиальных    инженерных,    технологических,
архитектурно - планировочных и других  проектных  решений  в  рамках
намечаемой деятельности;

     (3) получения  условий  на  проектирование  в  органах  власти,
государственного управления и контроля.

     4.3. Разработка  "проекта  ЗВОС"  осуществляется   для   каждой
возможной площадки и включает:

     4.3.1. Сбор   и   анализ   имеющейся   информации  об  основных
особенностях окружающей среды  на  территории  в  районах  возможных
площадок для осуществления намечаемой деятельности.

     4.3.2. Обоснование  необходимости и целесообразности реализации
проектного замысла с  выявлением,  анализом  и  оценкой  реальных  и
разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.

     4.3.3. Выявление  возможных  принципиальных вариантов проектных
решений в соответствии с проектным замыслом.

     4.3.4. Определение и характеристика основных видов,  источников
и  объектов  воздействия  по  основным вариантам проектных решений в
районах возможных площадок.

     4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей  среды
как   результатов   выявленных  воздействий  по  основным  вариантам
проектных решений в районах возможных площадок.

     4.3.6. Предложения  по  мероприятиям  для  предотвращения   или
смягчения   выявленных   возможных  неблагоприятных  воздействий  по
основным вариантам.

     4.3.7. Разработка   программ   изысканий   и  исследований  для
проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой
деятельности.

     4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят следующие разделы:

     4.4.1. Описание    основных   особенностей  окружающей  среды*,
касающихся:
----------------
     * Описание должно  касаться  всех  аспектов  окружающей  среды,
которые потенциально   могут  быть  вовлечены  в  процедуры  ОВОС  в
качестве предмета   анализа   и   оценки.    Главным    требованием,
предъявляемым к  описанию,  является  полнота  охвата,  а не полнота
сведений: описание должно ясно показывать все  недостатки  имеющейся
информации и  указывать  области  требуемых  дальнейших  специальных
исследований и изысканий.

     (1) существующих   источников    антропогенного    воздействия,
оказывающих значительное влияние на окружающую среду;

     (2) состояния:

     (а) атмосферного воздуха;

     (б) поверхностных и подземных вод;

     (в) почв;

     (г) недр;

     (д) растительного и животного мира;

     (е) визуального качества ландшафта,  в том числе для визуальных
доминант;

     (ж) материальных и культурно - исторических памятников.

     (3) социально - экономических аспектов:

     (а) инфраструктура;

     (б) занятость населения и ее формы;

     (в) связь;

     (г) демография;

     (д) жилищный фонд и т.д.

     4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития
намечаемой деятельности   в   районах   возможных  площадок,  в  том
числе:

     (1) описание  целей,  характера,  средств,   места   и   сроков
реализации намечаемой деятельности;

     (2) описание возможных альтернатив, включая:

     (а) варианты     территориального     размещения     намечаемой
деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной  оценкой
рассмотренных альтернатив);

     (б) "нулевой"  вариант  (отказ  от  намечаемой деятельности при
сохранении существующего    характера    использования     возможных
площадок);


      4.4.3.Описание возможных  принципиальных  вариантов  проектных
решений в соответствии с проектным замыслом, в том числе:

     (1) инженерных;

     (2) технологических;

     (3) архитектурно-планировочных и т.д.

     4.4.4. Описание  и характеристика основных источников,  видов и
объектов воздействия (если таковые имеются)  по  следующим  основным
вариантам проектных решений:

     (1) источники воздействия, как:

     (а) элементы    основной    и    вспомогательной    технологий,
функционирование которых  является  причиной  изменений   окружающей
среды;

     (б) новые  материальные  объекты  (здания,  сооружения и т.д.),
размещаемые в окружающей среде;

     (в) предприятия и объекты,  функционирование которых связано со
строительством проектируемого объекта;

     (г) следы   хозяйственной   деятельности   (отвалы,  терриконы,
хвостохранилища, накопители, свалки и т.д.);

     (д) удаление существующих материальных объектов;

     (2) виды воздействия, определяющиеся:

     привносом в окружающую среду:
    
     (а) химических веществ;

     (б) радиоактивных веществ и излучений;

     (в) шума и вибраций;

     (г) тепла;

     (д) электромагнитных излучений;

     (е) визуальных доминант и т.д.;

     изъятием из окружающей среды различных:
       
     (а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных);

     (б) водных ресурсов;

     (в) ресурсов флоры и фауны;

     (г) полезных ископаемых;

     (д) агрокультурных   ресурсов    (плодородных    земель,    как
вовлеченных в агропроизводство, так и резервных);

     (е) местообитаний   популяций   ценных  видов  растительного  и
животного мира (мест воспроизводства, миграции и т.д.);

     (ж) культурных, исторических и природных памятников;

     (з) визуальных   доминант,   определяющих   характерный   облик
ландшафта и т.д.;

     (3) характеристики  воздействия,  определяемые  через следующие
показатели:

     (а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в
том числе    с  учетом  возможности  проявления  через  определенный
промежуток времени); 

     (б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени);

     (в) уровень  (величина  воздействия  на  единицу  площади   или
объема);

     (г) продолжительность;

     (д) временная     динамика     (непрерывное,     периодическое,
кратковременное, только при аварийных режимах и т.д.);

     (е) пространственный охват (площадь распространения);

     (ж) степень опасности намечаемой  деятельности (по действующему
классификатору опасных производств и предприятий);

     (4) основные объекты воздействия:

     (а) персонал предприятия  (включая рабочую и санитарно-защитную
зоны);

     (б) население,    попадающее   в   зону   воздействия   (помимо
санитарно-защитной зоны предприятия);

     (в) воздух,   воду,  почву,  флору,  фауну,  климат,  ландшафт,
исторические памятники,  другие материальные объекты или взаимосвязь
между этими  компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной
зоны предприятия);

     (г) социально-экономические      условия      жизнедеятельности
населения, включая  занятость,  демографические  сдвиги,  социальную
инфраструктуру, этнические особенности и т.д.

     4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений  окружающей  среды
как результатов   выявленных   воздействий   по  основным  вариантам
проектных решений ( краткие экспертные оценки):

     (1) воздуха;

     (2) поверхностных и подземных вод;

     (3) почв;

     (4) недр;

     (5) растительного и животного мира;

     (6) качества ландшафта,  в том числе для  визуальных  доминант,
материальных и культурно-исторических памятников.

     4.4.6. Предложения   по  мероприятиям  для  предотвращения  или
смягчения выявленных  возможных   неблагоприятных   воздействий   по
основным вариантам:

     (1) инженерных;

     (2) технологических;

     (3) архитектурно-планировочных и т.д.

     4.4.7. Программы  изысканий и исследований для проектирования в
районах возможных      площадок       осуществления       намечаемой
деятельности*.
----------------
     * Приводятся программы изысканий и исследований для компонентов
окружающей среды,  существенно затрагиваемых  в  случае   реализации
намечаемой деятельности.


           5. Представление и рассмотрение "проекта ЗВОС"


     5.1.  "Проект  ЗВОС" подписывается всеми участниками проведения
ОВОС,  представляется  заказчиком  на рассмотрение в государственные
органы  власти,  управления  и  контроля  для  получения условий* на
дальнейшее  проектирование.
--------------- 
     * Наряду   с  техническими  условиями,  выданными компетентными
органами. 

     5.2. Рассмотрение   "проекта  ЗВОС"  осуществляется  с  позиций
оценки предполагаемых экологических и связанных с  ними  последствий
реализации намечаемой деятельности.

     5.3. "Проект ЗВОС" рассматривается:

     (1) в государственных органах контроля в целях определения:

     (а) полноты    охвата    проработанности   вариантов   развития
намечаемой деятельности в районах возможных площадок;

     (б) перечня  условий  по  выполнению   нормативных   и   других
требований, соблюдение    которых    необходимо    при    дальнейшем
проектировании намечаемой деятельности на возможных площадках;

     (в) степени значимости  предполагаемых  воздействий  намечаемой
деятельности на окружающую среду;

     (2) в  государственных  органах (территориального) управления в
целях:

     (а) полноты   охвата   проработанности    вариантов    развития
намечаемой деятельности в районах возможных площадок;

     (б) определения  принципиальной  возможности   и   приемлемости
предлагаемых   вариантов   развития   намечаемой   деятельности,   в
зависимости от ранее принятых направлений или сложившихся  тенденций
использования территории в целом;

     (в) перечня   условий   территориального  развития,  выполнение
которых  необходимо   при   дальнейшем   проектировании   намечаемой
деятельности в районах возможных площадок;

     (г) подготовки проекта решения государственного  органа  власти
об условиях дальнейшего проектирования;

     (3) в органах власти в целях:

     (а) рассмотрения оценок  и  предложений  всех  заинтересованных
сторон (заказчика, государственных органов контроля и управления) по
поводу выдвинутых условий дальнейшего  проектирования  на  возможных
площадках*;
----------------
     * Только  в  случае  наличия  существенных  разногласий   между
участвующими сторонами    (заказчиком,   государственными   органами
контроля и управления).

     (б) принятия решения о перечне  условий*,  выполнение  которых,
как минимум,  необходимо  при дальнейшем проектировании на возможных
площадках.
----------------
     * В  перечень  условий,  выполнение   которых   необходимо  при
дальнейшем проектировании, могут быть включены:

     (1) существующие ограничения, связанные:

     (а) с правовым статусом территории;

     (б) с природной и техногенной обстановкой;

     (2) дополнения  к  программам  изысканий  и исследований, в том
числе по моделированию и прогнозированию процессов и обстановки  для
компонентов окружающей  среды,  существенно  затрагиваемых  в случае
реализации намечаемой деятельности на возможных площадках;

     (3) решение   о   нецелесообразности   продолжения   проведения
последующих  процедур  ОВОС  в  связи  с  выявленной   незначимостью
предполагаемых  воздействий  намечаемой  деятельности  на окружающую
среду.

              6. Разработка заданий на проектирование,
                      изыскания, исследования


     Основой заданий на  проектирование,  изыскания  и  исследования
являются:

     6.1. Принципиальные  проектные  решения по возможной реализации
намечаемой деятельности на  территории*,  рассмотренные  в  "проекте
ЗВОС".
----------------
     * В  данном  случае  имеется  в виду одна площадка, для которой
заказчиком получены  необходимые  условия  для   проектирования.   В
случае, если проектирование ведется для нескольких площадок,  то все
остальные этапы общей процедуры ОВОС осуществляются  для  каждой  из
них.

     6.2. Программы   изысканий   и   исследований  для  компонентов
окружающей среды,  существенно  затрагиваемых  в  случае  реализации
намечаемой деятельности.

     6.3. Перечень    условий,    сформированных    по   результатам
рассмотрения "проекта  ЗВОС"  в  государственных   органах   власти,
управления и контроля.


                         7. Разработка ЗВОС


     7.1. ЗВОС   -   это   документ,   подготавливаемый  в  процессе
проектирования и предназначенный для:

     (1) заказчика намечаемой деятельности;

     (2) государственных органов власти, управления и контроля;

     (3) профессиональных сообществ;

     (4) экологически ориентированной общественности;

     (5) населения  региона  предполагаемой  реализации   намечаемой
деятельности.

     7.2. Основной целью разработки ЗВОС является создание "предмета
обсуждения"  для выявления и фиксации всех возможных экологических и
связанных  с  ними последствий реализации намечаемой деятельности, а
также  для  выявления  и  последующего  обсуждения  всех  реальных и
разумных альтернатив проекту. 

     7.3. ЗВОС разрабатывается:

     (1) на основе "проекта ЗВОС";

     (2) по результатам выполненных:

     (а) изысканий   (инженерно-геологических,   гидрогеологических,
почвенных, растительного    и   животного   мира,   социологических,
историко-культурных и т.д.);

     (б) научных исследований;

     (3) с  учетом  условий  на   проектирование,   выдвинутых   при
рассмотрении "проекта   ЗВОС"   в  государственных  органах  власти,
управления и контроля.

     7.4. ЗВОС, в целом, состоит из разделов,  аналогичных  "проекту
ЗВОС", содержание   которых   должно   быть  существенно  расширено,
дополнено и конкретизировано по результатам изысканий,  исследований
и выполнения условий на проектирование,  выдвинутых при рассмотрении
"проекта ЗВОС"  в  государственных  органах  власти,  управления   и
контроля. При этом имеются следующие принципиальные отличия:

     (1) не    приводится    обоснование   выбора   территориального
размещения намечаемой деятельности;

     (2) анализируются  возможные  аварийные  ситуации  с позиций их
предполагаемых экологических и связанных с ними последствий  и  меры
по  предотвращению,  смягчению  или  ликвидации этих последствий,  а
также оценивается (предпочтительно расчетным  путем)  степень  риска
возникновения возможных аварийных ситуаций;

     (3) приводятся   результаты   прогнозирования  и  моделирования
процессов и обстановки для существенно затрагиваемых  компонентов  и
факторов    окружающей    среды   (согласно   перечню   условий   на
проектирование).

     7.5. В соответствии с процедурой ОВОС "Заявление о  воздействии
на окружающую среду"  представляется  Заказчиком  для  "Общественных
слушаний".


                   8. Общественные слушания ЗВОС


     8.1. Общественные  слушания  ЗВОС  организуются  и проводятся в
целях:

     (1) информирования   заинтересованных   сторон   о   намечаемой
деятельности или разрабатываемом проекте;

     (2) выявления   всех   заинтересованных   сторон  (общественных
экологически значимых позиций);

     (3) организации обмена информацией,  который может продолжаться
на дальнейших    стадиях    подготовки    и   реализации   проектных
замыслов;

     (4) выявления  и  фиксации   всех   возможных   неблагоприятных
экологических и связанных с ними последствий;

     (5) поиска   взаимоприемлемых  решений  (для  всех общественных
позиций)  в  вопросах  предотвращения  или  уменьшения отрицательных
экологических  и  связанных с ними последствий реализации намечаемой
деятельности; 

     (6) корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой
деятельности.

     8.2. Публичные    слушания    и    обсуждения   преимущественно
организуются в  районе  осуществления  намечаемой  деятельности   (в
случаях ненаселенности  выбранной  территории  -  в  любом доступном
месте по согласованию со всеми заинтересованными сторонами).

     8.3. Для  достижения  поставленных  целей   могут   применяться
следующие способы работы с общественностью:

     (1) публикование  проектных  предложений  в  средствах массовой
информации - газеты, радио, телевидение;

     (2) информационные листы и бюллетени;

     (3) опросы общественного мнения;

     (4) публичные слушания;

     (5) официальные встречи представителей заказчика и разработчика
ОВОС с   общественностью   (народными   депутатами,  представителями
комитетов самоуправления и т.д.);

     (6) неформальные  встречи   с   небольшими   группами   местных
жителей;

     (7) семинары;

     (8) совещательные комитеты;

     (9) оперативные группы и т.д.

     8.4. Общественные слушания включают следующие этапы:

     8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях.

     Общественные слушания    ЗВОС    начинаются    с   уведомления,
подразумевающего информирование  общества  через  средства  массовой
информации и   любым  иным  документально  подтверждаемым  путем  по
поводу:

     (а) намечаемой деятельности и (или) разрабатываемом проекте;

     (б) сроках и месте публичных слушаний и обсуждений.

     Информация на этапе уведомления о слушаниях должна носить самый
общий характер.  Основным  требованием  к уведомлению является охват
всех потенциально заинтересованных сторон, включая:

     (а) государственные  органы  власти,  управления   и   контроля
(преимущественно местные);

     (б) профессиональные сообщества;

     (в) экологически ориентированную общественность;

     (г) население  региона предполагаемого осуществления намечаемой
деятельности.

     8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС.

     Представление ЗВОС, в том числе:

     (1) проектных предложений;

     (2) описание состояния окружающей среды "без проекта";

     (3) результатов  прогнозирования  и  моделирования  процессов и
обстановки  для  существенно  затрагиваемых  компонентов  окружающей
среды (согласно перечню условий на проектирование);

     (4) результатов  анализа возможных аварийных ситуаций,  степени
риска их  возникновения  и  предлагаемых  мер  по  предотвращению  и
ликвидации последствий.

     8.4.3. Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях.

     На публичных     слушаниях   обсуждение   ЗВОС   проводится   в
соответствии  с  его  содержанием  (см. п.7.4  и п.4.4)  и на основе
сформированного понимания существующего состояния окружающей среды и
представленного содержания ЗВОС. 

     8.4.4. Этап 4. Формирование "Листа замечаний".

     Заказчик фиксирует,  анализирует  и  оценивает  все   замечания
заинтересованных    сторон    по    поводу   возможных   последствий
осуществления  намечаемой  деятельности  с  целью  отбора   значимых
предложений и проводит их классификацию по условиям реализации.

     8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний.

     Если требуется, заказчик приостанавливает общественные слушания
с целью  внесения  изменений  и дополнений разработчиком в проектные
предложения по результатам их обсуждений и анализа "Листа замечаний"
или проведения дополнительных исследований и изысканий.

     При этом   заказчик осуществляет поиск взаимоприемлемых решений
(для  всех  общественных  позиций)  в  вопросах  предотвращения  или
уменьшения   отрицательных   экологических   и   связанных   с  ними
последствий реализации намечаемой деятельности. 

     8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний.

     После   доработки   проектных   материалов,   включая   меры  и
мероприятия  по  компенсации  ущерба от неустранимых экологических и
связанных  c  ими  последствий, возобновляются общественные слушания
для выявления других, ранее непредвиденных последствий. Общественные
слушания  могут  быть  вновь  приостановлены до внесения необходимых
изменений в проектные решения. 

     8.4.7. Этап  7.  Формирование понимания результата общественных
слушаний.

     В результате обсуждения ЗВОС и доработки  проектных  материалов
Заказчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание
возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на
данной площадке,   исходя   из  экологических  и  связанных  с  ними
последствий ее осуществления,  на представленных  и  зафиксированных
условиях.


                9. Доработка технико-экономического
                 обоснования строительства объекта


     9.1.   На   основе  анализа  и  оценки  своих  возможностей  по
выполнению  условий  и  требований,  выдвинутых  в ходе общественных
слушаний  ЗВОС, Заказчик готовит материалы к Акту по выбору площадки
осуществления намечаемой деятельности*. 
----------------
     * Оформление   заказчиком Акта выбора площадки осуществляется в
установленном  порядке  оценки  воздействия  на окружающую среду или
если  проектные  решения  на  этой  стадии существенно отличаются от
принятых в ТЭО. 

     9.2. Доработка условий на реализацию  намечаемой  деятельности,
выдвигаемых заинтересованными  сторонами,  участвующими  в  процессе
оформления Акта выбора площадки. В дальнейшем эти условия передаются
общественности для контроля за их выполнением Заказчиком.

     9.3. Доработка и оформление ТЭО.


           10. ОВОС при разработке проектов строительства


     10.1 При  разработке  проекта  (рабочего проекта) строительства
нового, реконструкции,  технического перевооружения  или  расширения
действующего предприятия,  отдельного  цеха  или  производства  ОВОС
проводится в тех случаях,  когда разработка ТЭО  строительства  этих
объектов осуществлялась без проведения.

     10.2. ОВОС   при   разработке   проектов   строительства  новых
предприятий, пункт  размещения  которых   намечен   в   предплановых
документах, проводится      в      соответствии      с     настоящим
Руководством.

     10.3. ОВОС при разработке проектов реконструкции,  технического
перевооружения или  расширения действующего предприятия,  отдельного
цеха или  производства  проводится  в   соответствии   с   настоящим
Руководством за     исключением    рассмотрения    альтернатив    по
территориальному размещению объекта.


             11. Оформление результатов проведения ОВОС


     11.1. Основные выводы по возможности  осуществления  намечаемой
деятельности с  учетом  вероятных  экологических  и связанных с ними
социальных и экономических последствий ее  реализации  излагаются  в
специальном разделе   пояснительной   записки   к  ТЭО  или  проекту
строительства объекта   в   виде   "Заявления    об    экологических
последствиях" (ЗЭП), которое должно содержать:

     (1) список организаций и конкретных разработчиков,  принимавших
участие в проведении ОВОС:

     (а) руководитель работ;

     (б) координатор;

     (в) специалисты, ответственные за технические разделы;

     (г) специалисты,       ответственные    за    экологические   и
социальноэкономические разделы. 

     (2) основные   результаты  исследований,  выполненных  на  всех
этапах проведения ОВОС:

     (а) цель и необходимость реализации намечаемой деятельности;

     (б) технологический анализ проектных предложений;

     (в) анализ  природных   условий   территорий   и   существующей
антропогенной нагрузки;

     (г) анализ и оценка источников и видов воздействия;

     (д) выявление экологически значимых общественных позиций;

     (е) прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым
позициям;

     (3) выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий
и общественных слушаний ЗВОС;

     (4) экологические  последствия воздействий на окружающую среду,
здоровье населения  и  условия  его  жизнедеятельности,  не   снятые
проектными решениями;

     (5) обязательства  Заказчика  по  реализации мер и мероприятий,
изложенных в проектной документации,  в соответствии с  требованиями
экологической безопасности    и    гарантирующих   выполнение   этих
обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия.

     11.2. Все материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС,
оформляются в  самостоятельном  разделе  ТЭО  или  проекта,  который
содержит:

     (а) "проект ЗВОС" в соответствии с  требованиями  в  разделе  4
настоящей инструкции;

     (б) результаты  рассмотрения  "проекта  ЗВОС" в государственных
органах власти, управления и контроля;

     (в) программы изысканий и научных исследований,  подготовленных
на основании  перечня условий для проектирования,  сформированных по
результатам рассмотрения "проекта ЗВОС";

     (г) "Заявление о воздействии  на  окружающую  среду"  (ЗВОС)  в
соответствии с  требованиями,  изложенными  в  разделе  7 настоящего
Руководства;

     (д) описание  выполнения  этапов  "Общественных   слушаний"   в
соответствии с разделом 8 настоящего Руководства;

     (е) характеристика мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по
предотвращению возможных отрицательных экологических и  связанных  с
ними последствий   реализации   намечаемой  деятельности  на  данной
площадке;

     (ж) описание   мер   по   организации    мониторинга    проекта
строительства будущего объекта, включая участие общественности.


           12. Государственная экспертиза ТЭО и проектов


     12.1. ТЭО  и  проекты,  выполняемые по государственному заказу,
представляются в органы государственной экспертизы.

     12.2. ТЭО  и  проекты,   выполняемые   вне    государственного
заказа, представляются    на    экспертизу    финансовых    органов,
осуществляющих финансирование их разработки и реализации.

     12.3. ТЭО  и  проекты,  выполняемые  инициаторами  деятельности
негосударственных форм собственности, а также по решению Минэкологии
России в отношении  объектов  государственного  заказа  и  вне  его,
представляются заказчиками    на    государственную    экологическую
экспертизу.

     12.4. Задачами всех видов экспертиз являются:

     (а) рассмотрение ТЭО  и  проекты  только  при  наличии  раздела
ОВОС;

     (б) проверка    выполнения   требований   процедур   ОВОС   при
обосновании намечаемой  деятельности  в  соответствии  с   настоящим
Руководством.

     12.5 Дополнительными   задачами  государственной  экологической
экспертизы являются:

     (а) рассмотрение  ТЭО  и  проектов   намечаемой   деятельности,
могущей привести   к   значительным   экологическим,  экономическим,
социальным и  другим  отрицательным  последствиям  ее  осуществления
независимо от   форм   собственности   по  просьбе  заинтересованных
сторон;

     (б) анализ результатов экспертизы и подготовка  предложений  по
экологическому нормированию   осуществления   хозяйственной  и  иной
деятельности на территории;

     (в) разработка           инструктивно-методической            и
нормативно-технической документации по проведению ОВОС.



                                                        Приложение 1
                                                       к Руководству
                                                     

                              ПЕРЕЧЕНЬ
              инструктивно-методических материалов по
            проведению оценки воздействия на окружающую
          среду, утвержденных в отраслях промышленности и
           согласованных Госкомприродой СССР по состоянию
                       на 1 января 1992 года


     1. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на  окружающую  среду  при  разработке проектов обустройства морских
месторождений  углеводородов  (ОВОСнефтегаз).  Миннефтегазпром.   РД
39-018-90.

     2. Временная  отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований    (расчетов)    и    проектов    строительства   новых,
реконструкции,  расширения и технического перевооружения действующих
объектов    для   освоения   месторождений   углеводородного   сырья
(ОВОСгазпром).  Р51-156-90.   Утверждена   Государственным   газовым
концерном "Газпром" 17 декабря 1990 года, согласована Госкомприродой
СССР 18 декабря 1990 года.

     3. Временная  отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований  (расчетов)  и проектов (рабочих проектов) строительства
новых,   реконструкции,  расширения  и  технического  перевооружения
действующих   металлургических   предприятий  (ОВОСмет).  Утверждена
Минметом  СССР  30 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 30
мая 1991 года. 

     4. Временная  отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов)     и     проектов    строительства    новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения  действующих
предприятий по   добыче   и   обогащению  асбеста  (ОВОСасбестпром).
Утверждена Государственной ассоциацией "Союзстройматериалов" концерн
"Асбест" 18  апреля  1991  года,  согласована Госкомприродой СССР 18
апреля 1991 года.

     5. Временная  отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований    (расчетов)    и    проектов    строительства   новых,
реконструкции,  расширения и технического перевооружения действующих
предприятий    угольной   промышленности   (ОВОСуголь).   Утверждена
Минуглепромом СССР 31 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР
31 мая 1991 года.

     6. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий  тяжелого
машиностроения   при  разработке  технико-экономических  обоснований
(расчетов) и проектов  строительства,  реконструкции,  расширения  и
технического  перевооружения  (ОВОСтяжмаш).  Утверждена  Минтяжмашем
СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991
года.

     7. Временная  отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов)     и     проектов    строительства    новых,
реконструкции, расширения  и технического перевооружения действующих
предприятий химической   и   нефтеперерабатывающей    промышленности
(ОВОСхимпром). Утверждена Минхимнефтепромом СССР  28 июня 1991 года,
согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года.

     8. Временная  отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований    (расчетов)    и    проектов    строительства   новых,
реконструкции,  расширения и технического перевооружения действующих
предприятий    целлюлозно-бумажной   промышленности   (ОВОСлеспром).
Утверждена  Минлеспромом  СССР  20  марта  1991  года,   согласована
Госкомприродой СССР 25 марта 1991 года.

     9. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую  среду  проектируемых  предприятий  (производств)  при
разработке   ТЭО   (ТЭР)   и   проектов  (рабочих  проектов)  на  их
строительство      (расширение,      реконструкцию,      техническое
перевооружение)  ВСН  31-91/ОВОСагрохим.  Утверждена Государственной
агрохимической  ассоциацией  (Агрохим)   30   октября   1991   года.
Согласована  Минприродой  СССР письмом N 04-18/65-1123 от 25 октября
1991 года.

     10. Временные   отраслевые   правила   (инструкция)  о  порядке
проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке ТЭО
(ТЭР) и  проектов строительства новых,  реконструкции,  расширения и
технического перевооружения  железных  дорог  и  средств  транспорта
(ОВОСЖТ).

     11. Временные требования к структуре и содержанию раздела  ТЭО,
проекта  строительства  атомной станции:  оценка воздействия атомной
станции на окружающую среду.  Утверждены Минатомэнергопромом СССР 11
сентября 1990 года.

     12. Методические  указания  по   эколого-экономической   оценке
воздействия на   окружающую   среду  объектов  гражданской  авиации.
Утверждены Министерством гражданской авиации 20 ноября 1991 года.

     13. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на    окружающую    среду    (ОВОС)    при    разработке
технико-экономических обоснований     (расчетов)     и      проектов
строительства, реконструкции,      расширения     и     технического
перевооружения тепловых    электрических    станций.     Согласована
Управлением экологических  нормативов  и  методического  обеспечения
Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР 20 декабря
1991 года.



                                                        Приложение 2
                                                       к Руководству


                              ПЕРЕЧЕНЬ
                 видов хозяйственной деятельности,
            для которых ОВОС проводится в полном объеме*


----------------
     * Добавление  1 к Конвенции об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте.  Составлено в Эспо (Финляндия), 25
февраля 1991 года.

     1. Нефтеочистительные  заводы  (за   исключением   предприятий,
производящих  только смазочные материалы из сырой нефти) и установки
для  газификации  и   сжижения   угля   или   битуминозных   сланцев
производительностью 500 тонн или более в день.

     2. Тепловые  электростанции  и  другие  установки  для сжигания
тепловой  мощностью  300  мегаватт  или  более,  а   также   атомные
электростанции  и  другие   сооружения  с  ядерными  реакторами  (за
исключением исследовательских установок для производства и конверсии
расщепляющихся  и воспроизводящих материалов,  максимальная мощность
которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки).

     3. Установки,  предназначенные  исключительно  для производства
или обогащения ядерного топлива,  регенерации отработанного ядерного
топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов.

     4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства
и предприятия цветной металлургии.

     5. Установки   для   извлечения   асбеста   и   переработки   и
преобразования асбеста и асбестосодержащих  продуктов:  в  отношении
асбестоцементных  продуктов  -  с  годовым производством более 20000
тонн готовой продукции;  в  отношении  фрикционных  материалов  -  с
годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и в отношении
других видов применения асбеста - с использованием более 200 тонн  в
год.

     6. Химические комбинаты.

     7. Строительство автомагистралей,  скоростных дорог*, трасс для
железных дорог  дальнего  сообщения  и аэропортов с длиной  основной
взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более.
----------------
     * Для целей настоящего Руководства:
     Термин "автомагистраль" означает дорогу, специально построенную
и предназначенную для движения автотранспортных средств,  которая не
обслуживает придорожные владения и которая:

     а) имеет,   за  исключением  отдельных  участков  на  временной
основе, отдельные проезжие части для движения в обоих  направлениях,
отделенные друг от друга разделительной полосой,  не предназначенной
для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами;

     б) не  имеет  пересечения   на   одном   уровне   с   дорогами,
железнодорожными или трамвайными путями и пешеходными дорожками; и

     в) специально обозначена в качестве автомагистрали.

     Термин "скоростная    дорога"    означает    дорогу,    которая
предназначена для движения  транспортных  средств  и  въезд  на  нее
возможен только  через  развязки  или  регулируемые перекрестки и на
которой, в частности,  запрещены остановка  и  стоянка  на  проезжей
части (проезжих частях).

     8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра.

     9. Торговые порты,  а также внутренние водные пути и порты  для
внутреннего судоходства,  допускающих  проход  судов  водоизмещением
более 1350 тонн.

     10. Установки по  удалению  отходов  для  сжигания,  химической
переработки или захоронения токсических и опасных отходов.

     11. Крупные плотины и водохранилища.

     12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой
объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических  метров  или
более.

     13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или
более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.

     14. Крупномасштабная добыча,  извлечение и обогащение на  месте
металлических руд и угля.

     15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе.

     16. Крупные  склады  для  хранения нефтяных,  нефтехимических и
химических продуктов.

     17. Вырубка лесов на больших площадях.