21 декабря 1994 года N 68-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят
Государственной Думой
11 ноября 1994 года
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской
Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,
находящихся на территории Российской Федерации (далее - население),
всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской
Федерации или его части, объектов производственного и социального
назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее -
чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на
отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных
потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение
действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального
закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций. Не связанные с перечисленными в
части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению
территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим
Федеральным законом не регулируются.
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости
функционирования организаций, а также объектов социального назначения в
чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и
средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач
и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы
функционирования единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных
ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по
согласованию с исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления, на территориях которых сложились
чрезвычайные ситуации.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической,
медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на
соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций в этой области является
гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и
администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать
население через средства массовой информации и по иным каналам о
состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения
от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление
должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а
также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в
случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических,
природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени
реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой
достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и
средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами
организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась
чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Президент Российской Федерации:
а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской
Федерации и федеральными законами основные направления государственной
политики и принимает иные решения в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и
принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их
последствий;
в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и
88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,
предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение;
г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации
чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск
и воинских формирований.
Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Федеральное Собрание Российской Федерации:
а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности
и мероприятий в указанной области;
в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской Федерации:
а) издает на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской
Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;
б) организует проведение научных исследований в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных
федеральных программ в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и
обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет
руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
д) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
определяет порядок использования указанных резервов;
е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим
хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и
других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер
безопасности;
ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия
исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
з) принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией
чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;
и) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны
Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной
информацией между исполнительными органами государственной власти, а
также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные
нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил
и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения;
при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству
Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации постоянно действующие органы управления, специально
уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил
и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при
недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие
органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава III. Государственное управление в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Для осуществления государственного управления и координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный
федеральный орган создает подведомственные ему территориальные органы.
Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей
сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с
настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к подведомственным организациям:
разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические
мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в
чрезвычайных ситуациях;
утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями
отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических
процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от
чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной,
экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при
проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного
и социального назначения;
финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам
безопасности;
б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты
работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости
и безопасности функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые
требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и
населения.
3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут
предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность
за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач
и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об
образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности
подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально
подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства
для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в
рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости
функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников
организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и
социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии
с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и
подведомственных объектов производственного и социального назначения от
чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать
работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с
законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. На органы управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается
ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов
общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно,
организацией размещения, питания, оплаты труда,
материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их
деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в
аттестационном порядке.
Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально
подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения
определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел
Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской
Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов
внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов
Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными
на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
Федерации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и социальная
защита пострадавших
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое
имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в
определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах
необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и
органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения
по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и
работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное государственное социальное страхование, получение
компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с
увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке,
установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие
трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или
умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от
увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению
человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды
и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской
Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической
дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут
привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические
навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава V. Подготовка населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, в том числе в образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных
учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в
единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою
деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
Глава VI. Порядок финансового и материального
обеспечения мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 22. Финансирование целевых программ
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования
организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Финансирование органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Финансирование деятельности постоянно действующих органов
управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет
средств соответствующих бюджетов.
Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти,
соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства
Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного
привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей
статьи резервов и порядок восполнения использованных средств этих
резервов определяются законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Глава VII. Государственная экспертиза, надзор
и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и
решения по объектам производственного и социального назначения и
процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или
могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки и
выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и
правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации
проектов и решений по объектам производственного и социального
назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных
ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями
и независимыми экспертами, а также специалистами международных
экспертных организаций в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с
задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения
мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности
должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении
законодательства Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к
возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и
сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные
лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а
организации - административную и гражданско-правовую ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава VIII. Международные договоры Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 29. Международные договоры Российской Федерации
Если международными договорами Российской Федерации установлены иные
правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, то применяются правила международных договоров Российской
Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативные
правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные
нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов
местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим
Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок в
установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательства
Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
21 декабря 1994 года.
N 68-ФЗ
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 6691