English
05 декабря 2024, четверг
RSS
ecology.gpntb.ru > законодательство РФ > Федеральные законы > О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 21.12.94 N 68-ФЗ.

                                             
    21 декабря 1994 года                                       N 68-ФЗ
    ------------------------------------------------------------------

                           РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                            ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

         О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                   ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

                                                             Принят
                                              Государственной Думой
                                                11 ноября 1994 года

     Настоящий Федеральный  закон   определяет   общие   для   Российской
 Федерации   организационно-правовые   нормы  в  области  защиты  граждан
 Российской  Федерации,  иностранных  граждан  и  лиц  без   гражданства,
 находящихся  на  территории  Российской  Федерации  (далее - население),
 всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской
 Федерации  или  его  части,  объектов  производственного  и  социального
 назначения,  а также окружающей природной среды (далее - территории)  от
 чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера  (далее -
 чрезвычайные ситуации).
     Действие настоящего    Федерального   закона   распространяется   на
 отношения,  возникающие в процессе деятельности органов  государственной
 власти  Российской  Федерации,  органов государственной власти субъектов
 Российской  Федерации,  органов   местного   самоуправления,   а   также
 предприятий,    учреждений    и    организаций    независимо    от    их
 организационно-правовой  формы  (далее  -  организации)  и  населения  в
 области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

                         Глава I. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия

     Чрезвычайная ситуация  -  это обстановка на определенной территории,
 сложившаяся  в   результате   аварии,   опасного   природного   явления,
 катастрофы,  стихийного  или  иного бедствия,  которые могут повлечь или
 повлекли  за  собой  человеческие  жертвы,  ущерб  здоровью  людей   или
 окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение
 условий жизнедеятельности людей.
     Предупреждение чрезвычайных  ситуаций  -  это  комплекс мероприятий,
 проводимых  заблаговременно  и  направленных  на  максимально  возможное
 уменьшение   риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
 сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной
 среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Ликвидация чрезвычайных  ситуаций  -  это  аварийно-спасательные   и
 другие  неотложные  работы,  проводимые  при  возникновении чрезвычайных
 ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение  здоровья  людей,
 снижение  размеров  ущерба  окружающей  природной  среде  и материальных
 потерь,  а также на локализацию зон чрезвычайных  ситуаций,  прекращение
 действия характерных для них опасных факторов.
     Зона чрезвычайной ситуации - это территория,  на  которой  сложилась
 чрезвычайная ситуация.

     Статья 2.  Законодательство  Российской  Федерации  в области защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Законодательство Российской Федерации в области защиты  населения  и
 территорий  от  чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального
 закона,  принимаемых в соответствии с ним  законов  и  иных  нормативных
 правовых актов Российской Федерации,  а также законов и иных нормативных
 правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

     Целями настоящего Федерального закона являются:
     предупреждение возникновения   и   развития  чрезвычайных  ситуаций;
     снижение  размеров  ущерба  и  потерь  от   чрезвычайных   ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных  ситуаций.  Не  связанные с перечисленными в
 части  первой  настоящей  статьи  целями  отношения  по   восстановлению
 территорий,  пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций,  настоящим
 Федеральным законом не регулируются.

     Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
 чрезвычайных ситуаций

     Единая государственная    система    предупреждения   и   ликвидации
 чрезвычайных ситуаций объединяет  органы  управления,  силы  и  средства
 федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
 субъектов  Российской  Федерации,   органов   местного   самоуправления,
 организаций,  в  полномочия  которых  входит  решение вопросов по защите
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Основными задачами  единой  государственной системы предупреждения и
 ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
     разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению
 защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на
 предупреждение   чрезвычайных   ситуаций   и   повышение    устойчивости
 функционирования организаций,  а также объектов социального назначения в
 чрезвычайных ситуациях;
     обеспечение готовности   к   действиям  органов  управления,  сил  и
 средств,  предназначенных и выделяемых для предупреждения  и  ликвидации
 чрезвычайных ситуаций;
     сбор, обработка,  обмен  и  выдача  информации  в   области   защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     подготовка населения   к   действиям   в   чрезвычайных   ситуациях;
     прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
 чрезвычайных ситуаций;
     создание резервов  финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
 чрезвычайных ситуаций;
     осуществление государственной   экспертизы,  надзора  и  контроля  в
 области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций;
     осуществление мероприятий   по    социальной    защите    населения,
 пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
     реализация прав  и  обязанностей  населения  в  области  защиты   от
 чрезвычайных  ситуаций,  а  также лиц,  непосредственно участвующих в их
 ликвидации;
     международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
 от чрезвычайных ситуаций.
     Принципы построения,  состав сил и средств, порядок выполнения задач
 и   взаимодействия   основных   элементов,   а   также   иные    вопросы
 функционирования   единой   государственной   системы  предупреждения  и
 ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   определяются    законодательством
 Российской  Федерации,  постановлениями  и  распоряжениями Правительства
 Российской Федерации.

     Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

     Границы зон  чрезвычайных  ситуаций  определяются   назначенными   в
 соответствии     с     законодательством    Российской    Федерации    и
 законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по
 ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  на основе классификации чрезвычайных
 ситуаций,  установленной  Правительством  Российской  Федерации,  и   по
 согласованию   с   исполнительными  органами  государственной  власти  и
 органами  местного  самоуправления,  на  территориях  которых  сложились
 чрезвычайные ситуации.

     Статья 6.  Гласность  и  информация  в  области  защиты  населения и
 территорий от чрезвычайных ситуаций

     Информацию в области защиты населения и территорий  от  чрезвычайных
 ситуаций  составляют  сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных
 ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической,
 медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на
 соответствующих территориях.
     Информация в  области  защиты населения и территорий от чрезвычайных
 ситуаций,  а также о деятельности  федеральных  органов  государственной
 власти,  органов  государственной власти субъектов Российской Федерации,
 органов местного самоуправления и организаций в  этой  области  является
 гласной   и  открытой,  если  иное  не  предусмотрено  законодательством
 Российской Федерации.
     Федеральные органы  государственной  власти,  органы государственной
 власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления и
 администрация  организаций обязаны оперативно и достоверно информировать
 население через  средства  массовой  информации  и  по  иным  каналам  о
 состоянии  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций и
 принятых мерах  по  обеспечению  их  безопасности,  о  прогнозируемых  и
 возникших чрезвычайных ситуациях,  о приемах и способах защиты населения
 от них.
     Сокрытие, несвоевременное     представление    либо    представление
 должностными  лицами  заведомо  ложной  информации  в   области   защиты
 населения   и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  влечет  за  собой
 ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Порядок обеспечения  населения,  федеральных органов государственной
 власти,  органов государственной власти субъектов Российской  Федерации,
 органов  местного  самоуправления  и  организаций  информацией в области
 защиты населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций  устанавливается
 законодательством  Российской  Федерации  и  законодательством субъектов
 Российской Федерации.

     Статья 7.  Основные  принципы  защиты  населения  и  территорий   от
 чрезвычайных ситуаций

     Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а
 также на максимально возможное  снижение  размеров  ущерба  и  потерь  в
 случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
     Планирование и  осуществление  мероприятий  по  защите  населения  и
 территорий  от  чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических,
 природных  и  иных  характеристик,  особенностей  территорий  и  степени
 реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Объем и содержание мероприятий по защите населения и  территорий  от
 чрезвычайных   ситуаций  определяются  исходя  из  принципа  необходимой
 достаточности и максимально возможного  использования  имеющихся  сил  и
 средств.
     Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами  и средствами
 организаций,  органов  местного  самоуправления,  органов исполнительной
 власти субъектов Российской Федерации,  на территориях которых сложилась
 чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в
 установленном    законодательством    Российской    Федерации    порядке
 привлекаются  силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    Глава II.  Полномочия  органов  государственной власти Российской
                    Федерации, органов государственной
             власти субъектов Российской Федерации и органов
                 местного самоуправления в области защиты
                        населения и территорий от
                          чрезвычайных ситуаций

     Статья 8.  Полномочия  Президента  Российской  Федерации  в  области
 защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Президент Российской Федерации:
     а) определяет в соответствии со статьей  80  Конституции  Российской
 Федерации  и  федеральными законами основные направления государственной
 политики  и  принимает  иные  решения  в  области  защиты  населения   и
 территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и
 принимает  с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и
 ликвидации чрезвычайных ситуаций,  а также по  вопросам  преодоления  их
 последствий;
     в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и
 88  Конституции  Российской  Федерации  при обстоятельствах и в порядке,
 предусмотренных  федеральным  конституционным  законом,  на   территории
 Российской   Федерации   или  в  отдельных  ее  местностях  чрезвычайное
 положение;
     г) принимает  решение  о  привлечении при необходимости к ликвидации
 чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск
 и воинских формирований.

     Статья 9.  Полномочия  Федерального  Собрания Российской Федерации в
 области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Федеральное Собрание Российской Федерации:
     а) обеспечивает   единообразие  в  законодательном  регулировании  в
 области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) утверждает  бюджетные ассигнования на финансирование деятельности
 и мероприятий в указанной области;
     в) проводит  парламентские  слушания  по вопросам защиты населения и
 территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 10.  Полномочия Правительства Российской Федерации в  области
 защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Правительство Российской Федерации:
     а) издает  на  основании  и  во  исполнение  Конституции  Российской
 Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской
 Федерации постановления и распоряжения  в  области  защиты  населения  и
 территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;
     б) организует  проведение  научных  исследований  в  области  защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     в) организует  разработку  и  обеспечивает  выполнение   специальных
 федеральных   программ  в  области  защиты  населения  и  территорий  от
 чрезвычайных ситуаций;
     г) определяет   задачи,   функции,  порядок  деятельности,  права  и
 обязанности федеральных органов исполнительной власти в  области  защиты
 населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,  осуществляет
 руководство единой государственной системой предупреждения  и ликвидации
 чрезвычайных ситуаций;
     д) обеспечивает   создание   федеральных   резервов   финансовых   и
 материальных  ресурсов  для  ликвидации  чрезвычайных ситуаций,  а также
 определяет порядок использования указанных резервов;
     е) устанавливает   и   контролирует   процесс   производства,  режим
 хранения,  условия перевозки и  порядок  использования  радиоактивных  и
 других  особо  опасных  веществ,  соблюдение  при  этом  необходимых мер
 безопасности;
     ж) устанавливает  классификацию  чрезвычайных  ситуаций и полномочия
 исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
     з) принимает  решения  о  непосредственном  руководстве  ликвидацией
 чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;
     и) определяет   порядок   привлечения   Войск   гражданской  обороны
 Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     к) определяет  порядок сбора информации в области защиты населения и
 территорий  от   чрезвычайных   ситуаций,   порядок   обмена   указанной
 информацией  между  исполнительными  органами государственной власти,  а
 также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в
 области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 11.   Полномочия  органов  государственной  власти  субъектов
 Российской Федерации и органов местного самоуправления в  области защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
     а) принимают в соответствии с федеральными законами  законы  и  иные
 нормативные  правовые  акты  в  области защиты населения и территорий от
 чрезвычайных ситуаций;
     б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил
 и средств для защиты населения и территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
 обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
     в) принимают  решения  о  проведении  эвакуационных  мероприятий   в
 чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
     г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен  информацией  в
 области   защиты   населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
 обеспечивают своевременное  оповещение  и  информирование  населения  об
 угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     д) организуют и проводят аварийно-спасательные и  другие  неотложные
 работы,  а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения;
 при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству
 Российской Федерации за оказанием помощи;
     е) осуществляют  финансирование   мероприятий   в   области   защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
 чрезвычайных ситуаций;
     з) содействуют   устойчивому    функционированию    организаций    в
 чрезвычайных ситуациях;
     и) создают при органах исполнительной  власти  субъектов  Российской
 Федерации    постоянно   действующие   органы   управления,   специально
 уполномоченные на решение задач в области защиты населения  и территорий
 от чрезвычайных ситуаций.
     2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
     а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил
 и средств для защиты населения и территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
 обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
     б) принимают  решения  о  проведении  эвакуационных  мероприятий   в
 чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
     в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен  информацией  в
 области   защиты   населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
 обеспечивают своевременное  оповещение  и  информирование  населения  об
 угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     г) осуществляют  финансирование   мероприятий   в   области   защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
 чрезвычайных ситуаций;
     е) организуют и проводят аварийно-спасательные и  другие  неотложные
 работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при
 недостаточности собственных  сил  и  средств  обращаются  за  помощью  к
 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     ж) содействуют   устойчивому    функционированию    организаций    в
 чрезвычайных ситуациях;
     з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие
 органы управления,  специально уполномоченные на решение задач в области
 защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Глава III. Государственное управление в области защиты населения и
                   территорий от чрезвычайных ситуаций

     Статья 12.   Федеральный  орган  исполнительной  власти,  специально
 уполномоченный на решение задач в области защиты населения  и территорий
 от чрезвычайных ситуаций

     Для осуществления    государственного   управления   и   координации
 деятельности федеральных органов исполнительной власти в  области защиты
 населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций создается специально
 уполномоченный  федеральный  орган  исполнительной   власти.   Указанный
 федеральный орган создает подведомственные ему территориальные органы.

     Статья 13.  Обязанности  федеральных органов исполнительной власти в
 области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Федеральные органы  исполнительной  власти  организуют  работу  в
 области  защиты  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей
 сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в  соответствии  с
 настоящим  Федеральным  законом  и  иными  нормативными правовыми актами
 Российской Федерации.
     2. Федеральные органы исполнительной власти:
     а) по отношению к подведомственным организациям:
     разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические
 мероприятия  по  повышению  устойчивости  функционирования   отрасли   в
 чрезвычайных ситуациях;
     утверждают и  издают  в  соответствии  с  федеральными  требованиями
 отраслевые  нормы  и правила безопасности производства,  технологических
 процессов,  продукции,  а также правила защиты работников организаций от
 чрезвычайных ситуаций;
     обеспечивают разработку  и  реализацию  мероприятий  по   укреплению
 радиационной,   химической,  медико-биологической,  взрывной,  пожарной,
 экологической  безопасности,  а   также   соблюдение   норм   и   правил
 инженерно-технических     мероприятий     гражданской     обороны    при
 проектировании,  строительстве и эксплуатации объектов производственного
 и социального назначения;
     финансируют и    обеспечивают    мероприятия    по    предупреждению
 чрезвычайных   ситуаций  и  проведение  аварийно-спасательных  и  других
 неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
     организуют и   обеспечивают   проведение   научно-исследовательских,
 опытно-конструкторских,  испытательных и проектных  работ  по  проблемам
 безопасности;
     б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
     осуществляют методическое  руководство  при  решении вопросов защиты
 работников организаций от чрезвычайных ситуаций,  повышения устойчивости
 и безопасности функционирования организаций;
     разрабатывают и   доводят   до   сведения   организаций   отраслевые
 требования,   нормативные   документы   по   вопросам  предупреждения  и
 ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и
 населения.
     3. Руководители  федеральных  органов  исполнительной  власти  несут
 предусмотренную  законодательством  Российской Федерации ответственность
 за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на  них задач
 и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от
 чрезвычайных ситуаций.
     4. Федеральные  органы  исполнительной  власти  принимают решения об
 образовании в пределах выделенных им ассигнований и  штатной численности
 подразделений  для решения задач в области защиты населения и территорий
 от чрезвычайных ситуаций.
     5. Федеральные  органы  исполнительной  власти,  имеющие  специально
 подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы  и  средства
 для  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  используют их в
 рамках  единой  государственной  системы  предупреждения  и   ликвидации
 чрезвычайных ситуаций.

     Статья 14.  Обязанности  организаций  в  области  защиты населения и
 территорий от чрезвычайных ситуаций

     Организации обязаны:
     а) планировать  и  осуществлять  необходимые  меры  в области защиты
 работников организаций и подведомственных объектов  производственного  и
 социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
     б) планировать и проводить  мероприятия  по  повышению  устойчивости
 функционирования  организаций и обеспечению жизнедеятельности работников
 организаций в чрезвычайных ситуациях;
     в) обеспечивать  создание,  подготовку  и поддержание в готовности к
 применению сил и средств по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
 ситуаций,  обучение работников организаций способам защиты и действиям в
 чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
     г) создавать   и  поддерживать  в  постоянной  готовности  локальные
 системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
     д) обеспечивать  организацию  и  проведение  аварийно-спасательных и
 других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и
 социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии
 с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     е) финансировать  мероприятия  по  защите  работников  организаций и
 подведомственных объектов производственного и социального  назначения от
 чрезвычайных ситуаций;
     ж) создавать  резервы  финансовых  и   материальных   ресурсов   для
 ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты
 населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  а также оповещать
 работников организаций  об  угрозе  возникновения  или  о  возникновении
 чрезвычайных ситуаций.

     Статья 15.    Участие    общественных   объединений   в   ликвидации
 чрезвычайных ситуаций

     Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях  в области
 защиты  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с
 законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
     Общественные объединения,   участвующие  в  ликвидации  чрезвычайных
 ситуаций,  действуют под руководством соответствующих органов управления
 единой  государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
 ситуаций.  На   органы   управления   единой   государственной   системы
 предупреждения    и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   возлагается
 ответственность за  решение  вопросов,  связанных  с  перевозкой  членов
 общественных   объединений  к  зоне  чрезвычайной  ситуации  и  обратно,
 организацией       размещения,       питания,       оплаты        труда,
 материально-технического,  медицинского  и  других  видов обеспечения их
 деятельности в этих условиях.
     Участники ликвидации    чрезвычайных    ситуаций   от   общественных
 объединений должны иметь соответствующую  подготовку,  подтвержденную  в
 аттестационном порядке.

     Статья 16.  Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других
 войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут  привлекаться  специально
 подготовленные  силы  и  средства  Вооруженных Сил Российской Федерации,
 других  войск  и   воинских   формирований.   Порядок   их   привлечения
 определяется   Президентом   Российской   Федерации   в  соответствии  с
 законодательством Российской Федерации.

     Статья 17.  Применение  сил  и  средств   органов   внутренних   дел
 Российской  Федерации  и  органов  внутренних  дел  субъектов Российской
 Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций

     При ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  силы  и   средства   органов
 внутренних  дел  Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов
 Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными
 на  органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами
 Российской Федерации,  законами и иными  нормативными  правовыми  актами
 субъектов Российской Федерации.

             Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
            Федерации в области защиты населения и территорий
                  от чрезвычайных ситуаций и социальная
                           защита пострадавших

     Статья 18.  Права граждан  Российской  Федерации  в  области  защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Граждане Российской Федерации имеют право:
     на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения
 чрезвычайных ситуаций;
     в соответствии   с   планами   ликвидации   чрезвычайных    ситуаций
 использовать  средства  коллективной  и  индивидуальной  защиты и другое
 имущество органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации,
 органов  местного  самоуправления  и  организаций,  предназначенное  для
 защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
     быть информированными  о  риске,  которому они могут подвергнуться в
 определенных  местах  пребывания  на  территории  страны,  и   о   мерах
 необходимой безопасности;
     обращаться лично,  а также направлять  в  государственные  органы  и
 органы  местного  самоуправления индивидуальные и коллективные обращения
 по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению
 и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на возмещение   ущерба,   причиненного   их   здоровью  и  имуществу
 вследствие чрезвычайных ситуаций;
     на медицинское  обслуживание,  компенсации  и льготы за проживание и
 работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
     на бесплатное   государственное  социальное  страхование,  получение
 компенсаций и льгот за ущерб,  причиненный их  здоровью  при  выполнении
 обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с
 увечьем  или  заболеванием,  полученным  при  выполнении обязанностей по
 защите населения и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  в  порядке,
 установленном для работников,  инвалидность которых наступила вследствие
 трудового увечья;
     на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца,  погибшего или
 умершего  от  увечья  или  заболевания,   полученного   при   выполнении
 обязанностей  по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
 в порядке,  установленном для семей граждан,  погибших  или  умерших  от
 увечья,  полученного  при  выполнении  гражданского  долга  по  спасению
 человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
     2. Порядок  и условия государственного социального страхования, виды
 и размеры компенсаций  и  льгот,  предоставляемых  гражданам  Российской
 Федерации  в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,  устанавливаются
 законодательством Российской  Федерации  и  законодательством  субъектов
 Российской Федерации.

     Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Граждане Российской Федерации обязаны:
     соблюдать законы   и   иные  нормативные  правовые  акты  Российской
 Федерации,  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
 Федерации  в  области  защиты  населения  и  территорий  от чрезвычайных
 ситуаций;
     соблюдать меры   безопасности   в   быту   и  повседневной  трудовой
 деятельности,  не допускать нарушений производственной и технологической
 дисциплины,   требований   экологической   безопасности,  которые  могут
 привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
     изучать основные   способы   защиты   населения   и   территорий  от
 чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания  первой   медицинской   помощи
 пострадавшим,   правила   пользования  коллективными  и  индивидуальными
 средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические
 навыки в указанной области;
     выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении
 чрезвычайных ситуаций;
     при необходимости     оказывать     содействие     в      проведении
 аварийно-спасательных и других неотложных работ.

              Глава V. Подготовка населения в области защиты
                         от чрезвычайных ситуаций

     Статья 20.  Подготовка населения в области  защиты  от  чрезвычайных
 ситуаций

     Порядок подготовки   населения  в  области  защиты  от  чрезвычайных
 ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
     Подготовка населения    к   действиям   в   чрезвычайных   ситуациях
 осуществляется  в  организациях,   в   том   числе   в   образовательных
 учреждениях, а также по месту жительства.
     Подготовка руководителей и специалистов  организаций,  а  также  сил
 единой  государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
 ситуаций  для  защиты  от   чрезвычайных   ситуаций   осуществляется   в
 учреждениях   среднего   и   высшего  профессионального  образования,  в
 учреждениях   повышения   квалификации,   на   курсах,   в   специальных
 учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

     Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий
 от чрезвычайных ситуаций

     Пропаганда знаний  в  области  защиты  населения  и  территорий   от
 чрезвычайных  ситуаций  обеспечивается органами управления,  входящими в
 единую государственную систему предупреждения и  ликвидации чрезвычайных
 ситуаций,  совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою
 деятельность в области защиты и спасения  людей,  федеральными  органами
 государственной   власти,   органами  государственной  власти  субъектов
 Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
     Для пропаганды  знаний  в  области  защиты населения и территорий от
 чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.

              Глава VI. Порядок финансового и материального
               обеспечения мероприятий по защите населения
                  и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Статья 22. Финансирование целевых программ

     Финансирование целевых программ по защите населения и  территорий от
 чрезвычайных  ситуаций,  по  обеспечению  устойчивости  функционирования
 организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской
 Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     Статья 23.    Финансирование    органов    управления,    специально
 уполномоченных на решение задач в области защиты населения  и территорий
 от чрезвычайных ситуаций

     Финансирование деятельности     постоянно     действующих    органов
 управления,  специально уполномоченных на решение задач в области защиты
 населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  осуществляется за счет
 средств соответствующих бюджетов.

     Статья 24.  Финансирование мероприятий  по  ликвидации  чрезвычайных
 ситуаций

     Финансирование мероприятий   по   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
 проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
 ситуаций,    средств    федеральных   органов   исполнительной   власти,
 соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
     При отсутствии  или недостаточности указанных средств для ликвидации
 чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства
 Российской   Федерации   в   порядке,   устанавливаемом   Правительством
 Российской Федерации.

     Статья 25.  Создание   и   использование   резервов   финансовых   и
 материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Резервы финансовых    и   материальных   ресурсов   для   ликвидации
 чрезвычайных ситуаций  создаются  заблаговременно  в  целях  экстренного
 привлечения  необходимых  средств  в  случае  возникновения чрезвычайных
 ситуаций.   Указанные   резервы    создаются    федеральными    органами
 исполнительной   власти,   органами   исполнительной   власти  субъектов
 Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
     Порядок создания  и использования указанных в части первой настоящей
 статьи  резервов  и  порядок  восполнения  использованных  средств  этих
 резервов    определяются    законодательством    Российской   Федерации,
 законодательством  субъектов   Российской   Федерации   и   нормативными
 правовыми актами органов местного самоуправления.

              Глава VII. Государственная экспертиза, надзор
                 и контроль в области защиты населения и
                   территорий от чрезвычайных ситуаций

     Статья 26.  Государственная  экспертиза в области защиты населения и
 территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственная экспертиза предполагаемых для реализации  проектов и
 решения   по  объектам  производственного  и  социального  назначения  и
 процессам,  которые могут быть  источниками  чрезвычайных  ситуаций  или
 могут   влиять   на   обеспечение   защиты  населения  и  территорий  от
 чрезвычайных   ситуаций,   организуется    и    проводится    специально
 уполномоченными  федеральными  органами исполнительной власти и органами
 исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях  проверки и
 выявления  степени  их  соответствия установленным нормам,  стандартам и
 правилам и осуществляется в соответствии с  законодательством Российской
 Федерации.
     В случае  необходимости  экспертиза  предполагаемых  для  реализации
 проектов   и   решений   по  объектам  производственного  и  социального
 назначения и процессам,  которые  могут  быть  источниками  чрезвычайных
 ситуаций  или  могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий
 от чрезвычайных ситуаций,  может проводиться общественными объединениями
 и   независимыми   экспертами,   а   также  специалистами  международных
 экспертных  организаций  в  порядке,   установленном   законодательством
 Российской Федерации.

     Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий
 от чрезвычайных ситуаций

     Государственный надзор и  контроль  в  области  защиты  населения  и
 территорий   от   чрезвычайных  ситуаций  проводятся  в  соответствии  с
 задачами,  возложенными на единую государственную систему предупреждения
 и ликвидации чрезвычайных ситуаций,  в целях проверки полноты выполнения
 мероприятий  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций   и   готовности
 должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
     Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются
 федеральными  органами  исполнительной  власти и органами исполнительной
 власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством
 Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     Статья 28.  Ответственность за нарушение законодательства Российской
 Федерации в  области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
 ситуаций

     Виновные в     невыполнении    или    недобросовестном    выполнении
 законодательства Российской  Федерации  в  области  защиты  населения  и
 территорий  от  чрезвычайных ситуаций,  создании условий и предпосылок к
 возникновению чрезвычайных ситуаций,  непринятии мер по защите  жизни  и
 сохранению  здоровья людей и других противоправных действиях должностные
 лица   и   граждане   Российской   Федерации    несут    дисциплинарную,
 административную,  гражданско-правовую  и  уголовную ответственность,  а
 организации - административную и гражданско-правовую  ответственность  в
 соответствии     с     законодательством    Российской    Федерации    и
 законодательством субъектов Российской Федерации.

              Глава VIII. Международные договоры Российской
                  Федерации в области защиты населения и
                   территорий от чрезвычайных ситуаций

     Статья 29. Международные договоры Российской Федерации

     Если международными договорами Российской Федерации установлены иные
 правила,  чем  те,  которые  содержатся  в  законодательстве  Российской
 Федерации в  области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
 ситуаций,  то  применяются  правила  международных  договоров Российской
 Федерации.

                    Глава IX. Заключительные положения

     Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня  его официального
 опубликования.

     Статья 31.  Приведение  нормативных  правовых актов в соответствие с
 настоящим Федеральным законом

     Нормативные акты  Президента   Российской   Федерации,   нормативные
 правовые   акты   Правительства   Российской   Федерации,  ведомственные
 нормативные правовые акты,  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
 субъектов   Российской  Федерации,  нормативные  правовые  акты  органов
 местного  самоуправления   приводятся   в   соответствие   с   настоящим
 Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
     Правительство Российской   Федерации   в   трехмесячный    срок    в
 установленном   порядке   вносит  в  Государственную  Думу  Федерального
 Собрания Российской Федерации предложения о  приведении законодательства
 Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

                                                          Президент
                                               Российской Федерации
                                                           Б.ЕЛЬЦИН
 Москва, Кремль.
 21 декабря 1994 года.
 N 68-ФЗ