English
05 декабря 2024, четверг
RSS
ecology.gpntb.ru > законодательство РФ > Федеральные законы > Об отходах производства и потребления. 24.06.98 N 89-ФЗ.

                        РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


               Об отходах производства и потребления


                                                              Принят
                                               Государственной Думой
                                                   22 мая  1998 года
                                                                    
                                                                    
                                                             Одобрен
                                                   Советом Федерации
                                                   10 июня 1998 года
                                                                    
                                                                    
     Настоящий Федеральный   закон   определяет   правовые    основы
обращения   с   отходами   производства  и   потребления   в   целях
предотвращения   вредного   воздействия   отходов   производства   и
потребления на  здоровье человека  и окружающую  природную среду,  а
также вовлечения  таких отходов  в хозяйственный  оборот в  качестве
дополнительных источников сырья.

   
                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

     
                     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем Федеральном законе используются следующие  основные
понятия:

     отходы производства и  потребления (далее -  отходы) -  остатки
сырья,  материалов,  полуфабрикатов,  иных  изделий  или  продуктов,
которые  образовались в  процессе  производства или  потребления,  а
также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

     опасные отходы  - отходы,  которые  содержат вредные  вещества,
обладающие  опасными  свойствами  (токсичностью,   взрывоопасностью,
пожароопасностью, высокой  реакционной способностью) или  содержащие
возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут  представлять
непосредственную   или   потенциальную  опасность   для   окружающей
природной  среды   и  здоровья  человека   самостоятельно  или   при
вступлении в контакт с другими веществами;

     обращение с  отходами  -   деятельность,  в  процессе   которой
образуются отходы,  а  также деятельность  по сбору,  использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

     размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

     хранение отходов  - содержание  отходов  в объектах  размещения
отходов  в целях  их  последующего захоронения,  обезвреживания  или
использования;

     захоронение отходов   -   изоляция   отходов,   не   подлежащих
дальнейшему  использованию,   в  специальных   хранилищах  в   целях
предотвращения  попадания  вредных веществ  в  окружающую  природную
среду;

     использование отходов  -  применение отходов  для  производства
товаров  (продукции),  выполнения  работ,  оказания  услуг  или  для
получения энергии;

     обезвреживание отходов  -  обработка   отходов,  в  том   числе
сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках,
в  целях предотвращения  вредного  воздействия отходов  на  здоровье
человека и окружающую природную среду;

     объект размещения    отходов   -    специально    оборудованное
сооружение,  предназначенное   для   размещения  отходов   (полигон,
шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

     трансграничное перемещение  отходов  -  перемещение  отходов  с
территории,  находящейся  под  юрисдикцией  одного  государства,  на
территорию (через территорию),  находящуюся под юрисдикцией  другого
государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо
государства, при условии, что такое перемещение отходов  затрагивает
интересы не менее чем двух государств;

     лимит на размещение отходов  - предельно допустимое  количество
отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным
способом  на установленный  срок  в  объектах размещения  отходов  с
учетом экологической обстановки на данной территории;

     норматив образования отходов - установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции;

     паспорт опасных    отходов    -    документ,     удостоверяющий
принадлежность  отходов к  отходам  соответствующего вида  и  класса
опасности, содержащий сведения об их составе;

     вид отходов  -  совокупность   отходов,  которые  имеют   общие
признаки в соответствии с системой классификации отходов.

     
       Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с
                              отходами

     1. Правовое  регулирование  в  области  обращения  с   отходами
осуществляется  настоящим Федеральным  законом,  другими законами  и
иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, а  также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов  Российской
Федерации.

     2. Отношения в области  обращения с радиоактивными отходами,  с
выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных  веществ
в  водные  объекты  регулируются  соответствующим  законодательством
Российской Федерации.

     
        Статья 3. Основные принципы государственной политики
                   в области обращения с отходами

     Основными принципами   государственной   политики   в   области
обращения с отходами являются:

     охрана здоровья   человека,  поддержание   или   восстановление
благоприятного  состояния окружающей  природной  среды и  сохранение
биологического разнообразия;

     научно обоснованное  сочетание  экологических  и  экономических
интересов  общества   в  целях   обеспечения  устойчивого   развития
общества;

     использование новейших  научно-технических достижений  в  целях
реализации малоотходных и безотходных технологий;

     комплексная переработка материально-сырьевых  ресурсов в  целях
уменьшения количества отходов;

     использование методов экономического регулирования деятельности
в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов
и вовлечения их в хозяйственный оборот;

     доступ в соответствии с законодательством Российской  Федерации
к информации в области обращения с отходами;

     участие в международном  сотрудничестве Российской Федерации  в
области обращения с отходами.

     
          Статья 4. Отходы как объект права собственности

     1. Право  собственности  на  отходы  принадлежит   собственнику
сырья, материалов,  полуфабрикатов,  иных изделий  или продуктов,  а
также товаров  (продукции), в результате  использования которых  эти
отходы образовались.

     2. Право собственности на отходы может быть приобретено  другим
лицом на основании  договора купли-продажи,  мены, дарения или  иной
сделки об отчуждении отходов.

     3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные  отходы
в   собственность   другому   лицу,   передавать   ему,    оставаясь
собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными
отходами,  если  у  этого лица  имеется  лицензия  на  осуществление
деятельности в области обращения с опасными отходами.

     4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом
оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо,
в собственности, во владении  либо в пользовании которого  находится
земельный участок, водоем или  иной объект, где находятся  брошенные
отходы,  может обратить  их  в свою  собственность,  приступив к  их
использованию  или  совершив  иные  действия,  свидетельствующие  об
обращении  их   в   собственность  в   соответствии  с   гражданским
законодательством.

     
             ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
                   СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
                 И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 
                   В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
                                  
                                  
        Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области
                        обращения с отходами

     К полномочиям  Российской  Федерации  в  области  обращения   с
отходами относятся:

     разработка и принятие  федеральных законов  и иных  нормативных
правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

     проведение в   Российской  Федерации   единой   государственной
политики в области обращения с отходами;

     осуществление надзора    за    исполнением     законодательства
Российской Федерации в области обращения с отходами;

     организация и осуществление государственного контроля и надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;

     определение компетенции  специально уполномоченных  федеральных
органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

     разработка, утверждение   и  реализация   федеральных   целевых
программ в области обращения с отходами;

     лицензирование деятельности  в  области  обращения  с  опасными
отходами;

     установление государственных стандартов,  правил, нормативов  и
требований безопасного обращения с отходами;

     осуществление мер по  предупреждению и ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  природного   и  техногенного   характера,  возникших   при
осуществлении обращения с отходами;

     организация государственного  учета  и  отчетности  в   области
обращения с отходами;

     обеспечение населения  информацией   в   области  обращения   с
отходами;

     определение порядка ведения государственного кадастра отходов и
организация его ведения;

     обеспечение экономических, социальных  и  правовых условий  для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;

     осуществление международного     сотрудничества      Российской
Федерации в области обращения с отходами;

     осуществление иных предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий.

     
        Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации
                   в области обращения с отходами

     К полномочиям   субъектов   Российской  Федерации   в   области
обращения с отходами относятся:

     обеспечение проведения  государственной   политики  в   области
обращения с отходами;

     осуществление правового  регулирования  в области  обращения  с
отходами в соответствии  с законодательством Российской Федерации  и
контроль за осуществлением такого регулирования;

     проектирование и строительство  объектов размещения отходов,  а
также объектов использования и обезвреживания отходов;

     определение органов исполнительной власти субъектов  Российской
Федерации  в  области  обращения с  отходами  и  компетенции  данных
органов;

     организация и осуществление государственного контроля и надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;

     проведение мероприятий   по    предупреждению   и    ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших
при осуществлении обращения с отходами;

     разработка и реализация региональных целевых программ в области
обращения с отходами, участие в разработке и выполнении  федеральных
целевых программ в области обращения с отходами;

     обеспечение экономических, социальных  и  правовых условий  для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;

     обеспечение населения  информацией   в   области  обращения   с
отходами;

     участие в ведении государственного кадастра отходов;

     участие в международном  сотрудничестве Российской Федерации  в
области обращения с отходами;

     иные полномочия в области обращения с отходами, не отнесенные к
полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.

     
       Статья 7. Специально уполномоченные федеральные органы
             исполнительной власти в области обращения
                             с отходами

     Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти в области  обращения с отходами  являются федеральные  органы
исполнительной власти, на которые в установленном порядке  возложено
выполнение задач  и  функций государственного  управления в  области
обращения с отходами.

     
        Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
                   в области обращения с отходами

     Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в
области обращения с отходами в пределах полномочий,  предоставленных
им  законодательством   Российской  Федерации  и   законодательством
субъектов Российской Федерации.

    
         ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

     
         Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению
                        с опасными отходами

     1. Деятельность  по  обращению  с  опасными  отходами  подлежит
лицензированию.

     Обязательным условием лицензирования деятельности по  обращению
с опасными отходами  является соблюдение требований охраны  здоровья
человека и охраны окружающей природной среды.

     2. Порядок лицензирования деятельности по обращению с  опасными
отходами определяет Правительство Российской Федерации.

     
       Статья 10. Требования к проектированию, строительству,
              реконструкции, консервации и ликвидации
             предприятий, зданий, строений, сооружений
                          и иных объектов

     1. При     проектировании,    строительстве,     реконструкции,
консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и
иных объектов,  в процессе эксплуатации  которых образуются  отходы,
граждане,  которые осуществляют  индивидуальную  предпринимательскую
деятельность   без   образования   юридического   лица   (далее    -
индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:

     соблюдать экологические,   санитарные   и   иные    требования,
установленные  законодательством  Российской  Федерации  в   области
охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

     иметь техническую    и    технологическую    документацию    об
использовании, обезвреживании образующихся отходов.

     2. Строительство,  реконструкция,   консервация  и   ликвидация
предприятий,   зданий,  строений,   сооружений   и  иных   объектов,
эксплуатация которых  связана с обращением  с отходами,  допускаются
при наличии положительного заключения государственной  экологической
экспертизы.

     3. При  проектировании  жилых  зданий,  а  также   предприятий,
зданий,   строений,  сооружений   и   иных  объектов,   в   процессе
эксплуатации которых  образуются отходы, необходимо  предусматривать
места  (площадки)  для   сбора  таких   отходов  в  соответствии   с
установленными  правилами,  нормативами  и  требованиями  в  области
обращения с отходами.

     
         Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий,
                    зданий, строений, сооружений
                          и иных объектов

     Индивидуальные предприниматели   и    юридические   лица    при
эксплуатации  предприятий,  зданий,  строений,  сооружений  и   иных
объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

     соблюдать экологические,   санитарные   и   иные    требования,
установленные  законодательством  Российской  Федерации  в   области
охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

     разрабатывать проекты нормативов образования отходов и  лимитов
на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

     внедрять малоотходные    технологии    на    основе    новейших
научно-технических достижений;

     проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

     проводить мониторинг состояния  окружающей  природной среды  на
территориях объектов размещения отходов;

     предоставлять в установленном порядке необходимую информацию  в
области обращения с отходами;

     соблюдать требования   предупреждения   аварий,   связанных   с
обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

     в случае   возникновения  или   угрозы   аварий,  связанных   с
обращением  с отходами,  которые  наносят  или могут  нанести  ущерб
окружающей природной  среде, здоровью или  имуществу физических  лиц
либо имуществу  юридических  лиц, немедленно  информировать об  этом
специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в
области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления.

     
        Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

     1. Создание   объектов   размещения  отходов   допускается   на
основании    разрешений,   выданных    специально    уполномоченными
федеральными органами  исполнительной власти в  области обращения  с
отходами в соответствии со своей компетенцией.

     2. Определение места строительства объектов размещения  отходов
осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических
и  иных)  исследований в  порядке,  установленном  законодательством
Российской  Федерации,  и  при  наличии  положительного   заключения
государственной экологической экспертизы.

     3. На территориях объектов размещения  отходов и в пределах  их
воздействия  на  окружающую природную  среду  собственники  объектов
размещения отходов,  а также  лица,  во владении  или в  пользовании
которых  находятся  объекты размещения  отходов,  обязаны  проводить
мониторинг   состояния  окружающей   природной   среды  в   порядке,
установленном  специально   уполномоченными  федеральными   органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии
со своей компетенцией.

     4. Собственники объектов размещения  отходов, а также лица,  во
владении  или в  пользовании  которых находятся  объекты  размещения
отходов,  после  окончания  эксплуатации  данных  объектов   обязаны
проводить контроль  за их  состоянием и  воздействием на  окружающую
природную  среду и  работы  по  восстановлению нарушенных  земель  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     5. Запрещается захоронение отходов  на территориях городских  и
других поселений, лесопарковых, курортных,  лечебно-оздоровительных,
рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях
подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого  и
хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов
в местах  залегания полезных  ископаемых  и ведения  горных работ  в
случаях, если возникает  угроза загрязнения мест залегания  полезных
ископаемых и безопасности ведения горных работ.

     6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр
объектов размещения   отходов.  Ведение   государственного   реестра
объектов размещения отходов  осуществляется в порядке,  определенном
Правительством Российской Федерации.

     
          Статья 13. Требования к обращению с отходами на
              территориях городских и других поселений

     1. Территории городских и других поселений подлежат  регулярной
очистке от отходов  в соответствии  с экологическими, санитарными  и
иными требованиями.

     2. Организацию деятельности в  области обращения с отходами  на
территориях  городских  и   других  поселений  осуществляют   органы
местного   самоуправления   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.

     3. Порядок  сбора отходов  на  территориях городских  и  других
поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые  отходы,
цветные и черные металлы,  текстиль, бумага и другие),  определяется
органами   местного   самоуправления   и   должен    соответствовать
экологическим,  санитарным  и  иным  требованиям  в  области  охраны
окружающей природной среды и здоровья человека.

     
       Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

     1. Опасные  отходы  в   зависимости  от  степени  их   вредного
воздействия  на  окружающую  природную  среду  и  здоровье  человека
подразделяются  на классы  опасности  в соответствии  с  критериями,
установленными  специально  уполномоченными  федеральными   органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии
со своей компетенцией.

     2. Индивидуальные  предприниматели   и   юридические  лица,   в
процессе  деятельности которых  образуются  опасные отходы,  обязаны
подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу  опасности
в  порядке,  установленном специально  уполномоченными  федеральными
органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

     3. На опасные  отходы  должен быть  составлен паспорт.  Паспорт
опасных  отходов  составляется  на  основании  данных  о  составе  и
свойствах   опасных   отходов,   оценки   их   опасности.    Порядок
паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

     4. Деятельность индивидуальных  предпринимателей и  юридических
лиц,  в  процессе  которой образуются  опасные  отходы,  может  быть
ограничена   или   запрещена   в   установленном   законодательством
Российской Федерации  порядке  при отсутствии  технической или  иной
возможности обеспечить безопасное  для окружающей природной среды  и
здоровья человека обращение с опасными отходами.

     
        Статья 15. Требования к профессиональной подготовке
               лиц, допущенных к обращению с опасными
                              отходами

     1. Лица,  которые допущены  к  обращению с  опасными  отходами,
обязаны    иметь   профессиональную    подготовку,    подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

     2. Ответственность за  допуск  работников к  работе с  опасными
отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

     
         Статья 16. Требования к транспортированию опасных
                              отходов

     1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться  при
следующих условиях:

     наличие паспорта опасных отходов;

     наличие специально  оборудованных  и  снабженных   специальными
знаками транспортных средств;

     соблюдение требований безопасности к транспортированию  опасных
отходов на транспортных средствах;

     наличие документации для  транспортирования и передачи  опасных
отходов  с указанием  количества  транспортируемых опасных  отходов,
цели и места назначения их транспортирования.

     2. Порядок транспортирования  опасных  отходов на  транспортных
средствах, требования  к погрузочно-разгрузочным работам,  упаковке,
маркировке опасных отходов и требования к обеспечению  экологической
и пожарной  безопасности определяются государственными  стандартами,
правилами и нормативами,  разработанными и утвержденными  специально
уполномоченными  федеральными   органами  исполнительной  власти   в
области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

     
           Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

     1. Ввоз отходов на территорию  Российской Федерации в целях  их
захоронения и обезвреживания запрещается.

     2. Ввоз отходов на территорию  Российской Федерации в целях  их
использования осуществляется  на основании  разрешения, выданного  в
установленном порядке.

     3. Порядок трансграничного перемещения отходов  устанавливается
Правительством Российской Федерации.

     
     ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ 
                   В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
                                  

       Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

     1. В  целях обеспечения  охраны  окружающей природной  среды  и
здоровья  человека, уменьшения  количества  отходов применительно  к
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам,  осуществляющим
деятельность  в  области   обращения  с  отходами,   устанавливаются
нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

     2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии  с
нормативами предельно допустимых  вредных воздействий на  окружающую
природную  среду   специально   уполномоченные  федеральные   органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии
со своей компетенцией.

     3. Индивидуальные   предприниматели    и   юридические    лица,
осуществляющие  деятельность   в  области   обращения  с   отходами,
разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение.

     4. Порядок  разработки  и  утверждения  нормативов  образования
отходов  и  лимитов   на  их  размещение  определяет   Правительство
Российской Федерации.

     5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение деятельность     индивидуальных    предпринимателей     и
юридических  лиц  в   области  обращения   с  отходами  может   быть
ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.

     
         Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с
                              отходами

     1. Индивидуальные   предприниматели    и   юридические    лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,  обязаны
вести в установленном  порядке учет образовавшихся,  использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц,
а также  размещенных отходов.  Порядок учета в  области обращения  с
отходами устанавливают специально уполномоченные федеральные  органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии
со  своей  компетенцией;  порядок статистического  учета  в  области
обращения с отходами  - специально уполномоченный федеральный  орган
исполнительной власти в области статистического учета.

     2. Индивидуальные   предприниматели    и   юридические    лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,  обязаны
представлять отчетность  в  порядке и  в  сроки, которые  определены
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти
в  области  статистического  учета  по  согласованию  со  специально
уполномоченными  федеральными   органами  исполнительной  власти   в
области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

     3. Индивидуальные   предприниматели    и   юридические    лица,
осуществляющие  деятельность   в  области   обращения  с   отходами,
обеспечивают   хранение   материалов   учета   в   течение    срока,
определенного  специально   уполномоченными  федеральными   органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии
со своей компетенцией.

     
             Статья 20. Государственный кадастр отходов

     1. Государственный кадастр отходов включает в себя  федеральный
классификационный каталог  отходов, государственный реестр  объектов
размещения отходов, а также банк  данных об отходах и о  технологиях
использования и обезвреживания отходов различных видов.

     2. Государственный  кадастр  отходов  ведется  по  единой   для
Российской  Федерации  системе.  Порядок  ведения   государственного
кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

     
                ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                   В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ 


            Статья 21. Основные принципы экономического
                 регулирования в области обращения
                             с отходами

     Основными принципами  экономического  регулирования  в  области
обращения с отходами являются:

     уменьшение количества отходов и  вовлечение их в  хозяйственный
оборот;

     платность размещения отходов;

     экономическое стимулирование деятельности в области обращения с
отходами.

     
        Статья 22. Программы в области обращения с отходами

     1. В целях планирования  мер по уменьшению количества  отходов,
их использованию,  обезвреживанию  и размещению  с учетом  состояния
окружающей природной среды, а также уровня  социально-экономического
развития  территорий  федеральные  органы  исполнительной  власти  и
органы   исполнительной   власти  субъектов   Российской   Федерации
разрабатывают  соответственно   федеральные   целевые  программы   и
региональные целевые программы в области обращения с отходами.

     2. Финансирование  программ  в  области  обращения  с  отходами
осуществляется  в   соответствии   с  законодательством   Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     
               Статья 23. Плата за размещение отходов

     1. Плата  за  размещение  отходов  взимается  с  индивидуальных
предпринимателей    и    юридических   лиц    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.

     2. Базовые  нормативы платы  за  размещение отходов  определяет
Правительство Российской Федерации.

     3. Дифференцированные  ставки   платы  за  размещение   отходов
устанавливают с учетом  экологической обстановки на  соответствующих
территориях  на основании  базовых  нормативов платы  за  размещение
отходов  в  соответствии с  законодательством  Российской  Федерации
органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по
согласованию  со  специально уполномоченными  федеральными  органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии
со своей компетенцией.

     
       Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в
                    области обращения с отходами

     1. Экономическое   стимулирование   деятельности   в    области
обращения с отходами осуществляется посредством:

     понижения размера платы  за  размещение отходов  индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в
процессе которой  образуются отходы, при  внедрении ими  технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;

     применения ускоренной  амортизации  основных   производственных
фондов, связанных с осуществлением деятельности в области  обращения
с отходами.

     2. Меры экономического  стимулирования  деятельности в  области
обращения    с   отходами    осуществляются    в   соответствии    с
законодательством Российской Федерации.

    
         ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

     
        Статья 25. Государственный контроль за деятельностью
                   в области обращения с отходами

     1. Государственный   контроль   за  деятельностью   в   области
обращения   с   отходами  осуществляют   специально   уполномоченные
федеральные  органы  исполнительной  власти в  области  обращения  с
отходами   в   соответствии   со   своей   компетенцией   и   органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     2. Государственный   контроль   за  деятельностью   в   области
обращения с отходами включает в себя:

     контроль за  выполнением   экологических,  санитарных  и   иных
требований в области обращения с отходами;

     контроль за    соблюдением   требований    к    трансграничному
перемещению отходов;

     контроль за  соблюдением  требований  пожарной  безопасности  в
области обращения с отходами;

     контроль за соблюдением  условий осуществления деятельности  по
обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;

     контроль за соблюдением требований предупреждения и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

     контроль за соблюдением  требований и правил  транспортирования
опасных отходов;

     контроль за выполнением  мероприятий  по уменьшению  количества
отходов  и вовлечению  отходов  в  хозяйственный оборот  в  качестве
дополнительных источников сырья;

     контроль за достоверностью предоставляемой информации в области
обращения с отходами и отчетности об отходах;

     выявление нарушений  законодательства  Российской  Федерации  в
области  обращения  с  отходами  и  контроль  за  принятием  мер  по
устранению таких нарушений;

     привлечение в  установленном  порядке  виновных  индивидуальных
предпринимателей  и юридических  лиц  к ответственности,  применение
штрафных   санкций,   предъявление  исков   о   возмещении   ущерба,
причиненного  окружающей  природной  среде  и  здоровью  человека  в
результате нарушения законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами.

     3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль  за
деятельностью в области обращения с отходами, могут быть  обжалованы
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     
           Статья 26. Производственный контроль в области
                        обращения с отходами

     1. Юридические  лица,  осуществляющие  деятельность  в  области
обращения  с отходами,  организуют  и осуществляют  производственный
контроль  за  соблюдением  требований  законодательства   Российской
Федерации в области обращения с отходами.

     2. Порядок осуществления  производственного контроля в  области
обращения  с отходами  определяют  юридические лица,  осуществляющие
деятельность в  области  обращения с  отходами,  по согласованию  со
специально  уполномоченными  федеральными  органами   исполнительной
власти в области обращения с отходами.

     
        Статья 27. Общественный контроль в области обращения
                             с отходами

     Общественный контроль   в   области   обращения   с    отходами
осуществляют  граждане  или  общественные  объединения  в   порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.

     
     ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ 


            Статья 28. Виды ответственности за нарушение
              законодательства Российской Федерации в
                    области обращения с отходами

     Неисполнение или   ненадлежащее   исполнение   законодательства
Российской Федерации  в  области обращения  с отходами  должностными
лицами    и    гражданами   влечет    за    собой    дисциплинарную,
административную, уголовную или гражданско-правовую  ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     
          Статья 29. Исковые требования об ограничении, о
                 приостановлении или о прекращении
                 деятельности лиц, осуществляемой с
               нарушением законодательства Российской
              Федерации в области обращения с отходами

     1. Исковые требования об  ограничении, о приостановлении или  о
прекращении   деятельности   юридических   лиц,   осуществляемой   с
нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения
с  отходами,   рассматриваются   судом  или   арбитражным  судом   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     2. Исковые требования об  ограничении, о приостановлении или  о
прекращении     деятельности    индивидуальных     предпринимателей,
осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации  в
области обращения с отходами, рассматриваются судом.

     
                ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
       Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в
                                силу

     Настоящий Федеральный  закон  вступает   в  силу  со  дня   его
официального опубликования.

     
         Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в
                соответствие с настоящим Федеральным
                              законом

     Нормативные правовые   акты   Российской   Федерации   подлежат
приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.


                                      Президент Российской Федерации
                                                            Б.Ельцин
                                                                    
                                                                    
Москва, Кремль
24 июня 1998 года
N 89-ФЗ