РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об отходах производства и потребления
Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июня 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы
обращения с отходами производства и потребления в целях
предотвращения вредного воздействия отходов производства и
потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а
также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве
дополнительных источников сырья.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные
понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки
сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов,
которые образовались в процессе производства или потребления, а
также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества,
обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью,
пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие
возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять
непосредственную или потенциальную опасность для окружающей
природной среды и здоровья человека самостоятельно или при
вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой
образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения
отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или
использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих
дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях
предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную
среду;
использование отходов - применение отходов для производства
товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для
получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе
сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках,
в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье
человека и окружающую природную среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное
сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон,
шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с
территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на
территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого
государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо
государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает
интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество
отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным
способом на установленный срок в объектах размещения отходов с
учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов - установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий
принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса
опасности, содержащий сведения об их составе;
вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие
признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с
отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами
осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с
выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ
в водные объекты регулируются соответствующим законодательством
Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы государственной политики
в области обращения с отходами
Основными принципами государственной политики в области
обращения с отходами являются:
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление
благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение
биологического разнообразия;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических
интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития
общества;
использование новейших научно-технических достижений в целях
реализации малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях
уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности
в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов
и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации
к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в
области обращения с отходами.
Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику
сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а
также товаров (продукции), в результате использования которых эти
отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим
лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной
сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы
в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь
собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными
отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление
деятельности в области обращения с опасными отходами.
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом
оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо,
в собственности, во владении либо в пользовании которого находится
земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные
отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их
использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об
обращении их в собственность в соответствии с гражданским
законодательством.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области
обращения с отходами
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с
отходами относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в Российской Федерации единой государственной
политики в области обращения с отходами;
осуществление надзора за исполнением законодательства
Российской Федерации в области обращения с отходами;
организация и осуществление государственного контроля и надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;
определение компетенции специально уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти в области обращения с отходами;
разработка, утверждение и реализация федеральных целевых
программ в области обращения с отходами;
лицензирование деятельности в области обращения с опасными
отходами;
установление государственных стандартов, правил, нормативов и
требований безопасного обращения с отходами;
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, возникших при
осуществлении обращения с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области
обращения с отходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с
отходами;
определение порядка ведения государственного кадастра отходов и
организация его ведения;
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
осуществление международного сотрудничества Российской
Федерации в области обращения с отходами;
осуществление иных предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации
в области обращения с отходами
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области
обращения с отходами относятся:
обеспечение проведения государственной политики в области
обращения с отходами;
осуществление правового регулирования в области обращения с
отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и
контроль за осуществлением такого регулирования;
проектирование и строительство объектов размещения отходов, а
также объектов использования и обезвреживания отходов;
определение органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области обращения с отходами и компетенции данных
органов;
организация и осуществление государственного контроля и надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших
при осуществлении обращения с отходами;
разработка и реализация региональных целевых программ в области
обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных
целевых программ в области обращения с отходами;
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
обеспечение населения информацией в области обращения с
отходами;
участие в ведении государственного кадастра отходов;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в
области обращения с отходами;
иные полномочия в области обращения с отходами, не отнесенные к
полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.
Статья 7. Специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения
с отходами
Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти в области обращения с отходами являются федеральные органы
исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено
выполнение задач и функций государственного управления в области
обращения с отходами.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
в области обращения с отходами
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в
области обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных
им законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению
с опасными отходами
1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит
лицензированию.
Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению
с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья
человека и охраны окружающей природной среды.
2. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными
отходами определяет Правительство Российской Федерации.
Статья 10. Требования к проектированию, строительству,
реконструкции, консервации и ликвидации
предприятий, зданий, строений, сооружений
и иных объектов
1. При проектировании, строительстве, реконструкции,
консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и
иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы,
граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица (далее -
индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования,
установленные законодательством Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
иметь техническую и технологическую документацию об
использовании, обезвреживании образующихся отходов.
2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов,
эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются
при наличии положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
3. При проектировании жилых зданий, а также предприятий,
зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе
эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать
места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с
установленными правилами, нормативами и требованиями в области
обращения с отходами.
Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий,
зданий, строений, сооружений
и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при
эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных
объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования,
установленные законодательством Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов
на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших
научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на
территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в
области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с
обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с
обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб
окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц
либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом
специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в
области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
1. Создание объектов размещения отходов допускается на
основании разрешений, выданных специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Определение места строительства объектов размещения отходов
осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических
и иных) исследований в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, и при наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их
воздействия на окружающую природную среду собственники объектов
размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании
которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить
мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке,
установленном специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей компетенцией.
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во
владении или в пользовании которых находятся объекты размещения
отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны
проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую
природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и
других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных,
рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях
подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов
в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в
случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных
ископаемых и безопасности ведения горных работ.
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр
объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра
объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Требования к обращению с отходами на
территориях городских и других поселений
1. Территории городских и других поселений подлежат регулярной
очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и
иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на
территориях городских и других поселений осуществляют органы
местного самоуправления в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
3. Порядок сбора отходов на территориях городских и других
поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы,
цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие), определяется
органами местного самоуправления и должен соответствовать
экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека.
Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами
1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного
воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека
подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями,
установленными специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей компетенцией.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в
процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны
подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности
в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт
опасных отходов составляется на основании данных о составе и
свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок
паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть
ограничена или запрещена в установленном законодательством
Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной
возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и
здоровья человека обращение с опасными отходами.
Статья 15. Требования к профессиональной подготовке
лиц, допущенных к обращению с опасными
отходами
1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами,
обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными
отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Статья 16. Требования к транспортированию опасных
отходов
1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при
следующих условиях:
наличие паспорта опасных отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными
знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных
отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи опасных
отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов,
цели и места назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных
средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке,
маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической
и пожарной безопасности определяются государственными стандартами,
правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в
области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их
захоронения и обезвреживания запрещается.
2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их
использования осуществляется на основании разрешения, выданного в
установленном порядке.
3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается
Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и
здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим
деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются
нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с
нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую
природную среду специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,
разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение.
4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство
Российской Федерации.
5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц в области обращения с отходами может быть
ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с
отходами
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны
вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц,
а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с
отходами устанавливают специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей компетенцией; порядок статистического учета в области
обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в области статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны
представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
в области статистического учета по согласованию со специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в
области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,
обеспечивают хранение материалов учета в течение срока,
определенного специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей компетенцией.
Статья 20. Государственный кадастр отходов
1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный
классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов
размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях
использования и обезвреживания отходов различных видов.
2. Государственный кадастр отходов ведется по единой для
Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного
кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 21. Основные принципы экономического
регулирования в области обращения
с отходами
Основными принципами экономического регулирования в области
обращения с отходами являются:
уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный
оборот;
платность размещения отходов;
экономическое стимулирование деятельности в области обращения с
отходами.
Статья 22. Программы в области обращения с отходами
1. В целях планирования мер по уменьшению количества отходов,
их использованию, обезвреживанию и размещению с учетом состояния
окружающей природной среды, а также уровня социально-экономического
развития территорий федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
разрабатывают соответственно федеральные целевые программы и
региональные целевые программы в области обращения с отходами.
2. Финансирование программ в области обращения с отходами
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Плата за размещение отходов
1. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяет
Правительство Российской Федерации.
3. Дифференцированные ставки платы за размещение отходов
устанавливают с учетом экологической обстановки на соответствующих
территориях на основании базовых нормативов платы за размещение
отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
согласованию со специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей компетенцией.
Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в
области обращения с отходами
1. Экономическое стимулирование деятельности в области
обращения с отходами осуществляется посредством:
понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в
процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;
применения ускоренной амортизации основных производственных
фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения
с отходами.
2. Меры экономического стимулирования деятельности в области
обращения с отходами осуществляются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 25. Государственный контроль за деятельностью
в области обращения с отходами
1. Государственный контроль за деятельностью в области
обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти в области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственный контроль за деятельностью в области
обращения с отходами включает в себя:
контроль за выполнением экологических, санитарных и иных
требований в области обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований к трансграничному
перемещению отходов;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в
области обращения с отходами;
контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по
обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;
контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
контроль за соблюдением требований и правил транспортирования
опасных отходов;
контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества
отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве
дополнительных источников сырья;
контроль за достоверностью предоставляемой информации в области
обращения с отходами и отчетности об отходах;
выявление нарушений законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами и контроль за принятием мер по
устранению таких нарушений;
привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение
штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба,
причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в
результате нарушения законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами.
3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль за
деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Производственный контроль в области
обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области
обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный
контроль за соблюдением требований законодательства Российской
Федерации в области обращения с отходами.
2. Порядок осуществления производственного контроля в области
обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, по согласованию со
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти в области обращения с отходами.
Статья 27. Общественный контроль в области обращения
с отходами
Общественный контроль в области обращения с отходами
осуществляют граждане или общественные объединения в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 28. Виды ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства
Российской Федерации в области обращения с отходами должностными
лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную,
административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Исковые требования об ограничении, о
приостановлении или о прекращении
деятельности лиц, осуществляемой с
нарушением законодательства Российской
Федерации в области обращения с отходами
1. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или о
прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с
нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения
с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или о
прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей,
осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами, рассматриваются судом.
ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в
силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным
законом
Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат
приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
24 июня 1998 года
N 89-ФЗ
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 14087