ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 22 апреля 1997 года ГЗ N 90-з
"Об экологической экспертизе"
Принят Законодательной Палатой
Государственного Собрания
Республики Башкортостан 28
марта 1997 года
Одобрен Палатой Представителей
Государственного Собрания
Республики Башкортостан 11
апреля 1997 года
Настоящий Закон регулирует отношения в области экологической
экспертизы, направлен на реализацию конституционного права
граждан Республики Башкортостан на благоприятную окружающую
среду посредством предупреждения негативных воздействий
хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную
среду и предусматривает в этой части обеспечение
экологической безопасности и реализацию требований
законодательства республики в области охраны природы и
природопользования.
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза - установление соответствия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим
требованиям и определение допустимости реализации объекта
экологической экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой деятельности и реализации
объекта экологической экспертизы на окружающую природную
среду и связанных с ними социальных, экономических и иных
последствий.
Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан об
экологической экспертизе
1. Законодательство Республики Башкортостан об экологической
экспертизе основывается на соответствующих положениях
Конституции Республики Башкортостан, Экологического кодекса
Республики Башкортостан, Федерального закона "Об
экологической экспертизе" и состоит из настоящего Закона,
принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных
правовых актов Республики Башкортостан.
2. Акты законодательства Российской Федерации об
экологической экспертизе по вопросам, переданным Республикой
Башкортостан по Договору Российской Федерации, являются
обязательными на территории Республики Башкортостан.
Статья 3. Принципы экологической экспертизы Экологическая
экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической
экспертизы до принятия решений о реализации объекта
экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности
при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на
экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при
осуществлении ими своих полномочий в области экологической
экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности
заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений),
учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и
заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество
экологической экспертизы.
Статья 4. Виды экологической экспертизы
В Республике Башкортостан осуществляются государственная
экологическая экспертиза и общественная экологическая
экспертиза.
ГЛАВА II
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН И ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 5. Вопросы ведения Республики Башкортостан в области
экологической экспертизы
К ведению Республики Башкортостан в области экологической
экспертизы относятся:
правовое регулирование отношений в области экологической
экспертизы посредством принятия в развитие настоящего Закона
нормативных правовых актов в области экологической
экспертизы с учетом специфики экологических, социальных и
экономических условий республики;
получение от соответствующих органов информации об объектах
экологической экспертизы, реализация которых может оказывать
прямое или косвенное воздействие на окружающую природную
среду в пределах территории Республики Башкортостан или
сопредельных субъектов Российской Федерации;
делегирование экспертов в состав экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы объектов
экологической экспертизы в случае реализации этих объектов
на территории Республики Башкортостан и в случае возможного
воздействия на окружающую природную среду в пределах
территории республики хозяйственной и иной деятельности,
намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
осуществление контроля за исполнением законодательства
Российской Федерации и Республики Башкортостан об
экологической экспертизе;
информирование населения о намечаемых и проводимых
экологических экспертизах и их результатах;
решение других вопросов в указанной области в случаях, если
они по Договору Российской Федерации и Республики
Башкортостан "0 разграничении предметов ведения и взаимном
делегировании полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной
власти Республики Башкортостан" не отнесены к ведению
Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия республиканских органов государственной
власти в области экологической экспертизы
1. Государственное Собрание Республики Башкортостан
обеспечивает единство законодательного регулирования
отношений в области экологической экспертизы.
2. Президент Республики Башкортостан обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти в области экологической экспертизы.
3. Кабинет Министров Республики Башкортостан в области
экологической экспертизы:
утверждает порядок и регламент проведения государственной
экологической экспертизы;
контролирует исполнение законодательства Республики
Башкортостан об экологической экспертизе органами
исполнительной власти Республики Башкортостан;
осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также
по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области
экологической экспертизы;
делегирует экспертов в состав экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы объектов
экологической экспертизы в случае реализации этих объектов
на территории Республики Башкортостан и в случае возможного
воздействия на окружающую среду в пределах территории
республики хозяйственной и иной деятельности, намечаемой
другим субъектом Российской Федерации;
информирует население о намечаемых и проводимых
экологических экспертизах и их результатах.
Статья 7. Полномочия, права и обязанности республиканского
специально уполномоченного государственного органа в области
экологической экспертизы
1. К полномочиям республиканского специально уполномоченного
государственного органа в области экологической экспертизы
относятся:
разработка порядка и регламента проведения государственной
экологической экспертизы;
организация и проведение государственной экологической
экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего
Закона, в том числе формирование экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы;
установление срока и условий действий положительного
заключения государственной экологической экспертизы;
разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и
инструктивно-методических документов, обеспечивающих
реализацию настоящего Закона в части проведения
государственной экологической экспертизы в пределах
территории республики;
нормативно-техническое, научно-методическое обеспечение
проведения государственной экологической экспертизы,
координация научных исследований по формированию базы
нормативно-технических документов, направленных на
реализацию законодательства Республики Башкортостан об
экологической экспертизе;
организация информационного обеспечения государственной
экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение
банков данных о намечаемой хозяйственной и иной
деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы
и влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду;
проведение семинаров, конференций по вопросам методологии,
методам и формам осуществления государственной экологической
экспертизы, по обмену опытом проведения и повышения качества
эколого-экспертной деятельности;
участие в подготовке перечня видов деятельности в области
природопользования, подлежащей лицензированию;
осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации и
Республики Башкортостан при организации и проведении
государственной экологической экспертизы;
ведение государственных реестров экспертов государственной
экологической экспертизы;
взаимодействие с республиканскими органами исполнительной
власти по вопросам экологической экспертизы.
2. Республиканский специально уполномоченный государственный
орган в области экологической экспертизы имеет право:
принимать участие в проведении государственной экологической
экспертизы объектов экологической экспертизы, намечаемых к
реализации на территории республики, в порядке, который
определяет федеральный специально уполномоченный
государственный орган в области экологической экспертизы;
иметь доступ к банкам данных о состоянии окружающей
природной среды и банкам знаний в области оценки воздействия
на человека и окружающую природную среду хозяйственной и
иной деятельности;
получать бесплатно от органов исполнительной власти
республики и организаций любых форм собственности
информацию, необходимую для выполнения задач в области
экологической экспертизы;
принимать участие совместно с федеральным специально
уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы и органами экологической экспертизы
иностранных государств в решении вопросов, представляющих
взаимный интерес;
устанавливать непосредственные контакты и организовывать
взаимодействие с органами экологической экспертизы
иностранных государств в целях проведения консультаций,
обмена опытом, научно-методическими разработками, а также
обмена специалистами в области экологической экспертизы;
направлять в банковские организации представления о
приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и
других финансовых операций в отношении объектов
экологической экспертизы, не получивших положительного
заключения государственной экологической экспертизы;
осуществлять в пределах своей компетенции иные действия, не
противоречащие законодательству Республики Башкортостан и
необходимые для реализации своих полномочий в области
экологической экспертизы.
3. Республиканский специально уполномоченный государственный
орган в области экологической экспертизы обязан:
обеспечивать соответствие порядка проведения государственной
экологической экспертизы требованиям настоящего Закона и
нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики
Башкортостан;
предварительно информировать органы местной власти о
проведении заседаний экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы по объектам экологической
экспертизы, реализуемым на территории соответствующего
района, города, сельсовета, поссовета;
своевременно информировать органы прокуратуры о нарушениях
законодательства Республики Башкортостан и Российской
Федерации об экологической экспертизе;
предоставлять для ознакомления заказчику, подавшему
заявление о проведении государственной экологической
экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-
методические документы, регламентирующие организацию и
проведение государственной экологической экспертизы;
предоставлять для ознакомления общественным организациям
(объединениям), осуществляющим общественную экологическую
экспертизу, нормативнотехнические документы, которые
устанавливают требования к проведению государственной
экологической экспертизы;
направлять органам исполнительной власти районов, городов и
органам местного самоуправления, общественным организациям
(объединениям) и гражданам, представившим аргументированные
предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой
хозяйственной и иной деятельности, материалы о рассмотрении
этих предложений при проведении государственной
экологической экспертизы;
предоставлять органам законодательной и исполнительной
власти Республики Башкортостан и средствам массовой
информации по их запросам сведения о результатах проведения
государственной экологической экспертизы;
информировать заказчика об итогах проведения государственной
экологической экспертизы;
готовить и передавать соответствующие материалы
правоохранительным органам для решения вопросов о
привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении
нарушения законодательства Республики Башкортостан об
экологической экспертизе.
Статья 8. Полномочия органов местной власти Республики
Башкортостан в области экологической экспертизы
К полномочиям органов местной власти Республики Башкортостан
в области экологической экспертизы на соответствующей
территории относятся:
делегирование экспертов в состав экспертных комиссий для
участия в экологической экспертизе объектов, реализация
которых намечается на их территории, и в случае возможного
воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и
иной деятельности, намечаемой на территории другой
административно-территориальной единицы;
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по
вопросам экологической экспертизы на основании результатов
общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений
общественных экологических организаций (объединений) и
движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов,
референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и
иной деятельности, которая подлежит экологической
экспертизе;
организация по требованию населения общественных
экологических экспертиз;
информирование специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы о намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на территории относятся:
делегирование экспертов в состав экспертных комиссий для
участия в экологической экспертизе объектов, реализация
которых намечается на их территории, и в случае возможного
воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и
иной деятельности, намечаемой на территории другой
административно-территориальной единицы;
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по
вопросам экологической экспертизы на основании результатов
общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений
общественных экологических организаций (объединений) и
движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов,
референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и
иной деятельности, которая подлежит экологической
экспертизе;
организация по требованию населения общественных
экологических экспертиз;
информирование специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы о намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на территории
соответствующего муниципального образования;
информирование органов прокуратуры, территориальных
специально уполномоченных государственных органов в области
охраны окружающей среды и органов государственной власти
Республики Башкортостан о начале реализации объекта
экологической экспертизы без положительного заключения
государственной экологической экспертизы;
осуществление в соответствии с законодательством Республики
Башкортостан иных полномочий в данной области.
Статья 9. Права органов местного самоуправления в области
экологической экспертизы
Органы местного самоуправления имеют право:
получать от соответствующих государственных органов
необходимую информацию об объектах экологической экспертизы,
реализация которых может оказывать воздействие на окружающую
природную среду в пределах территории соответствующего
муниципального образования, и о результатах проведения
государственной экологической экспертизы и общественной
экологической экспертизы;
направлять в письменной форме специально уполномоченному
государственному органу в области экологической экспертизы
аргументированные предложения по экологическим аспектам
реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
осуществлять иные действия в этой области в соответствии с
законодательством.
ГЛАВА III
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 10. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза организуется и
проводится специально уполномоченным государственным органом
в области экологической экспертизы в порядке, установленном
настоящим Законом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Республики Башкортостан. Государственная
экологическая экспертиза может проводиться и на федеральном
уровне применительно к объектам, расположенным на территории
Республики Башкортостан.
Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы
республиканского уровня
Обязательной государственной экологической экспертизе,
проводимой на республиканском уровне, подлежат:
1. Проекты нормативно-технических и инструктивно-
методических документов, утверждаемых органами
государственной власти Республики Башкортостан и
регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая
может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в
том числе использование природных ресурсов и охрану
окружающей природной среды.
2. Материалы, подлежащие утверждению органами
государственной власти Республики Башкортостан и
предшествующие разработке прогнозов развития и размещения
производительных сил на территории Республики Башкортостан,
в том числе:
а) проекты комплексных и целевых республиканских социально-
экономических, научно-технических и иных республиканских
программ, при реализации которых может быть оказано
воздействие на окружающую природную среду;
б) проекты схем развития отраслей народного хозяйства
Республики Башкортостан, в том числе промышленности;
в) проекты генеральных схем расселения, природопользования и
территориальной организации производительных сил Республики
Башкортостан;
г) проекты территориальных комплексных схем охраны природы и
природопользования;
д) проекты генеральных планов развития территорий свободных
экономических зон и территорий с особым режимом
природопользования и ведения хозяйственной деятельности.
3. Технико-экономические обоснования и проекты
строительства, реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных
объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной
стоимости, ведомственной принадлежности и форм
собственности, расположенных на территории Республики
Башкортостан.
4. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и
перерабатывающей промышленности, предусматривающие
использование природных ресурсов, находящихся в ведении
Республики Башкортостан.
5. Проекты технической документации на новую технику,
технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и
услуги, в том числе зарубежные, представляющие экологическую
опасность.
6. Проекты международных договоров, реализация которых может
привести к негативному воздействию на окружающую природную
среду.
7. Документация, обосновывающая соглашения о разделе
продукции и концессионные договоры, а также другие договоры,
предусматривающие использование природных ресурсов и (или)
отходов производства, находящихся в ведении Республики
Башкортостан.
8. Материалы, обосновывающие получение лицензий на
осуществление деятельности, способной оказать воздействие на
окружающую природную среду, выдача которых не относится к
компетенции федеральных органов исполнительной власти.
9. Материалы комплексного экологического обследования
участков территорий, обосновывающие придание этим
территориям правового статуса особо охраняемых природных
территорий республиканского значения, зоны экологического
бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а
также программы реабилитации этих территорий.
10. Проекты схем охраны и использования водных, лесных,
земельных и других природных ресурсов Республики
Башкортостан, иная проектная документация в этой области, в
том числе проекты лесоустройства, землеустройства,
охотоустройства.
11. Градостроительная документация, в том числе:
а) схемы и проекты районной планировки административно-
территориальных образований;
б) генеральные планы городов, других поселений и их систем;
в) проекты городской и поселковой административной черты, а
также сельских поселений;
г) генеральные планы территорий, подведомственных органам
местной власти, проекты застройки кварталов и участков
городов и других поселений;
д) проекты детальной планировки общественных центров, жилых
районов, магистралей городов, промышленных, рекреационных и
dpschu функциональных зон.
12. Проекты рекультивации земель, нарушенных в результате
геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ.
13. Документация на изменение функционального статуса, вида
и характера использования территорий, в том числе материалы,
обосновывающие перевод лесных земель в нелесные.
14. Объекты государственной экологической экспертизы,
перечисленные в настоящей статье и ранее получившие
положительное заключение государственной экологической
экспертизы, в случаях:
а) доработки объектов государственной экологической
экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной
экологической экспертизы;
б) изменения условий природопользования специально
уполномоченным государственным органом в области охраны
окружающей природной среды;
в) реализации объекта государственной экологической
экспертизы с отступлениями от документации, получившей
положительное заключение государственной экологической
экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную
документацию, если эти отступления и изменения могут повлечь
неблагоприятные экологические последствия;
г) истечения срока действия положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
Статья 12. Специально уполномоченные государственные органы
в области экологической экспертизы
Специально уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы в Республике Башкортостан является
Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической
безопасности Республики Башкортостан, которое имеет
исключительное право на проведение государственной
экологической экспертизы и осуществляет соответствующие
функции через свое подразделение, специализированное в
области организации и проведения государственной
экологической экспертизы.
Статья 13. Порядок проведения государственной экологической
экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе
повторная, проводится при условии соответствия формы и
содержания представляемых заказчиком материалов требованиям
настоящего Закона, установленному порядку проведения
государственной экологической экспертизы и при наличии в
составе представляемых материалов:
а) документации, подлежащей государственной экологической
экспертизе в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, в
объеме, который определен в установленном порядке, и
содержащей материалы оценки воздействия на окружающую
природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая
подлежит государственной экологической экспертизе;
б) положительных заключений и (или) документов согласований
органов надзора и контроля с органами исполнительной власти
районов, городов и органами местного самоуправления,
получаемых в установленном законодательством Республики
Башкортостан порядке;
в) заключений республиканских органов исполнительной власти
по объекту государственной экологической экспертизы в случае
его рассмотрения указанными органами и заключений
общественной экологической экспертизы (в случае ее
проведения);
г) материалов обсуждений объекта государственной
экологической экспертизы с гражданами и общественными
организациями (объединениями), организованных органами
местного самоуправления. При проведении государственной
экологической экспертизы объектов обязательному анализу
подлежат следующие вопросы:
а) степень влияния предлагаемого объекта на окружающую
природную среду, жизнь и здоровье населения;
б) возможные и неизбежные побочные последствия, сопряженные
с осуществлением проекта;
в) реальные альтернативные варианты реализации данного
проекта;
г) соотношение между долговременным и кратковременным
воздействием на окружающую природную среду предлагаемого к
вводу объекта;
д) круг невозобновляемых природных ресурсов, вовлекаемых в
хозяйственную деятельность;
е) достаточность финансовых и материальных ресурсов,
выделяемых на природоохранные мероприятия при строительстве.
2. Государственная экологическая экспертиза проводится при
условии ее предварительной оплаты заказчиком документации,
подлежащей государственной экологической экспертизе, в
полном объеме и в порядке, устанавливаемом специально
уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы.
3. Начало срока проведения государственной экологической
экспертизы устанавливается не позднее чем через 15 дней
после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и
документов в полном объеме и в количестве, соответствующих
требованиям пунктов 1 и 2 настоящей статьи.
4. Срок проведения государственной экологической экспертизы
определяется сложностью объекта государственной
экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с
нормативными правовыми документами республиканского
специально уполномоченного государственного органа в области
экологической экспертизы, но не должен превышать 3-х
месяцев. По решению Кабинета Министров Республики
Башкортостан в виде исключения срок проведения
государственной экологической экспертизы может быть продлен
до б месяцев.
5. Государственная экологическая экспертиза проводится
экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы
для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
6. Проведение государственной экологической экспертизы
должно осуществляться в соответствии со Статьями 6, 7, 13,
14 и 15 настоящего Закона, а также в соответствии с иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Республики Башкортостан.
7. Результатом проведения государственной экологической
экспертизы является заключение государственной экологической
экспертизы, отвечающее требованиям статьи 17 настоящего
Закона.
8. Повторное проведение государственной экологической
экспертизы осуществляется на основании заключения
экологической экспертизы или по решению судебного органа.
Статья 14. Экспертная комиссия государственной экологической
экспертизы
1. В состав экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по
согласованию с ними и в случаях, определенных нормативными
правовыми актами специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы, могут включаться
в качестве экспертов государственной экологической
экспертизы его штатные работники.
2. Назначение руководителя и ответственного секретаря
экспертной комиссии государственной экологической
экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы при участии ее руководителя и
утверждение ее персонального состава осуществляются
специально уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы.
Статья 15. Эксперт государственной экологической экспертизы
1. Экспертом государственной экологической экспертизы
является специалист, обладающий научными и (или)
практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и
привлеченный в соответствии со статьей 14 настоящего Закона
специально уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы к проведению государственной
экологической экспертизы по соответствующим направлениям
науки, техники, технологии.
2. Экспертом государственной экологической экспертизы не
может быть представитель заказчика документации, подлежащей
государственной экологической экспертизе, или разработчика
объекта государственной экологической экспертизы, гражданин,
состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с
указанным заказчиком или с разработчиком объекта
государственной экологической экспертизы, а также
представитель юридического лица, состоящего с указанным
заказчиком или разработчиком объекта государственной
экологической экспертизы в таких договорных отношениях.
3. Эксперт государственной экологической экспертизы
участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Законом
и заданием, выданным специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы.
4. Эксперт государственной экологической экспертизы при
проведении государственной экологической экспертизы имеет
право:
заявлять специально уполномоченному государственному органу
в области экологической экспертизы о необходимости
представления заказчиком на государственную экологическую
экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и
объективной оценки объектов государственной экологической
экспертизы;
формулировать особое мнение по объекту государственной
экологической экспертизы, которое прилагается к заключению
государственной экологической экспертизы.
5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
а) осуществлять всесторонний, полный, объективный и
комплексный анализ представляемых на государственную
экологическую экспертизу материалов с учетом передовых
достижений отечественной и зарубежной науки и техники,
определять их соответствие нормативным правовым актам
Российской Федерации и Республики Башкортостан в области
охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим
документам и представлять заключения по таким материалам;
б) соблюдать требования законодательства Республики
Башкортостан об экологической экспертизе;
в) соблюдать установленные специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы
порядок и сроки осуществления государственной экологической
экспертизы;
г) обеспечивать объективность и обоснованность выводов
своего заключения по объекту экологической экспертизы;
д) участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет
при проведении государственной экологической экспертизы
заключения общественной экологической экспертизы, а также
поступившие от органов местной власти, общественных
организаций (объединений) и граждан аргументированные
предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит государственной экологической
экспертизе;
е) обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность
сведений, представленных на государственную экологическую
экспертизу.
6. Оплата труда внештатных экспертов государственной
экологической экспертизы производится специально
уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы в порядке, определяемом Кабинетом
Министров Республики Башкортостан.
Оплата труда штатных работников, участвующих в проведении
государственной экологической экспертизы, производится в
установленном законодательством Республики Башкортостан
порядке.
Статья 16. Руководитель экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы
1. Руководитель экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы обязан осуществлять
свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и
зданием на проведение государственной экологической
экспертизы, выдаваемым специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы.
2. Руководитель экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы:
участвует в формировании специально уполномоченным
государственным органом и области экологической экспертизы
указанной экспертной комиссии и согласовывает ее состав;
участвует в подготовке специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы
для членов указанной экспертной комиссии задания на
проведение государственной экологической экспертизы и
согласовывает его;
обеспечивает качественное проведение государственной
экологической экспертизы по ее конкретному объекту;
организует подготовку сводного заключения указанной
экспертной комиссии в соответствии с требованиями
законодательства Республики Башкортостан, нормами и
правилами в области экологической экспертизы.
Статья 17. Заключение государственной экологической
экспертизы
1. Заключением государственной экологической экспертизы
является документ, подготовленный экспертной комиссией
государственной экологической экспертизы, содержащий
обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую
природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая
подлежит государственной экологической экспертизе, и о
возможности реализации объекта государственной экологической
экспертизы, одобренный квалифицированным большинством
списанного состава указанной экспертной комиссии и
соответствующий заданию на проведение экологической
экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы.
2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией
государственной экологической экспертизы, прилагаются также
особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с
принятым этой экспертной комиссией заключением.
3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией
государственной экологической экспертизы, подписывается
руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным
секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без
их согласия.
4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией
государственной экологической экспертизы, после его
утверждения специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы приобретает
статус заключения государственной экологической экспертизы.
Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией
государственной экологической экспертизы, является актом,
подтверждающим соответствие порядка проведения
государственной экологической экспертизы требованиям
настоящего Закона и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и Республики Башкортостан.
5. Заключение государственной экологической экспертизы по
объектам, указанным в статье 11 настоящего Закона, за
исключением проектов нормативных правовых актов Республики
Башкортостан, может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической
экспертизы является одним из обязательных условий
финансирования и реализации объекта государственной
экологической экспертизы. Положительное заключение
государственной экологической экспертизы имеет юридическую
силу в течение срока, определенного специально
уполномоченными государственным органом в области
экологической экспертизы, проводящим конкретную
государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической
экспертизы теряет юридическую силу в случаях:
доработки объекта государственной экологической экспертизы
по замечаниям проведенной ранее государственной
экологической экспертизы;
изменения условий природопользования специально
уполномоченным на то государственным органом в области
охраны окружающей природной среды;
реализации объекта государственной экологической экспертизы
с отступлениями от документации, получившей положительное
заключение государственной экологической экспертизы, и (или)
в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения
государственной экологической экспертизы является запрет
финансирования и реализации объекта государственной
экологической экспертизы.
Несоблюдение требования обязательного проведения
государственной экологической экспертизы проекта
международного договора является основанием для признания
его недействительным.
Заключения государственной экологической экспертизы по
проектам нормативных правовых актов Республики Башкортостан
рассматриваются принимающими эти акты органами
государственной власти.
6. Заключение государственной экологической экспертизы
направляется заказчику. Для осуществления соответствующих
контрольных функций информация о заключении государственной
экологической экспертизы направляется территориальным
специально уполномоченным государственным органам в области
охраны окружающей природной среды, органам местной власти и
в случаях, определяемых специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы,
- банковским организациям, которые осуществляют
финансирование реализации объекта государственной
экологической экспертизы.
7. В случае отрицательного заключения государственной
экологической экспертизы заказчик вправе представить
материалы на повторную государственную экологическую
экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний,
изложенных в данном отрицательном заключении.
8. Заключения государственной экологической экспертизы могут
быть оспорены в судебном порядке.
ГЛАВА IV
ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) В
ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
Статья 18. Права граждан и общественных организаций
(объединений) в области экологической экспертизы
1. Граждане и общественные организации (объединения) в
области экологической экспертизы имеют право:
выдвигать предложения о проведении в соответствии с
настоящим Законом общественной экологической экспертизы
хозяйственной и иной деятельности, реализация которой
затрагивает экологические интересы населения;
направлять в письменной форме специально уполномоченным
государственным органам в области экологической экспертизы
аргументированные предложения по экологическим аспектам
намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
получать от специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы, организующих
проведение государственной экологической экспертизы
конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о
результатах ее проведения;
осуществлять иные действия в области экологической
экспертизы, не противоречащие законодательству Республики
Башкортостан.
2. При подготовке экспертной комиссией государственной
экологической экспертизы заключения государственной
экологической экспертизы и при принятии решения о реализации
объекта государственной экологиче-ской экспертизы должны
рассматриваться материалы, направленные в экспертную
комиссию государственной экологической экспертизы и
отражающие общественное мнение.
Статья 19. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза организуется и
проводится по инициативе граждан и общественных организаций
(объединений), а также по инициативе органов местной власти.
Статья 20. Объекты общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в
отношении объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона,
за исключением тех, сведения о которых составляют тайну,
охраняемую законом. Действия должностных и юридических лиц,
препятствующих проведению экологической экспертизы, могут
быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 21. Проведение общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза проводится до
проведения государственной экологической экспертизы или
одновременно с ней; в отдельных случаях она может
проводиться после проведения государственной экологической
экспертизы или независимо от проведения государственной
экологической экспертизы тех же объектов экологической
экспертизы.
2. Общественные организации (объединения), осуществляющие
общественную экологическую экспертизу в установленном
настоящим Законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологической
экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 13
настоящего Закона;
знакомиться с нормативно-технической документацией,
устанавливающей требования к проведению государственной
экологи-ческой экспертизы;
участвовать в качестве полноправных экспертов, а также
наблюдателей через своих представителей в заседаниях
экспертных комиссий государственной экологической
экспертизы, участвовать в проводимом ими обсуждении
заключений общественной экологической экспертизы.
3. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной
экологической экспертизы, при осуществлении ими
экологической экспертизы распространяются требования,
предусмотренные в пункте 2 и подпунктах б, в, д пункта 5
статьи 15 настоящего Закона.
4. Общественные организации (объединения), организующие
общественную экологическую экспертизу, обязаны известить
население, средства массовой информации, правоохранительные
органы о начале и результатах ее проведения.
Статья 22. Заключение общественной экологической экспертизы
1. Заключение общественной экологической экспертизы
направляется специально уполномоченным государственным
органам в области экологической экспертизы, осуществляющим
государственную экологическую экспертизу, заказчику
документации, подлежащей общественной экологической
экспертизе, органам, принимающим решение о реализации
объектов экологической экспертизы, органам местного
самоуправления и может передаваться другим заинтересованным
лицам.
2. Заключение общественной экологической экспертизы
приобретает юридическую силу после утверждения его
специально уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы.
3. В случае придания юридической силы заключению
общественной экологической экспертизы на руководителя и
членов экспертной комиссии общественной экологической
экспертизы распространяются требования статей 2129
настоящего Закона.
4. Заключения общественной экологической экспертизы могут
публиковаться в средствах массовой информации, передаваться
органам местного самоуправления, органам государственной
экологической экспертизы, заказчикам документации,
подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим
заинтересованным лицам.
Заключения, опубликованные или направленные органам
государственной и местной власти, а также заказчикам,
подлежат обязательному рассмотрению соответствующими
органами и организациями в месячный срок.
ГЛАВА V
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Статья 23. Права заказников документации, подлежащей
экологической экспертизе
Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе,
имеют право:
получать от специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы, организующего
проведение государственной экологической экспертизы,
информацию о сроках проведения экологической экспертизы,
затрагивающей интересы этих заказчиков;
получать для ознакомления от специально уполномоченного
государственного органа в области экологической экспертизы,
организующего проведение государственной экологической
экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-
методические документы о проведении государственной
экологической экспертизы;
обращаться в специально уполномоченный государственный орган
в области экологической экспертизы, организующий проведение
государственной экологической экспертизы, с требованиями
устранения нарушений установленного порядка проведения
государственной экологической экспертизы;
представлять пояснения, замечания, предложения в письменной
или устной форме относительно объектов государственной
экологической экспертизы;
оспаривать заключения государственной экологической
экспертизы в судебном порядке;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного
умышленным нарушением законодательства Республики
Башкортостан об экологической экспертизе.
Статья 24. Обязанности заказчиков документации, подлежащей
экологической экспертизе
Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе,
обязаны:
представлять на экологическую экспертизу документацию в
соответствии с требованиями статей 11 и 13 настоящего
Закона, в том числе на повторное проведение государственной
экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи
13 настоящего Закона;
оплачивать проведение государственной экологической
экспертизы;
передавать специально уполномоченному государственному
органу в области экологической экспертизы и общественным
организациям (объединениям), организующим проведение
экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения,
расчеты, дополнительные разработки относительно объектов
экологической экспертизы;
осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в
соответствии с документацией, получившей положительное
заключение государственной экологической экспертизы;
передавать данные о выводах заключения государственной
}jnknchweqjni экспертизы в банковские организации для
открытия финансирования реализации объекта государственной
экологической экспертизы.
ГЛАВА VI
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 25. Финансирование государственной экологической
экспертизы
1. Финансирование государственной экологической экспертизы
объектов государственной экологической экспертизы, в том
числе ее повторное проведение, осуществляется за счет
средств заказчика документации, подлежащей государственной
экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой
расходов на проведение государственной экологической
экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую
экспертизу специально уполномоченным государственным органом
в области экологической экспертизы в соответствии с
установленным порядком.
2. Финансовые средства на осуществление государственной
экологической экспертизы объектов государственной
экологической экспертизы перечисляются заказчиком
документации, подлежащей государственной экологической
экспертизе, в том числе органами государственной власти
Республики Башкортостан и органами местного государственного
управления, представляющими в соответствии с настоящим
Законом материалы на государственную экологическую
экспертизу, на специальный субсчет специально
уполномоченного государственного органа в области
экологической экспертизы.
3. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются
исключительно на проведение государственной экологической
экспертизы. Специально уполномоченный государственный орган
в области экологической экспертизы несет ответственность за
целевое использование этих средств.
4. Использование финансовых средств на проведение
государственной экологической экспертизы осуществляется в
порядке, утвержденном Кабинетом Министров Республики
Башкортостан, на основе предложений специально
уполномоченного государственного органа в области
экологической экспертизы.
Статья 26. Финансирование общественной экологической
экспертизы Финансирование общественной экологической
экспертизы осуществляется за счет собственных средств
общественных организаций (объединений), общественных
экологических и других фондов, целевых добровольных денежных
взносов граждан и организаций, а также за счет средств,
выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов
местной власти.
ГЛАВА VII
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Статья 27. Виды нарушений законодательства Республики
Башкортостан об экологической экспертизе
Нарушениями законодательства Республики Башкортостан об
экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей
экологической экспертизе, и заинтересованными лицами
являются:
1) непредставление документации на экологическую экспертизу;
2) фальсификация материалов, сведений и данных,
представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений
о результатах ее проведения;
3) принуждение эксперта экологической экспертизы к
подготовке заведомо ложного заключения экологической
экспертизы;
4) создание препятствий организации и проведению
экологической экспертизы;
5) уклонение от представления специально уполномоченному
государственному органу в области экологической экспертизы и
общественным организациям (объединениям), организующим и
проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов,
сведений и данных;
6) реализация объекта экологической экспертизы без
положительного заключения государственной экологической
экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не
соответствующей документации, получившей положительное
заключение государственной экологической экспертизы;
8) самовольное внесение заказчиком изменений в данные
экологической экспертизы после получения заключения;
9) вмешательство в процесс проведения экспертизы.
Нарушениями законодательства Республики Башкортостан об
экологической экспертизе руководителями специально
уполномоченного государственного органа в области
экологической экспертизы и руководителями экспертных
комиссий государственной экологической экспертизы являются:
1) нарушение установленных настоящим Законом правил и
порядка проведения государственной экологической экспертизы;
2) нарушение порядка формирования и организации деятельности
экспертных комиссий государственной экологической
экспертизы;
3) неисполнение установленных настоящим Законом для
специально уполномоченного государственного органа в области
экологической экспертизы обязанностей;
4) нарушение установленного порядка расходования
перечисленных заказчиком средств на проведение
государственной экологической экспертизы;
5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и
качеству;
6) необоснованность материалов по учету выводов общественной
экологической экспертизы и поступивших от органов местной
власти, общественных организаций (объединений), граждан
аргументированных предложений по экологическим аспектам
хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
государственной экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства Республики Башкортостан об
экологической экспертизе руководителями экспертной комиссии
экологической экспертизы и экспертами экологической
экспертизы являются:
1) нарушение требований законодательства Республики
Башкортостан об экологической экспертизе, а также
законодательства об охране окружающей природной среды,
стандартов и иных нормативно-технических документов;
2) необоснованность выводов заключения экологической
экспертизы;
3) фальсификация выводов заключения экологической
экспертизы;
4) сокрытие от специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы или от
общественной организации (объединения) организующих
проведение экологической экспертизы, сведений, которые,
согласно пункту 2 статьи 15 настоящего Закона, могут служить
основанием для отказа в утверждении гражданина (специалиста)
в качестве эксперта государственной экологической
экспертизы.
Нарушениями законодательства Республики Башкортостан об
экологической экспертизе должностными лицами республиканских
органов исполнительной власти и органов надзора и контроля,
а также органов местной власти являются:
1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения
экологической экспертизы
2) выдача разрешений на специальное природопользование или
на осуществление иной деятельности, которая может оказать
прямое или косвенное воздействие на окружающую природную
среду, без положительного заключения государственной
экологической экспертизы;
3) прямое или косвенное вмешательство в работу специально
уполномоченного государственного органа в области
экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов
экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и
результаты проведения государственной экологической
экспертизы и общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства Республики Башкортостан об
экологической экспертизе банковскими организациями, их
должностными лицами, иными юридическими лицами, а также
гражданами являются финансирование и кредитование реализации
объекта экологической экспертизы без положительного
заключения государственной экологической экспертизы.
Законодательством Республики Башкортостан могут быть
установлены иные виды нарушений законодательства Республики
Башкортостан об экологической экспертизе.
Статья 28. Виды ответственности за нарушение
законодательства об экологической экспертизе
Лица, допустившие нарушение законодательства об
экологической экспертизе, несут уголовную, гражданско-
правовую, административную ответственность в соответствии с
законодательством.
Статья 29. Административная ответственность
Лица, виновные в совершении нарушений, указанных в пунктах 4
и 5 части первой; пунктах 1, 2, 3, 4 части второй; пунктах
2, 3, 4 части четвертой статьи 27 настоящего Закона, если
эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность,
привлекаются к административной ответственности - штрафу от
5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
ГЛАВА VIII
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 30. Разрешение споров в области экологической
экспертизы
1. Споры в области экологической экспертизы между
Республикой Башкортостан и субъектами Российской Федерации
разрешаются посредством согласования решений по предметам
спора и принятия согласительных документов. В случае
отсутствия таких решений споры в области экологической
экспертизы разрешаются в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и Республики
Башкортостан. 2. Споры в области экологической экспертизы
между органами местной власти, а также споры граждан и
общественных организаций со специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы
по вопросам организации, проведения и итогам общественной
экологической экспертизы разрешаются в соответствии с
гражданским законодательством.
ГЛАВА IX
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Статья 31. Международные договоры Республики Башкортостан
Если международным договором Республики Башкортостан
установлены иные правила в области экологической экспертизы,
чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются
правила международного договора.
ГЛАВА Х
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 33. Принятие и приведение нормативных правовых актов
в соответствие с настоящим Законом
Предложить Президенту Республики Башкортостан, Кабинету
Министров Республики Башкортостан, а также органам местной
власти привести в шестимесячный срок свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Республики Башкортостан
М.РАХИМОВ
Уфа, Дом Республики.
22 апреля 1997 года.
ГЗ N 90-з.
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 3546