2 июля 1997 года N 1243
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Настоящий Закон направлен на предотвращение экологически
вредного воздействия образующихся в процессе хозяйственной и иной
деятельности отходов производства и потребления на окружающую
природную среду и максимальное вовлечение их в хозяйственный
оборот как дополнительный источник сырья.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Отходы - остатки веществ и предметов, образующиеся в
результате хозяйственно-бытовой или производственной деятельности
человека и не используемые на месте.
Управление отходами - сбор, транспортирование, хранение,
утилизация, обезвреживание и захоронение отходов, включая контроль
за такими операциями, и обслуживание мест размещения отходов.
Сбор отходов - организованное собирание, сортировка,
подготовка, транспортирование отходов с целью их последующей
утилизации или размещения.
Транспортирование отходов - перемещение отходов в места их
хранения, утилизации, обезвреживания и захоронения.
Хранение (складирование) отходов - сохранение отходов в
специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью
последующей утилизации или обезвреживания и захоронения.
Утилизация отходов - использование отходов в качестве
вторичного сырья.
Обезвреживание отходов - доведение содержания в них вредных
веществ и химических соединений до предельно допустимых
концентраций.
Захоронение отходов - помещение отходов в специально
оборудованные хранилища без намерения их последующей утилизации.
Размещение отходов - организованное хранение и захоронение
отходов, а также их складирование вне отведенных для этого мест.
Лимит образования отходов - количество отходов, разрешенное
для образования в определенном месте на определенное время.
Лимит размещения отходов - количество отходов, разрешенное в
установленном порядке для хранения или захоронения в определенном
месте на определенное время.
Статья 2. Законодательство в области управления отходами
производства и потребления
Отношения в области управления отходами производства и
потребления регулируются Законом Республики Татарстан "Об охране
окружающей природной среды в Республике Татарстан", настоящим
Законом и иными законодательными актами.
Статья 3. Основные принципы управления отходами производства и
потребления
Основными принципами управления отходами производства и
потребления в Республике Татарстан являются:
приоритет охраны окружающей среды, здоровья и жизни человека;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических
интересов общества, обеспечение создания и внедрения малоотходных
и безотходных производственных процессов, комплексная переработка
материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических
циклов, экологически безопасное размещение отходов в окружающей
природной среде, реализация мероприятий по замене первичного сырья
вторичным;
необходимость экономии сырья и материалов за счет
рационального их использования, предотвращение вредных последствий
для окружающей среды в результате бесконтрольного накопления,
использования и выброса отходов;
более полное использование и вовлечение в производство
вторичных материальных ресурсов, образующихся во всех сферах
деятельности общества, путем разработки и реализации комплексных и
целевых программ по их использованию.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Статья 4. Экономический механизм управления отходами
производства и потребления
Экономический механизм управления отходами производства и
потребления реализуется путем:
осуществления государственного учета отходов производства и
потребления;
обеспечения выполнения мероприятий в области управления
отходами за счет различных источников финансирования;
установления лимитов образования и размещения отходов;
установления нормативов платы и на их базе взимания платежей
за размещение отходов;
экономического стимулирования (предоставления налоговых,
кредитных и иных льгот при внедрении безотходных, малоотходных и
ресурсосберегающих технологий, использовании отходов в качестве
вторичного сырья и других мер);
лицензирования деятельности, связанной с управлением отходами
производства и потребления.
Статья 5. Государственный учет отходов производства и
потребления
Предприятия, учреждения и организации, связанные с управлением
отходами, подлежат государственному учету по единой системе в
соответствии с порядком, устанавливаемым Кабинетом Министров
Республики Татарстан.
Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм
собственности и подчинения, обязаны вести в установленном порядке
первичный учет образования и обращения отходов производства и
потребления.
Статья 6. Планирование и финансирование программ и мероприятий
по управлению отходами производства и потребления
Планирование мероприятий и разработка программ в области
управления отходами производства и потребления осуществляется
предприятиями, учреждениями и организациями, республиканскими и
местными органами государственной власти и управления.
Финансирование программ и мероприятий по управлению отходами
производства и потребления производится за счет:
- Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных
бюджетов;
- собственных средств и инвестиций предприятий, учреждений и
организаций;
- средств Экологического фонда Республики Татарстан;
- кредитов банков;
- добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц
и граждан, а также других источников в соответствии с
законодательством.
Финансирование программ и мероприятий по управлению отходами в
Республиканском бюджете Республики Татарстан и местных бюджетах
выделяется отдельной строкой.
Статья 7. Лимиты образования и размещения отходов производства
и потребления
Лимиты образования и размещения отходов производства и
потребления устанавливаются предприятиям, учреждениям и
организациям Министерством охраны окружающей среды и природных
ресурсов Республики Татарстан с учетом экологической обстановки в
республике.
При отсутствии установленного обоснования образования отходов
производства лимит на образование и размещение отходов не
выдается, все образующиеся отходы являются сверхнормативными.
Производственные процессы, технологии, сопровождающиеся
образованием отходов, проходят экологическую аттестацию в течение
двух лет со дня введения в действие данного Закона и периодически
не реже одного раза в пять лет.
По результатам аттестации разрабатывается паспорт отходов.
Статья 8. Плата за размещение отходов производства и
потребления
Плата за размещение отходов производства и потребления
взимается за:
- размещение отходов в пределах установленных лимитов;
- размещение отходов сверх установленных лимитов;
- несанкционированное складирование и захоронение отходов.
Порядок исчисления и применения нормативов платы за размещение
отходов устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Внесение платежей за размещение отходов не освобождает
природопользователя от выполнения природоохранных мероприятий.
Статья 9. Экономическое стимулирование в области управления
отходами производства и потребления
Экономическое стимулирование осуществляется путем:
- установления в соответствии с законодательством кредитных и
налоговых льгот, государственных дотаций предприятиям,
учреждениям, организациям, внедряющим безотходные, малоотходные,
ресурсосберегающие технологии, использующим отходы в качестве
вторичного сырья;
- осуществления иной деятельности, обеспечивающей снижение
образования отходов производства и потребления, снижение риска при
управлении отходами.
Предприятия, учреждения, организации, специализирующиеся на
утилизации отходов, независимо от форм собственности,
освобождаются от платежей за размещение отходов.
Статья 10. Лицензия на деятельность, связанную с управление
отходами производства и потребления
Деятельность, связанная со сбором, транспортированием,
хранением, утилизацией, обезвреживанием, захоронением отходов
производства и потребления, осуществляется на основе лицензий
(специальных разрешений).
Лицензии выдаются в установленном порядке Министерством охраны
окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан с
указанием:
- видов, объемов и лимитов образования и использования отходов
производства и потребления;
- условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
- экологических требований, предъявляемых к управлению
отходами, ответственности за несоблюдение экологических
требований.
Право на управление отходами возникает с момента получения
лицензии или указанного в ней срока.
Лицензии выдаются на срок не более 5 лет.
РАЗДЕЛ III. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ,
ПРОЕКТИРОВАНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И
ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ
ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ И
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕМ ОТХОДОВ
Статья 11. Общие требования при размещении, проектировании
строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий,
сооружений и других объектов, связанных с управлением и
транспортированием отходов производства и потребления
Размещение, проектирование, технико-экономическое обоснование
строительства, реконструкции, ввод в эксплуатацию предприятий,
сооружений в промышленности, сельском и лесном хозяйствах, на
транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйствах и
других объектах, связанных с управлением отходами, производятся в
соответствии с требованиями настоящего Закона.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных
объектов по управлению отходами производится при наличии
положительного заключения Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов Республики Татарстан, органов
санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов
государственного управления и органов местного самоуправления.
В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих
экологические интересы населения, решения принимаются по
результатам референдума.
Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на
строительство предприятий, сооружений и иных объектов, связанных с
управлением отходами, проходят государственную, а при
необходимости и общественную экологическую экспертизу. Результаты
общественной экологической экспертизы, проводимой научными
коллективами, общественными объединениями по их инициативе,
обязательны для рассмотрения соответствующими органами
государственной экологической экспертизы.
Местные органы государственного управления и органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязаны
принимать эффективные меры по хранению, утилизации, обезвреживанию
и захоронению отходов, соблюдать действующие экологические,
санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические нормы и
правила при управлении отходами.
Утилизация, обезвреживание и захоронение отходов
осуществляются в соответствии с действующими нормами и правилами.
Запрещается размещение отходов на территории городов и других
населенных пунктов, в лесопарковых, курортных,
лечебно-оздоровительных, рекреационных, водоохранных зонах.
Запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования,
подземные водоносные горизонты.
Перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов,
связанных с управлением отходами, производится по согласованию со
специально уполномоченными государственными органами Республики
Татарстан в области охраны окружающей среды.
Статья 12. Общие требования к транспортированию отходов
производства и потребления
Транспортирование отходов допускается только специально
оборудованными транспортными средствами.
Выгрузка отходов производства и потребления вне специально
установленных мест запрещается.
РАЗДЕЛ IV. ИНФОРМАЦИЯ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Статья 13. Информация в области управления отходами
производства и потребления
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие
управление отходами, обязаны предоставлять в Министерство охраны
окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан,
Государственный комитет Республики Татарстан
санитарно-эпидемиологического надзора, органы горного и
промышленного надзора по требованию этих органов исчерпывающую
достоверную информацию о количестве, характере произведенных и
хранящихся отходов и их перемещении.
Сведения о видах и свойствах производимых отходов, включая
сведения об их воздействии на окружающую среду и здоровье
населения, о мерах, направленных на сокращение производства
отходов, об авариях и аварийных ситуациях, сопровождающихся
выбросом отходов в окружающую среду или увеличением их объема
против установленного, являются общедоступными и не могут быть
засекреченными.
Статья 14. Научные исследования в области управления отходами
производства и потребления
Ученые и специалисты научных учреждений принимают участие в
разработке и реализации международных, федеральных,
республиканских, региональных и отраслевых комплексных целевых
программ по проблемам управления отходами, в подготовке экспертных
заключений по соответствующим проектам.
РАЗДЕЛ V. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Статья 15. Государственный экологический контроль в области
управления отходами производства и потребления
Государственный экологический контроль в области управления
отходами производства и потребления осуществляется Кабинетом
Министров Республики Татарстан, местными органами государственной
власти и управления, а также Министерством охраны окружающей среды
и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственным
комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического
надзора в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об охране
окружающей природной среды в Республике Татарстан" и настоящим
Законом.
Статья 16. Производственный экологический контроль в области
управления отходами производства и потребления
Экологические службы предприятий, учреждений и организаций
осуществляют производственный экологический контроль в области
управления отходами в соответствии с Законом Республики Татарстан
"Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан" и
настоящим Законом.
Статья 17. Общественный экологический контроль в области
управления отходами производства и потребления
Общественный экологический контроль осуществляется
общественными объединениями, гражданами и ставит своей задачей
проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами,
государственными комитетами, ведомствами, предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами.
Порядок проведения общественного экологического контроля
регулируется настоящим Законом и другими нормативными правовыми
актами.
РАЗДЕЛ VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Статья 18. Разрешение споров в области управления отходами
производства и потребления
Споры в области управления отходами производства и потребления
между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами
разрешаются в порядке, установленном законодательством.
РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства в
области управления отходами производства и потребления
Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения,
организации, виновные в нарушении законодательства в области
управления отходами производства и потребления, несут юридическую
ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 20. Возмещение вреда, причиненного нарушением
законодательства в области управления отходами производства и
потребления
Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие
вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан,
предприятий, учреждений и организаций нарушением законодательства
в области управления отходами, обязаны возместить его в порядке,
предусмотренном законодательством.
РАЗДЕЛ VIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Статья 21. Трансграничное перемещение отходов производства и
потребления
Выдача лицензий на импорт (экспорт) отходов производства и
потребления осуществляется в порядке, устанавливаемом Кабинетом
Министров Республики Татарстан в соответствии с действующим
законодательством.
Импорт опасных (в том числе радиоактивных) отходов
запрещается.
Статья 22. Международные договоры в области управления
отходами производства и потребления
Если международным договором в области отходов производства и
потребления, заключенным Республикой Татарстан, установлены иные
правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то
применяются правила международного договора.
Президент
Республики Татарстан
М.ШАЙМИЕВ
Казань,
2 июля 1997 года
N 1243
------------------------------------------------------------------
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 2426