21 октября 1998 года N 1816
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе
деятельности в области энергосбережения, для создания
экономических и организационных условий повышения эффективности
использования энергетических ресурсов.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
энергосбережение - реализация правовых, организационных,
научных, производственных, технических и экономических мер,
направленных на эффективное использование энергетических ресурсов
и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников
энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое,
организационное и финансово-экономическое регулирование
деятельности в области энергосбережения;
энергетические ресурсы - носители энергии, которые
используются в настоящее время или могут быть полезно использованы
в перспективе;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение
экономически эффективного использования энергетических ресурсов
при существующем уровне развития техники, технологий и соблюдении
требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная
величина потребления или потери энергетических ресурсов для
продукции любого назначения, установленная государственными
стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход
энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований,
установленных государственными стандартами, а также нарушением
требований, установленных иными нормативными правовыми актами,
технологическими регламентами и паспортными данными для
действующего оборудования;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра,
тепла земли, естественного движения водных потоков, а также
энергия существующих в природе градиентов температур;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный
газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы,
водоугольное топливо и другие), использование которых сокращает
или замещает потребление традиционных топливных энергетических
ресурсов.
Статья 2. Правовое регулирование в области энергосбережения
Правовое регулирование в области энергосбережения
осуществляется настоящим Законом и иными нормативными правовыми
актами.
Статья 3. Область применения настоящего Закона
Настоящий Закон действует на территории Республики Татарстан и
направлен на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их
добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и
потреблении;
осуществление государственного надзора за эффективным
использованием энергетических ресурсов;
развитие добычи, производства и использования энергетических
ресурсов, способных заменить более дорогие и дефицитные виды
топлива;
создание и использование энергоэффективных технологий,
топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования,
конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета
расхода энергетических ресурсов и для контроля за их
использованием, систем автоматизированного управления
энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерения в
части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики
Республики Татарстан
Энергосберегающая политика Республики Татарстан основана на
следующих принципах:
приоритет повышения эффективности использования топлива и
энергии над увеличением объемов их добычи, производства и
переработки;
обеспечение государственного стимулирования и финансовой
поддержки программ и проектов повышения эффективности производства
и использования энергетических ресурсов;
осуществление государственного надзора за эффективным
использованием энергетических ресурсов;
обязательность учета юридическими лицами производимых и
расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими
лицами потребляемых ими энергетических ресурсов;
включение в государственные стандарты на технологии,
оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства
показателей их энергоэффективности;
поэтапный вывод из эксплуатации малоэкономичного
энергетического и энергопотребляющего оборудования с показателями
энергоэффективности ниже установленных нормативных требований;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей
энергетических ресурсов.
ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В
ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 5. Компетенция органов государственной власти и
управления Республики Татарстан в области энергосбережения
1. Государственный Совет Республики Татарстан в пределах своей
компетенции:
осуществляет законодательное регулирование отношений в области
энергосбережения;
определяет основные направления политики Республики Татарстан
в области энергосбережения;
утверждает важнейшие республиканские программы
энергосбережения и объемы их бюджетного финансирования.
2. Кабинет Министров Республики Татарстан:
разрабатывает государственные программы энергосбережения,
принимает нормативные правовые акты в соответствии с настоящим
Законом;
координирует работу созданных им внебюджетных государственных
учреждений по реализации политики энергосбережения в Республике
Татарстан (Государственная инспекция энергетического надзора
Республики Татарстан, Республиканский центр энергосберегающих
технологий);
решает вопросы государственной поддержки организаций,
реализующих республиканские программы энергосбережения;
ежегодно представляет в Государственный Совет Республики
Татарстан отчет об эффективности использования топлива и энергии.
3. Местные органы государственной власти и управления в
пределах своей компетенции:
участвуют в разработке и реализации республиканских программ
энергосбережения;
осуществляют контроль за реализацией мероприятий, входящих в
республиканские и местные программы энергосбережения;
осуществляют контроль за использованием государственных
финансовых средств в ходе выполнения мероприятий по
энергосбережению.
ГЛАВА III. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Статья 6. Основные принципы управления в области
энергосбережения
Основные принципы управления в области энергосбережения
осуществляются в процессе реализации федеральной, межрегиональных
и республиканских программ в области энергосбережения путем:
стимулирования производства и использования топливо- и
энергосберегающего оборудования;
организации учета расхода энергетических ресурсов, а также
контроля за их расходом;
осуществления государственного надзора за эффективным
использованием энергетических ресурсов;
проведения энергетических обследований организаций;
проведения энергетической экспертизы проектной документации;
реализации демонстрационных проектов высокой энергетической
эффективности;
реализации экономических, информационных, образовательных и
других направлений деятельности в области энергосбережения.
Статья 7. Осуществление государственного надзора за
эффективным использованием энергетических ресурсов и координация
деятельности в области энергосбережения
Осуществление государственного надзора за эффективным
использованием энергетических ресурсов возлагается на
Государственную инспекцию энергетического надзора Республики
Татарстан.
Координацию деятельности в области энергосбережения, включая
ценообразование, организационное и финансово-экономическое
регулирование, осуществляет Кабинет Министров Республики
Татарстан.
Статья 8. Проведение энергетических обследований организаций
Энергетические обследования организаций проводятся в целях
оценки эффективного использования энергетических ресурсов и
снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, если годовое потребление ими энергетических
ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или
более одной тысячи тонн моторного топлива.
Энергетические обследования объектов с меньшим, чем указано в
части второй настоящей статьи, потреблением проводятся по решению
Кабинета Министров Республики Татарстан или уполномоченного им
органа государственного управления.
Статья 9. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых,
транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов
подлежит обязательному учету. Порядок оснащения бюджетных
организаций приборами для учета энергоресурсов устанавливается
Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в
соответствии с установленными государственными стандартами и
нормами точности измерений.
Статья 10. Государственное статистическое наблюдение за
потреблением энергетических ресурсов и их эффективным
использованием
Государственное статистическое наблюдение за величиной и
структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным
использованием организует и проводит Государственный комитет
Республики Татарстан по статистике в порядке, определяемом
Кабинетом Министров Республики Татарстан.
ГЛАВА IV. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 11. Стандартизация
Стандарты, включающие в себя показатели энергоэффективности,
устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке,
хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их
эффективного использования, а также показатели расхода энергии на
обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий,
иные показатели энергопотребления производственных процессов в
установленном порядке включаются в соответствующую
нормативно-техническую документацию.
Требования, устанавливаемые в области энергопотребления
государственными стандартами Российской Федерации, обязательны для
выполнения на территории Республики Татарстан.
Энергетические установки, которые используют возобновляемые
источники энергии и сооружение которых осуществляется в
соответствии с республиканскими программами энергосбережения,
должны обеспечивать окупаемость капитальных вложений в
строительство в срок не более восьми лет.
Статья 12. Сертификация
Энергопотребляющая продукция подлежит обязательной
сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности.
Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном
законодательством, органом, производящим стандартизацию,
метрологию и сертификацию в Республике Татарстан.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке,
хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их
сертификации осуществляется обязательный государственный
метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям,
установленным государственными стандартами в части показателей
энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования
указанного оборудования.
ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения
Финансовые средства для реализации республиканских и местных
программ энергосбережения формируются за счет:
средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, местных
бюджетов;
средств, получаемых от экономии энергоресурсов в результате
реализации энергосберегающих программ, проектов, мероприятий в
части, финансируемой за счет государственных средств;
средств инвесторов, а также за счет других источников, включая
собственные средства предприятий, в порядке, установленном
законодательством.
Порядок формирования и расходования средств в области
энергосбережения определяет Кабинет Министров Республики
Татарстан.
Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических
ресурсов
Потребителям и производителям энергетических ресурсов,
осуществляющим производство и потребление с лучшими, чем
предусмотрено государственными стандартами, показателями, могут
предоставляться льготы, предусмотренные законодательством, за счет
энергосбережения.
В целях стимулирования эффективного использования
энергетических ресурсов Кабинет Министров Республики Татарстан
устанавливает сезонные цены и дифференцированные тарифы на
энергетические ресурсы.
ГЛАВА VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 15. Международное сотрудничество в области
энергосбережения
Международное сотрудничество Республики Татарстан в области
энергосбережения осуществляется в соответствии с
законодательством.
Если международным договором Республики Татарстан и Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим
Законом, то применяются правила международного договора.
ГЛАВА VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 16. Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется
путем:
обсуждения республиканских и местных программ
энергосбережения;
координации работ по подготовке демонстрационных проектов
высокой энергетической эффективности и проектов энергосберегающих
технологий;
предоставления потребителям энергетических ресурсов информации
по вопросам энергосбережения;
пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.
ГЛАВА VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства об
энергосбережении
Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Средства от штрафов, налагаемых административными комиссиями
при местных администрациях, распределяются ежеквартально в
следующем порядке:
60 процентов - в Республиканский бюджет Республики Татарстан,
40 процентов - в местные бюджеты.
ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. О введении в действие настоящего Закона
Ввести в действие настоящий Закон со дня его опубликования.
Президент
Республики Татарстан
М.ШАЙМИЕВ
Казань,
21 октября 1998 года
N 1816
------------------------------------------------------------------
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 1336