ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
№ 506 от 24.07.97
О Законе Томской области
"Об экологической экспертизе
в Томской области"
Рассмотрев в третьем чтении проект Закона Томской области "Об
экологической экспертизе в Томской области",
Государственная Дума Томской области Р Е Ш И Л А:
Принять Закон Томской области "Об экологической экспертизе в
Томской области" согласно приложению.
Направить настоящий Закон Главе Администрации (Губернатору)
Томской области для подписания и опубликования.
Председатель Государственной Думы
Томской области Б.А. Мальцев
Приложение
к решению Государственной
Думы Томской области
№ 506 от 24.07.97
Закон Томской области
"Об экологической экспертизе в Томской области"
Настоящий Закон регулирует отношения в области
государственной экологической экспертизы на всей территории
Томской области, направлен на реализацию конституционного права
граждан Томской области на благоприятную окружающую среду
посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и
иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает
в этой части реализацию конституционного права Томской области на
совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны
окружающей природной среды и обеспечение экологической
безопасности.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Государственная экологическая экспертиза - установление
специально уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы соответствия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности экологическим требованиям и определение
допустимости реализации (продолжения деятельности) объекта
экологической экспертизы в целях оценки и предупреждения
возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на
окружающую природную среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствий реализации объекта экологической
экспертизы.
Природопользование - хозяйственная и иная (включая военную)
деятельность, осуществляемая с использованием природных ресурсов,
а также воздействие этой деятельности на окружающую среду.
Комплексное природопользование - такое использование
природно-ресурсного потенциала территории, при котором
эксплуатация (добыча, изъятие) конкретного вида природного
ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а
хозяйственная или иная деятельность в целом оказывает минимально
возможное воздействие на окружающую среду. Комплексное
природопользование обеспечивает возрастающие потребности общества
за счет ресурсосбережения, рационального использования природных
ресурсов, восстановления (воспроизводства) в интересах здоровья
населения и социально-экономического развития качеств окружающей
среды, изменившихся в результате антропогенной деятельности.
Комплексное управление природопользованием -
скоординированное взаимодействие органов государственной власти
Томской области и специально уполномоченных государственных
органов Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, направленное на:
- формирование и практическую реализацию единых
межведомственных принципов в природопользовании;
- закрепление экосистемных подходов при использовании
отдельных видов природных ресурсов из природноресурсного
потенциала области;
- выявление и соблюдение экологических приоритетов с целью
создания условий для устойчивого, экологически безопасного
социально-экономического развития.
Экологическая система (экосистема) - единая, устойчивая,
саморазвивающаяся, саморегулирующаяся в пределах определенного
(локального) участка биосферы совокупность живых и неживых
экологических компонентов, связанных между собой обменом веществ,
энергии и информации.
Окружающая природная среда - совокупность экологических
компонентов (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды,
атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир,
микроорганизмы), природных и антропогенных ландшафтов и
пространства, обеспечивающая условия жизнедеятельности человека и
существования живых организмов.
Природноресурсный потенциал - совокупность природных
ресурсов, объектов природы, средообразующих факторов и условий
(включая климатические, геологические, гидрологические,
антропогенные и другие), присущих конкретной территории, которые
могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной
деятельности.
Экологические ограничения - устанавливаемая система норм,
нормативов, регламентов и правил природопользования, лимитов и
других ограничителей, представляющих собой научно обоснованные
количественные границы свойств и характеристик окружающей среды,
которые в совокупности обеспечивают ее благоприятное для
жизнедеятельности состояние.
Экологические требования - закрепленные в законодательных и
иных нормативных правовых актах процедурные правила организации и
ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с
использованием ресурсов и(или) воздействием на окружающую среду.
Экологические приоритеты - направления природоохранной
деятельности, имеющие первостепенное значение для сохранения
благоприятного для жизнедеятельности человека качества окружающей
среды на конкретной территории. При решении задач социально-
экономического развития эти направления получают первоочередное
финансирование и (или) материально-техническое обеспечение.
Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества, окружающей среды от угроз,
возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на
окружающую среду, в том числе обусловленные бедствиями и
катастрофами, включая стихийные.
Экологическая емкость территории - уровень антропогенной
нагрузки, который могут выдержать естественные экосистемы без
необратимых нарушений выполняемых ими жизнеобеспечивающих
функций.
Устойчивое развитие - процесс развития общества,
обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических
задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и
природноресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей
нынешнего и будущих поколений людей.
Ресурсосбережение - производство и реализация конечных
продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех
этапах производственного цикла и с наименьшим воздействием на
человека и природные экосистемы.
Природопользователь - инициатор (заказчик) хозяйственной или
иной деятельности, хозяйствующий субъект, юридическое или
физическое лицо, осуществляющее природопользование.
Специально уполномоченные органы - специально уполномоченные
государственные органы Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды, осуществляющие эти функции в
соответствующих сферах управления (перечень и функции специально
уполномоченных государственных органов определяются
Правительством Российской Федерации).
Статья 2. Законодательство Томской области об экологической
экспертизе
Законодательство Томской области об экологической экспертизе
основывается на соответствующих положениях Конституции Российской
Федерации, Устава (Основного Закона) Томской области, законов
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "Об
экологической экспертизе", других законов Российской Федерации и
состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним
иных нормативных правовых актов Томской области.
Статья 3. Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
1) презумпции потенциальной экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
2) обязательности проведения государственной экологической
экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической
экспертизы органами исполнительной власти и местного
самоуправления;
3) комплексности оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;
4) обязательности учета требований экологической
безопасности при проведении экологической экспертизы;
5) учета природных и социально-экономических особенностей,
современного и будущего состояния окружающей природной среды
Томской области;
6) достоверности и полноты информации, представляемой на
экологическую экспертизу;
7) независимости экспертов экологической экспертизы при
осуществлении ими своих полномочий в области экологической
экспертизы;
8) научной обоснованности, объективности и законности
заключений экологической экспертизы;
9) гласности, учета общественного мнения, участия
общественных организаций (объединений);
10) ответственности участников экологической экспертизы и
заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество
экологической экспертизы;
Статья 4. Виды экологической экспертизы
На территории Томской области осуществляется государственная
экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза на территории
Томской области организуется и проводится специально
уполномоченным территориальным органом в области экологической
экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом "Об
экологической экспертизе", настоящим законом, а также
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской
области.
Общественная экологическая экспертиза организуется и
проводится по инициативе граждан и общественных организаций
(объединений), а также по инициативе органов местного
самоуправления общественными организациями (объединениями),
основным направлением деятельности которых в соответствии с их
уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе
организация и проведение экологической экспертизы, и которые
зарегистрированы в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 5. Вопросы ведения Государственной Думы Томской
области
В вопросы ведения Государственной Думы Томской области
входят:
1) правовое регулирование отношений в области экологической
экспертизы посредством принятия в развитие Федерального закона
"Об экологической экспертизе" нормативных правовых актов в
области экологической экспертизы с учетом экологических,
социальных и экономических условий Томской области;
2) осуществление контроля за исполнением законодательства об
экологической экспертизе Российской Федерации и Томской области.
Статья 6. Вопросы ведения Администрации Томской области
В вопросы ведения Администрации Томской области входят:
1) направление предложений и проектов по строительству
объектов, иных видов хозяйственной деятельности на экологическую
экспертизу до принятия решения об их реализации;
2) направление экспертов в качестве наблюдателей на
заседание комиссии государственной экологической экспертизы
других субъектов Российской Федерации, если намечаемая
хозяйственная или иная деятельность может оказать воздействие на
окружающую природную среду Томской области;
3) делегирование экспертов для участия в экологической
экспертизе объектов федерального значения;
4) получение от соответствующих федеральных структур
информации об объектах и видах хозяйственной деятельности,
которые могут оказать воздействие на окружающую природную среду
Томской области;
5) создание комиссий различного уровня для комплексного
рассмотрения социально-экономических и экологических аспектов
намечаемых объектов и видов хозяйственной деятельности в
интересах устойчивого развития Томской области и направление
материалов работы комиссии в Правительство Российской Федерации и
федеральный специально уполномоченный государственный орган в
области экологической экспертизы;
6) информирование населения о намечаемых и проводимых
экологических экспертизах и их результатах;
7) принятие решения о реализации намечаемой деятельности
(объекта экспертизы).
Статья 7. Полномочия, права и обязанности специально
уполномоченного территориального органа в области государственной
экологической экспертизы
Специально уполномоченным территориальным органом в области
государственной экологической экспертизы на территории Томской
области является специально уполномоченный территориальный орган
в области охраны окружающей среды.
1. К полномочиям специально уполномоченного территориального
органа относятся:
1.1. Организация и проведение государственной экологической
экспертизы объектов, указанных в статье 9 настоящего закона.
1.2. Формирование экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы, участие в работе федеральных и
региональных экспертных комиссий, рассмотрение заключений
общественных экологических экспертиз.
1.3. Установление срока и условий действия положительного
заключения государственной экологической экспертизы.
1.4. Разработка, пересмотр и утверждение нормативно-
технических и инструктивно-методических документов,
обеспечивающих реализацию Федерального закона "Об экологической
экспертизе" в части проведения государственной экологической
экспертизы на территории Томской области и настоящего Закона.
1.5. Нормативно-техническое, научно-методическое,
методологическое обеспечение проведения государственной
экологической экспертизы.
1.6. Координация научных исследований по формированию базы
нормативно-технических документов, направленных на реализацию
законодательства Российской Федерации и Томской области об
экологической экспертизе на территории Томской области.
1.7. Организация информационного обеспечения государственной
экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение
банков данных о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, о
реализации объекта экологической экспертизы и о влиянии
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую
природную среду в пределах территории Томской области.
1.8. Проведение (участие) семинаров, конференций по вопросам
методологии, методам и формам осуществления государственной
экологической экспертизы, по вопросам обмена опытом в ее
проведении и по вопросам повышения качества эколого-экспертной
деятельности.
1.9. Взаимодействие с органами государственной власти и
местного самоуправления в Томской области по вопросам
экологической экспертизы.
2. Специально уполномоченный территориальный орган в области
экологической экспертизы имеет право:
2.1. Проводить государственную экологическую экспертизу
объектов, намечаемых к реализации на территории Томской области,
в порядке, определенном федераым специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы.
2.2. Иметь доступ к банкам данных о состоянии окружающей
природной среды и банкам знаний в области оценки воздействия на
человека и окружающую природную среду хозяйственной и иной
деятельности.
2.3. Получать бесплатно от органов исполнительной власти
Томской области, некоммерческих организаций информацию,
необходимую для выполнения задач в области экологической
экспертизы.
2.4. Принимать участие совместно с федеральным специально
уполномоченным государственным органом в области экологической
экспертизы и органами экологической экспертизы иностранных
государств в решении вопросов, представляющих взаимный интерес;
устанавливать непосредственные контакты и организовывать
взаимодействие с органами экологической экспертизы иностранных
государств в целях проведения консультаций, обмена опытом, научно-
методическими разработками, а также обмена специалистами в
области экологической экспертизы.
2.5. Осуществлять контроль за соответствием реализации
объектов государственной экологической экспертизы заключениям
государственной экологической экспертизы; приостанавливать работы
по реализации объектов государственной экологической экспертизы,
не имеющих положительного заключения государственной
экологической экспертизы, либо реализуемых с отступлениями от
проекта, получившего положительное заключение государственной
экологической экспертизы, либо в случае невыполнения условий
заключения государственной экологической экспертизы.
В случае потери юридической силы положительным заключением
государственной экологической экспертизы считать его
недействующим (аннулированным).
2.6. Требовать при проведении государственной экологической
экспертизы от заказчиков представления материалов,
предусмотренных законодательством.
2.7. Направлять в банковские организации обязательные для
исполнения представления о приостановлении (прекращении)
финансирования, кредитования и других финансовых операций в
отношении объектов экологической экспертизы, не получивших
положительного заключения государственной экологической
экспертизы или получивших положительное заключение, но
реализуемых с отступлением от проекта.
2.8. Осуществлять в пределах своей компетенции иные
действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации
и необходимые для реализации своих полномочий в области
экологической экспертизы.
2.9. Привлекать для проведения государственной экологической
экспертизы в качестве внештатных экспертов ученых,
высококвалифицированных специалистов организаций и учреждений, в
том числе иностранных.
2.10. Участвовать в подготовке решений органов
государственной власти Томской области по вопросам
государственной экологической экспертизы.
3. Специально уполномоченный. территориальный орган в
области экологической экспертизы обязан:
3.1. Обеспечивать соответствие порядка проведения
государственной экологической экспертизы требованиям Федерального
закона "Об экологической экспертизе" , настоящего Закона и иных
нормативных правовых актов Томской области.
3.2. Предварительно информировать органы государственной
власти Томской области и органы местного самоуправления о
проведении заседаний экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы.
3.3. Своевременно информировать органы прокуратуры о
нарушении законодательства Российской Федерации и Томской области
об экологической экспертизе.
3.4. Предоставлять для ознакомления общественным
организациям (объединениям), осуществляющим общественную
экологическую экспертизу, нормативно-технические документы,
которые устанавливают требования к проведению государственной
экологической экспертизы.
3.5. Направлять органам местного самоуправления,
общественным организациям (объединениям) и гражданам,
представившим аргументированные предложения по экологическим
аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности,
материалы о рассмотрении этих предложений при проведении
государственной экологической экспертизы.
3.6. Готовить и передавать соответствующие материалы
правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к
ответственности лиц, виновных в совершении нарушения
законодательства об экологической экспертизе.
3.7. Предоставлять средствам массовой информации по их
запросам сведения о результатах проведения государственной
экологической экспертизы.
3.8. Предоставлять информацию о заключении государственной
экологической экспертизы Администрации Томской области.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области
экологической экспертизы на территории Томской области относятся:
1.1 Делегирование экспертов для участия в качестве
наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в
случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в
случае возможного воздействия на окружающую природную среду
хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой
административно-территориальной единицей.
1.2. Принятие и реализация в пределах своих полномочий
решений по вопросам экологической экспертизы на основании
результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов,
заявлений общественных экологических организаций (объединений) и
движений, информации об объектах экологической экспертизы.
1.3. Организация общественных обсуждений, проведение
опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной
и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
организация по требованию населения общественных экологических
экспертиз.
1.4. Информирование специально уполномоченных
государственных органов в области экологической экспертизы о
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории
соответствующего муниципального образования.
1.5. Информирование органов прокуратуры, специально
уполномоченных территориальных государственных органов в области
охраны окружающей природной среды и органов государственной
власти Томской области о реализации объектов экологической
экспертизы без положительного заключения государственной
экологической экспертизы.
1.6. Осуществление в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Томской области иных полномочий в данной
области.
2. Органы местного самоуправления имеют право:
2.1. Получать от соответствующих государственных органов
необходимую информацию об объектах экологической экспертизы,
реализация которых может оказывать воздействие на окружающую
среду в пределах территории соответствующего муниципального
образования, и о результатах проведения государственной,
общественной экологической экспертизы.
2.2. Направлять в письменной форме аргументированные
предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой
хозяйственной и иной деятельности в специально уполномоченный
государственный орган в области экологической экспертизы.
Статья 9.Объекты государственной экологической экспертизы
Обязательной государственной экологической экспертизе
подлежат:
1. Проекты нормативных правовых актов, реализация которых
может привести к негативному воздействию на окружающую природную
среду, нормативно-технических и инструктивно-методических
документов, утверждаемых органами государственной власти Томской
области, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, в
том числе использование природных ресурсов, и охрану окружающей
природной среды.
2. Материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и
размещения производительных сил в Томской области, в том числе:
2.1. Проекты комплексных и ведомственных целевых, социально-
экономических, научно-технических и иных программ, при реализации
которых может быть оказано воздействие на окружающую природную
среду.
2.2. Проекты схем развития отраслей народного хозяйства, в
том числе промышленности.
2.3. Проекты генеральных схем природопользования, размещения
и территориальной организации производительных сил.
2.4. Проекты комплексных схем охраны природы и
природопользования.
2.5. Проекты размещения промышленных объектов.
3. Материалы комплексного экологического обследования
участков территорий, находящихся в пределах Томской области, для
последующего придания им правового статуса особо охраняемых
природных территорий регионального и местного значения.
4. Документация, обосновывающая соглашения о разделе
продукции и концессионные договоры, а также другие договоры,
предусматривающие использование природных ресурсов и (или)
отходов производства, находящихся в ведении Томской области.
5. Все виды градостроительной документации, в том числе:
5.1. схемы и проекты районной планировки административно-
территориальных образований.
5.2. генеральные планы городов, других поселений и их
систем.
5.3. проекты городской, поселковой административной черты, а
также сельских поселений.
5.4. генеральные планы территорий, а также лечебных,
промышленных, рекреационных и других функциональных зон.
5.5. проекты детальной планировки общественных центров,
жилых районов, магистралей города.
5.6. проекты застройки кварталов, участков городов и других
поселений.
6. Проекты рекультивации земель, нарушенных в результате
добычи полезных ископаемых, геологоразведочных, взрывных и иных
видов работ.
7. Проекты генеральных планов развития территорий с особым
режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности,
находящихся в собственности государственной власти Томской
области.
8. Технико-экономические обоснования и проекты
строительства, реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных
объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной
стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности,
расположенных на территории Томской области, (за исключением
объектов, входящих в ведение Российской Федерации), в том числе
материалы по созданию гражданами и юридическими лицами Российской
Федерации с участием иностранных граждан или иностранных
юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в
которые не превышает пятисот тысяч долларов США, а также
осуществление которых может оказать воздействие на окружающую
природную среду двух или более смежных субъектов Российской
Федерации. В последнем случае материалы рассматриваются с
участием заинтересованных специально уполномоченных
территориальных органов в области охраны окружающей среды по
согласованию с ними.
9. Документация, обосновывающая соглашения о разделе
продукции с субъектами предпринимательской деятельности при
пользовании участками недр регионального и местного значения.
10. Проекты схем охраны и использования водных, лесных,
земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении
Томской области; иная документация по охране и использованию
ресурсов, в том числе проекты лесоустройства, землепользования,
охотоустройства.
11. Материалы, обосновывающие получение лицензий на
осуществление деятельности, способной оказать воздействие на
окружающую природную среду, выдача которых не относится к
компетенции федеральных органов исполнительной власти.
12. Проекты технической документации на новые технику,
технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги,
которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально
уполномоченным государственным органом в области экологической
экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары в случае
делегирования полномочий федеральным специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы.
13. Иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и
иную деятельность, которая способна оказывать прямое или
косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах
территории Томской области.
14. Объекты государственной экологической экспертизы,
приведенные в настоящей статье и ранее получившие положительное
заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки объектов государственной экологической
экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной
экологической экспертизы;
- изменения условий природопользования государственным
специально уполномоченным территориальным органом по охране
окружающей среды;
- реализации объекта государственной экологической
экспертизы с отступлениями от документации, получившей
положительное заключение государственной экологической экспертизы
и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения
государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию после получения
положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
15. Проектно-сметная документация на объекты строительства,
не предусмотренная градостроительной (планировочной)
документацией, принимается к рассмотрению только при наличии
заключения органов местного самоуправления.
16. Перечень категорий объектов государственной
экологической экспертизы утверждается специально уполномоченным
органом в области государственной экологической экспертизы по
согласованию с соответствующими муниципальными органами,
выполняющими исполнительно-распорядительные функции.
Статья 10. Порядок проведения государственной экологической
экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе
проводимая повторно, проводится при условии соответствия формы и
содержания представляемых заказчиком материалов требованиям
настоящего Закона, установленному порядку проведения
государственной экологической экспертизы, определяемому
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской
области, при наличии в составе представляемых материалов:
- документации, подлежащей государственной экологической
экспертизе в соответствии со статьей 9 настоящего Закона,
содержащей материалы оценки воздействия предполагаемой
(осуществляемой) деятельности на окружающую природную среду и
оформленной в соответствии с требованиями, установленными для
разработки соответствующих видов документации;
- положительных заключений и документов согласований органов
федерального надзора и контроля, органов исполнительной власти и
местного самоуправления, получаемых в установленном
законодательством порядке;
- материалов обсуждений объекта государственной
экологической экспертизы, организованных органами местного
самоуправления с гражданами и общественными организациями, и
заключений общественной экологической экспертизы в случае ее
проведения.
2. Проектная документация на государственную экологическую
экспертизу представляется в двух экземплярах. Один экземпляр
материалов, содержащих экологическое обоснование намечаемой
деятельности, в случае положительного заключения экологической
экспертизы заказчику не возвращается.
3. Государственная экологическая экспертиза проводится при
условии ее предварительной оплаты в полном объеме. Плата за
проведение государственной экологической экспертизы определяется
в установленном порядке, но не может превышать 5% от сметной
стоимости объекта экспертизы.
4. Государственная экологическая экспертиза объектов, ранее
получивших положительное заключение государственной экологической
экспертизы, проводится в случаях, указанных в пункте 14 статьи 9
настоящего Закона. Проведение государственной экологической
экспертизы в указанных случаях осуществляется на общих
основаниях.
5. Начало срока проведения государственной экологической
экспертизы устанавливается не позднее одного месяца после ее
оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов.
6. Проведение государственной экологической экспертизы
осуществляется в срок до трех месяцев. Изменение срока проведения
государственной экологической экспертизы производится на
основании приказа руководителя специально уполномоченного органа
в области государственной экологической экспертизы, но не может
превышать шести месяцев.
7. Государственная экологическая экспертиза проводится
экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы для
проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
8. Результатом проведения государственной экологической
экспертизы специально уполномоченным государственным органом в
области экологической экспертизы является заключение
государственной экологической экспертизы.
Статья 11. Экспертная комиссия, эксперт, руководитель
государственной экологической экспертизы
1. Экспертная комиссия государственной экологической
экспертизы создается в соответствии со статьей 15 Федерального
закона "Об экологической экспертизе", нормативными актами
специально уполномоченного территориального органа в области
государственной экологической экспертизы.
уководитель экспертной комиссии и эксперты государственной
экологической экспертизы осуществляют свою деятельность в
соответствии с полномочиями, правами и обязанностями,
определенными статьями 16, 17 Федерального закона "Об
экологической экспертизе".
2. Экспертная комиссия создается по каждому конкретному
объекту государственной экологической экспертизы и для каждого
конкретного случая проведения государственной экологической
экспертизы.
3. В процессе проведения государственной экологической
экспертизы при необходимости может быть изменено количество
привлекаемых экспертов.
4. В состав комиссии включаются в качестве внештатных
экспертов по согласованию с ними: ученые, высококвалифицированные
специалисты предприятий, организаций и учреждений, в том числе
иностранных.
5. В качестве эксперта не могут участвовать в работе
комиссии представитель заказчика или разработчика документации
объекта экспертизы; гражданин, состоящий в трудовых или иных
договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком
объекта экспертизы, а также представитель юридического лица,
состоящего с указанным заказчиком или разработчиком в таких
отношениях.
6. Члены экспертной комиссии в период проведения
государственной экологической экспертизы обязаны обеспечивать
сохранность материалов и конфиденциальность сведений,
представленных на государственную экологическую экспертизу, в том
числе не имеют права выступать с обсуждением объекта экспертизы в
средствах массовой информации, участвовать в общественном
обсуждении объекта экспертизы до ее завершения.
7. Работа комиссии считается завершенной после подписания
членами экспертной комиссии заключения экспертной комиссии. К
заключению государственной экологической экспертизы,
подготовленному экспертной комиссией, прилагаются особые мнения
ее экспертов, не согласных с принятым экспертной комиссией
заключением.
Статья 12. Заключение государственной экологической
экспертизы
1. Заключением государственной экологической экспертизы
является документ, подготовленный экспертной комиссией и
утвержденный специально уполномоченным государственным органом в
области экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы
о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую
природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая
подлежит государственной экологической экспертизе, и о
возможности реализации объекта государственной экологической
экспертизы.
2. Заключение государственной экологической экспертизы может
быть положительным или отрицательным.
3. Положительное заключение государственной экологической
экспертизы на рассматриваемый объект намечаемой деятельности
является основанием и одним из обязательных условий для принятия
решений органами государственной власти о возможности и условиях
реализации намечаемой деятельности.
4. Положительное заключение государственной экологической
экспертизы содержит выводы:
- о соответствии намечаемой деятельности экологическим
требованиям;
- о допустимости намечаемого воздействия на окружающую
среду;
- о возможности реализации объекта экспертизы.
5. Положительное заключение государственной экологической
экспертизы ограничено по сроку действия, устанавливаемому
специально уполномоченным территориальным органом по охране
окружающей среды. Срок действия заключения указывается на
титульном листе и учитывается при принятии решений органами
власти в отношении объекта экспертизы и может устанавливаться
экспертной комиссией с учетом продолжительности (ограничений)
реализации проекта, нормативных сроков строительства, особых
условий (необходимость проведения опытных испытаний, апробаций и
т.д.).
6. Положительное заключение государственной экологической
экспертизы является одним из обязательных условий финансирования
и реализации объекта государственной экологической экспертизы.
7. Положительное заключение государственной экологической
экспертизы теряет юридическую силу в случаях:
- изменения условий природопользования, предписанных
специально уполномоченным государственным органом в области
охраны окружающей природной среды;
- реализации объекта государственной экологической
экспертизы, получившей положительное заключение государственной
экологической экспертизы, с отступлениями от документации и (или)
в случае внесения изменений в указанную документацию после
проведения экологической экспертизы;
- истечения срока действия или реализации объекта
государственной экологической экспертизы с отступлениями от
документации, получившей положительное заключение государственной
экологической экспертизы;
- доработки объекта государственной экологической экспертизы
по замечаниям проведенной ранее государственной экологической
экспертизы.
8. С момента потери заключением юридической силы объект
экспертизы считается не прошедшим государственную экологическую
экспертизу, и документация на него вновь представляется на
рассмотрение в специально уполномоченный государственный орган в
области экологической экспертизы.
9. В случае, если положительное заключение государственной
экологической экспертизы утратило юридическую силу в связи с
истечением срока его действия, то правовыми последствиями этого
для объектов государственной экологической экспертизы, не
введенных в эксплуатацию, являются:
- приостановка деятельности по реализации проекта данного
объекта до получения нового положительного заключения
государственной экологической экспертизы, следствием которого
может быть продолжение деятельности;
- прекращение деятельности вследствие невозможности
соблюдения экологических требований в случае получения
отрицательного заключения государственной экологической
экспертизы с соответствующим выводом.
10. Отрицательное заключение государственной экологической
экспертизы на рассматриваемый объект намечаемой деятельности
является основанием и одним из обязательных условий для принятия
решений органами государственной власти Томской области о
невозможности реализации намечаемой деятельности.
11. Отрицательное заключение государственной экологической
экспертизы может содержать вывод двух видов:
- о необходимости доработки представленных материалов по
замечаниям и предложениям, изложенным в заключении;
- о недопустимости реализации объекта экспертизы.
12. В случае необходимости доработки представленных
материалов (отрицательного заключения государственной
экологической экспертизы) заказчик вправе доработать материалы в
соответствии с изложенными в заключении замечаниями и
предложениями и вновь представить материалы на государственную
экологическую экспертизу на общих основаниях или отказаться от
реализации объекта экспертизы.
13. Правовым последствием отрицательного заключения
государственной экологической экспертизы или отсутствия таковой
является запрет реализации объекта государственной экологической
экспертизы.
14. Заключение государственной экологической экспертизы
является обязательным условием для реализации намечаемой
деятельности всеми заинтересованными юридическими и физическими
лицами.
15. Заключения государственной экологической экспертизы
могут быть оспорены в судебном порядке.
Статья 13. Права и обязанности заказчиков документации,
подлежащей экологической экспертизе
Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей
государственной экологической экспертизе, осуществляются в
соответствии с главой 5 Федерального закона "Об экологической
экспертизе".
Статья 14. Финансирование государственной экологической
экспертизы
Финансирование государственной экологической экспертизы
осуществляется в соответствии с главой 6 Федерального закона "Об
экологической экспертизе".
Статья 15. Объекты общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в
отношении объектов, указанных в статье 9 настоящего Закона, за
исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых
составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую
законом тайну.
Статья 16. Проведение общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза проводится до
проведения государственной экологической экспертизы или
одновременно с ней.
2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться
независимо от проведения государственной экологической экспертизы
тех же объектов экологической экспертизы.
3. Общественные организации (объединения), осуществляющие
общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим
законом порядке, имеют право:
- получать от заказчика документацию, подлежащую
экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1
статьи 10 настоящего закона;
- знакомиться с нормативно-технической документацией,
устанавливающей требования к проведению государственной
экологической экспертизы;
- участвовать в качестве наблюдателей через своих
представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими
обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Статья 17. Условия проведения общественной экологической
экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при
условии государственной регистрации заявления общественных
организаций (объединений) о ее проведении.
При наличии заявлений о проведении общественной
экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы
от двух и более общественных организаций (объединений)
допускается создание единой экспертной комиссии.
2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня
подачи заявления о проведении общественной экологической
экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его
регистрации.
Заявление о проведении общественной экологической
экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было
отказано, считается зарегистрированным.
3. В заявлении общественных организаций (объединений) о
проведении общественной экологической экспертизы должны быть
приведены наименование, юридический адрес, характер
предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе
экспертной комиссии, объекте общественной экологической
экспертизы, сроки проведения общественной экологической
экспертизы.
4. Общественные организации (объединения), организующие
общественную экологическую экспертизу, обязаны известить
население о начале и результатах ее проведения.
Статья 18. Отказ в государственной регистрации заявления о
проведении общественной экологической экспертизы
1. В государственной регистрации заявления о проведении
общественной экологической экспертизы может быть отказано в
случае, если:
- общественная экологическая экспертиза ранее была дважды
проведена в отношении объекта общественной экологической
экспертизы;
- общественная экологическая экспертиза проводилась в
отношении объекта, сведения о котором составляют государственную,
коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
- порядок государственной регистрации общественной
организации (объединения) не соответствует установленному
порядку;
- устав общественной организации (объединения), организующей
и проводящей общественную экологическую экспертизу, не
соответствует требованиям статьи 4 (часть 3) настоящего закона;
- требования к содержанию заявления о проведении
общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 17
настоящего Закона, не выполнены.
2. Перечень оснований для отказа в государственной
регистрации заявления о проведении общественной экологической
экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является
исчерпывающим.
3. Должностные лица органов местного самоуправления несут
ответственность за незаконный отказ от государственной
регистрации заявления о проведении общественной экологической
экспертизы.
Статья 19. Заключение общественной экологической экспертизы
1. Заключение общественной экологической экспертизы
направляется специально уполномоченным территориальным
государственным органом в области экологической экспертизы,
осуществляющим государственную экологическую экспертизу,
заказчику документации, подлежащей общественной экологической
экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов
экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может
передаваться другим заинтересованным лицам.
2. Заключение общественной экологической экспертизы
приобретает юридическую силу после утверждения его специально
уполномоченным государственным органом в области экологической
экспертизы.
3. В случае придания юридической силы заключению
общественной экологической экспертизы на руководителя и членов
экспертной комиссии общественной экологической экспертизы
распространяются требования статьи 20 настоящего закона.
4. Заключения общественной экологической экспертизы могут
публиковаться в средствах массовой информации, передаваться
органам местного самоуправления, органам государственной
экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей
общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным
лицам.
Статья 20. Виды нарушений законодательства об экологической
экспертизе
Нарушениями законодательства об экологической экспертизе
заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и
заинтересованными лицами являются:
1) непредставление документации на экологическую экспертизу;
2) фальсификация материалов, сведений и данных,
представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о
результатах ее проведения;
3) принуждение эксперта экологической экспертизы к
подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
4) создание препятствий организации и проведению
экологической экспертизы;
5) уклонение от представления специально уполномоченным
государственным органам в области экологической экспертизы и
общественным организациям (объединениям), организующим и
проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов,
сведений и данных;
6) реализация объекта экологической экспертизы без
положительного заключения государственной экологической
экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не
соответствующей документации, которая получила положительное
заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства об экологической экспертизе
руководителями специально уполномоченных государственных органов
в области экологической экспертизы и руководителями экспертных
комиссий государственной экологической экспертизы являются:
1) нарушение установленных настоящим законом правил и
порядка проведения государственной экологической экспертизы;
2) нарушение порядка формирования и организации деятельности
экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
3) неисполнение установленных настоящим законом для
специально уполномоченного государственного органа в области
экологической экспертизы обязанностей;
4) нарушение установленного порядка расходования
перечисленных заказчиком в документации, подлежащей
государственной экологической экспертизе,средств на проведение
государственной экологической экспертизы;
5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и
качеству;
6) необоснованность материалов по учету выводов общественной
экологической экспертизы и поступивших от органов местного
самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан
аргументированных предложений по экологическим аспектам
хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
государственной экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства об экологической экспертизе
руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и
экспертами экологической экспертизы являются:
1) нарушение требований законодательства Российской
Федерации и Томской области об экологической экспертизе, а также
законодательства Российской Федерации об охране окружающей
природной среды, стандартов и иных нормативно-технических
документов;
2) необоснованность выводов заключения экологической
экспертизы;
3) фальсификация выводов заключения экологической
экспертизы;
4) сокрытие от специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы или от общественной
организации (объединения), организующих проведение экологической
экспертизы, сведений, указанных в пункте 5 статьи 11 настоящего
Закона.
Нарушениями законодательства об экологической экспертизе
должностными лицами Администрации Томской области и
территориальных органов федерального надзора и контроля, а также
органов местного самоуправления являются:
1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения
экологической экспертизы;
2) выдача разрешений на специальное природопользование или
на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое
или косвенное воздействие на окружающую природную среду без
положительного заключения государственной экологической
экспертизы;
3) организация и (или) проведение экологической экспертизы
неправомочными на то органами, организациями и общественными
организациями (объединениями);
4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально
уполномоченных государственных органов в области экологической
экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической
экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты
проведения государственной экологической экспертизы и
общественной экологической экспертизы;
5) незаконный отказ от государственной регистрации заявлений
о проведении общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства об экологической экспертизе
банковскими организациями, их должностными лицами, иными
юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и
кредитование реализации объекта экологической экспертизы без
положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства об
экологической экспертизе
За нарушения законодательства Российской Федерации и Томской
области об экологической экспертизе наступает уголовная,
административная, материальная, гражданско-правовая
ответственность в порядке, установленном федеральным
законодательством.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. Проекты объектов хозяйственной деятельности, реализация
которых не завершена до вступления в силу настоящего Закона, а
также в случае изменения условий природопользования специально
уполномоченным государственным органом в области охраны
окружающей природной среды, должны быть представлены на
государственную экологическую экспертизу.
Глава Администрации (Губернатор)
Томской области В.М. Кресс
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 2106