Закон Республики Тыва 14.01.93 N 416 Об охране окружающей природной среды
(с изменениями от 21.12.95)
+----------------------------+
| Из информационных банков |
| АСДГ |
| тел. (3832) 10-10-72 |
+----------------------------+
Настоящий Закон основывается на том, что в соответствии с Догово-
ром "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральны-
ми органами государственной власти Российской Федерации и органами
власти суверенных республик в составе Российской Федерации "земля и
ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием
(собственностью) народа Республики Тува.
Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства
Задачей природоохранительного законодательства Республики Тува
является регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными ресурсами Республики
Тува в целях:
сохранения природы Республики Тува;
хозяйственного использования и воспроизводства природных ресур-
сов;
предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и
иной деятельности на природу;
обеспечения граждан республики экологически благоприятной средой
обитания.
Статья 2. Основные принципы охраны окружающей природной среды
При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей
влияние на состояние окружающей природной среды, местные Советы на-
родных депутатов, главы местных администраций, министерства и ведомс-
тва, государственные, кооперативные, коммерческие структуры, аратс-
ко-крестьянские хозяйства и другие предприятия, учреждения, организа-
ции, а также граждане Республики Тува, юридические лица, в том числе
иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны
руководствоваться следующими принципами:
приоритетом охраны жизни и здоровья человека;
научно обоснованным сочетанием экологических и экономических ин-
тересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на
здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
рациональным использованием природных ресурсов, с учетом законов
природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необ-
ходимости воспроизводства природных ресурсов;
строгим соблюдением требований природоохранительного законода-
тельства, неотвратимостью наступления ответственности за их наруше-
ние;
гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями
и населением в решении природоохранительных задач на территории рес-
публики;
международным сотрудничеством в области охраны окружающей природ-
ной среды;
единой системой экологического контроля.
Статья 3. Объекты охраны окружающей природной среды
1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, уничтожения, исто-
щения, пожаров подлежат: естественные экологические системы и их ком-
поненты, климат, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверх-
ностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, леса и
иная растительность во всем их видовом многообразии, микроорганизмы,
генетический фонд, природные ландшафты.
2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники,
национальные природные парки, аржааны и грязелечебные озера, памятни-
ки природы; редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды расте-
ний и животных, места их обитания;
уникальные природные территории и природные ресурсы;
памятники и объекты исторического, культурного и природного нас-
ледия (территории, объекты-памятники археологии: курганы, могильники,
городища, поминальные комплексы, ритуальные сооружения, древние гор-
ные выработки и другие культовые сооружения).
Статья 4. Компетенция Верховного Совета
К компетенции Верховного Совета Республики Тува в области охраны
окружающей природной среды и использования природных ресурсов отно-
сятся:
определение правовых основ контроля законодательства Республики
Тува, установление норм экологической безопасности и осуществление
природоохранной деятельности на территории республики;
рассмотрение и утверждение республиканских экологических прог-
рамм;
определение полномочий местных Советов народных депутатов в об-
ласти охраны окружающей природной среды и использования природных ре-
сурсов, обеспечение экологической безопасности;
разработка и утверждение законодательных актов по регулированию
отношений в области охраны окружающей природной среды и использования
природных ресурсов на территории республики;
установление правового режима зон чрезвычайной экологической си-
туации, зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших
граждан и обеспечения режима таких зон на территории республики;
осуществление международного сотрудничества в области охраны ок-
ружающей природной среды;
регулирование вопросов охраны природы с регионами России и други-
ми государствами;
участие в разработке совместно с Верховными Советами России и
других государств межреспубликанских экологических программ, их ут-
верждение, контроль за их выполнением.
Верховный Совет Республики Тува вправе рассматривать и другие
вопросы в области охраны окружающей природной среды и использования
природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в соот-
ветствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Тува и нас-
тоящим Законом.
Статья 5. Компетенция Президента и Правительства
Президент и Правительство Республики Тува в области охраны окру-
жающей природной среды и использования природных ресурсов:
осуществляют реализацию государственной экологической политики;
устанавливают порядок образования и использования республиканско-
го внебюджетного экологического фонда, организуют подготовку и расп-
ространение ежегодного государственного доклада о состоянии охраны
окружающей природной среды и использования природных ресурсов на тер-
ритории Республики Тува;
утверждают Красную книгу Республики Тува;
принимают решения об организации особо охраняемых природных тер-
риторий Российской Федерации и Республики Тува;
координируют деятельность министерств, ведомств, предприятий, уч-
реждений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности в
области охраны окружающей природной среды и использования природных
ресурсов и выделяют средства на осуществление природоохранительных
мероприятий;
устанавливают порядок разработки и утверждения экологических нор-
мативов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов
использования природных ресурсов и размещения отходов;
устанавливают порядок определения и размеры платы за пользование
природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, другие
виды вредного воздействия;
принимают решения о приостановлении, прекращении, перепрофилиро-
вании деятельности экологически вредных объектов независимо от форм
собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранитель-
ного законодательства;
организуют систему всеобщего экологического образования и воспи-
тания граждан;
регулируют другие вопросы охраны окружающей природной среды и ис-
пользования природных ресурсов, не входящие в компетенцию Российской
Федерации.
Статья 6. Компетенция специально уполномоченных на то государс-
твенных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной
среды и использования природных ресурсов
К компетенции специально уполномоченных на то государственных ор-
ганов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и
использования природных ресурсов относятся:
комплексное управление в области охраны окружающей природной сре-
ды в Республике Тува, проведение единой научно-технической политики
по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природ-
ных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предп-
риятий, учреждений, организаций и хозяйств независимо от форм собс-
твенности в этой области;
организация и осуществление государственного экологического конт-
роля и государственной экологической экспертизы;
организация мониторинга окружающей природной среды, создание и
обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием
окружающей природной среды;
получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреж-
дений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности эколо-
гической информации;
ведение Красной книги Республики Тува, организация природно-запо-
ведного дела, обеспечение деятельности особо охраняемых природных
объектов;
утверждение нормативов, правил участия в разработке стандартов по
регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей
природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий;
выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных,
коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих ве-
ществ в окружающую природную среду, на использование природных ресур-
сов в соответствии с законодательством Республики Тува;
ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных
объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их экс-
плуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законода-
тельства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением
лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате
нарушения природоохранительного законодательства;
составление протоколов в области охраны окружающей природной сре-
ды и использования природных ресурсов;
разработка экологических программ, планов и других документов
природоохранной деятельности;
учет и оценка окружающей природной среды, состояния природных ре-
сурсов, экологически вредных объектов, ведение кадастра природных ре-
сурсов;
ведение фонда охраны природы Республики Тува;
обеспечение населения необходимой экологической информацией;
участие в организации системы непрерывного экологического воспи-
тания и образования;
осуществление международного сотрудничества в области охраны ок-
ружающей природной среды, обеспечение выполнения обязательств Рос-
сийской Федерации и Республики Тува в соответствии с международными
соглашениями и договорами.
Решение специально уполномоченных на то государственных органов
Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и исполь-
зования природных ресурсов по вопросам, отнесенным к их компетенции,
обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалова-
ны в судебном порядке.
Статья 7. Компетенция местных Советов народных депутатов
К ведению местных Советов народных депутатов в области охраны ок-
ружающей природной среды и природных ресурсов относятся:
определение основных направлений охраны природы и использования
природных ресурсов района, города, поселка и села;
утверждение экологических программ и планов, а также осуществле-
ние контроля природоохранной деятельности на своих территориях;
установление норм и осуществление местных сборов, налогов за ис-
пользование природных ресурсов;
принятие решения об ограничении, приостановлении, прекращении
экологически вредной деятельности предприятий, учреждений, организа-
ций независимо от форм собственности и подчинения на своих территори-
ях;
разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;
решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отне-
сенных к компетенции местных Советов народных депутатов в соответс-
твии с законодательством.
Статья 8. Компетенция местных администраций
К ведению местных администраций в области охраны окружающей при-
родной среды и природных ресурсов относятся:
учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных
ресурсов подведомственной территории;
учет и оценка объемов отходов производства на объектах, располо-
женных на подведомственной территории независимо от форм собственнос-
ти и подчинения;
планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение
природоохранных мероприятий;
координация деятельности экологических служб предприятий, учреж-
дений, организаций независимо от форм собственности и подчинения;
организация экологической экспертизы проектов, государственного
экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;
подготовка и представление предложений об организации особо охра-
няемых территорий и объектов на территории района, города, поселка и
села;
организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых
природных территорий;
экологическое воспитание, образование и просвещение;
обеспечение населения необходимой экологической информацией;
право применять меры административного воздействия за экологичес-
кие нарушения в соответствии с законодательством;
решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отне-
сенных к компетенции местных администраций в соответствии с законода-
тельством.
Статья 9. Права и обязанности граждан в области окружающей при-
родной среды
Граждане имеют право:
на благоприятную для жизни природную среду;
на экологическое образование и просвещение;
на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей
природной среды;
на достоверную информацию состоянии окружающей природной среды и
мерах по ее охране и восстановлению;
на участие в обсуждении планов, программы и проектов деятельнос-
ти, опасной для природы и человека;
требовать отмены решений, выполнение которых опасно для природы и
человека;
организовывать и принимать участие в общественных акциях в защиту
природы;
на возмещение в судебном или административном порядке причиненно-
го их здоровью вреда в результате загрязнения окружающей природной
среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий ава-
рий и катастроф.
Граждане обязаны:
сохранять природу, бережно относиться к ее богатству;
соблюдать законодательство;
соблюдать режим особо охраняемых территорий и объектов.
Статья 10. Полномочия общественных экологических объединений в
области охраны окружающей природной среды
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие эколо-
гические функции, имеют право:
пропагандировать свои экологические программы, защищать экологи-
ческие права населения, развивать экологическую культуру населения,
выполнять работы по охране природы;
содействовать государственным органам в борьбе с нарушениями при-
родоохранительного законодательства, требовать в административном или
судебном порядке отмены экологически опасных проектов, решений о
строительстве экологически вредных объектов, перепрофилировании или
прекращении деятельности уже имеющихся таких объектов;
требовать назначения государственной экологической экспертизы;
ставить вопросы о привлечении к административной или уголовной
ответственности виновных лиц в нарушении природоохранительного зако-
нодательства, предъявлять в суде или Высшем арбитражном суде иски о
возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологи-
ческими правонарушениями, в соответствии с существующим законодатель-
ством Российской Федерации и Республики Тува;
требовать предоставления достоверной информации о состоянии окру-
жающей природной среды и о мерах по ее охране;
организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации,
петиции, входить с предложениями о проведении референдумов, согласно
порядку, установленному законодательством, выступать с изложением
экологической платформы в средствах массовой информации.
Экологическая деятельность общественных объединений проводится в
соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и
Республики Тува.
Статья 11. Государственные гарантии экологических прав граждан и
общественных объединений
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди-
нениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реа-
лизации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной
среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рес-
публики Тува.
Местные Советы народных депутатов и местные администрации, специ-
ально уполномоченные на то государственные органы в области охраны
окружающей природной среды, их должностные лица обязаны оказывать
всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализа-
ции их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры
по выполнению их предложений и требований в организации природоохран-
ной деятельности.
Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению обществен-
ными объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей,
вытекающих из Конституции Российской Федерации, Конституции Республи-
ки Тува и настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тува.
Статья 12. Экономический механизм природопользования
1. Экономический механизм природопользования имеет своими задача-
ми:
планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размеще-
ние отходов;
установление нормативов платы и размеров платежей за использова-
ние природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окру-
жающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного
воздействия;
возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей
природной среде и здоровью человека.
2. На государственные природоохранительные органы возлагаются ве-
дение государственного земельного, водного, лесного кадастров, госу-
дарственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природ-
ных территорий и объектов.
3. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды
и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов со-
циально-экономического развития на основе государственной экологичес-
кой программы.
4. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране
окружающей природной среды производится за счет:
федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Ту-
ва и местных бюджетов;
средств предприятий, учреждений и организаций;
федерального, республиканского и местных экологических фондов;
фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и
граждан, а также других источников.
5. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране
окружающей природной среды в федеральном, республиканском и других
бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материаль-
но-техническими ресурсами.
6. Договор на комплексное природопользование заключается между
природопользователем и специально уполномоченным на то государствен-
ным органом Республики Тува на основании заключения экологической
экспертизы и решения местных органов самоуправления на предполагаемую
хозяйственную или иную деятельность и лицензии на комплексное приро-
допользование.
7. Договор на комплексное природопользование предусматривает ус-
ловия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности
природопользователя, размеры платежей за пользование природными ре-
сурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разреше-
ния споров.
8. Лицензии на комплексное природопользование выдаются природо-
пользователю специально уполномоченными на то государственными орга-
нами Республики Тува в области охраны окружающей природной среды с
указанием:
видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использо-
ванию природных ресурсов;
экологических требований, при которых допускается использование
природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
9. Лимиты на природопользование являются системой экологических
ограничений по территориям и представляют собой установленные предп-
риятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного
использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих ве-
ществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства,
и устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе специ-
ально уполномоченным на то государственным органом в области охраны
окружающей природной среды и природных ресурсов.
10. Срок достижения нормативов объемов природопользования и лими-
ты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показате-
лями государственных и региональных экологических программ.
11. Плата за природные ресурсы (земля и ее недра, вода, воздух,
лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие при-
родные ресурсы) взимается:
за право пользования природными ресурсами в пределах установлен-
ных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресур-
сов.
12. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды
воздействия взимается в бесспорном (безакцептном) порядке за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие
виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие
виды загрязнения сверх установленных лимитов.
13. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вред-
ных веществ, размещение отходов перечисляется предприятием, учрежде-
нием, организацией в бесспорном (безакцептном) порядке:
90 процентов - на специальные счета республиканских и местных го-
сударственных экологических фондов;
10 процентов - в доход федерального бюджета для финансирования
деятельности территориальных органов государственного управления в
области охраны окружающей природной среды.
14. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использо-
вание природных ресурсов определяется Правительством Российской Феде-
рации и Правительством Республики Тува.
15. Внесение платы за использование природных ресурсов не осво-
бождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окру-
жающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим
правонарушением.
16. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстанов-
ления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного
вреда и других природоохранительных задач создается единая система
внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая феде-
ральный экологический фонд, республиканский и местные фонды.
17. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, уч-
реждений, организаций независимо от форм собственности, граждан, а
также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:
плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при-
родную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;
сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за эколо-
гические правонарушения;
средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,
незаконно добытой с их помощью продукции;
полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским
депозитивам, от долевого использования собственных средств фонда в
деятельности предприятий и иных юридических лиц и граждан;
инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц.
18. Средства экологических фондов зачисляются на специальные сче-
та учреждений, банков и распределяются в следующем порядке:
60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий
местного (городского, районного) значения;
30 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий
республиканского значения;
10 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий фе-
дерального значения.
19. Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей
природной среды, проведение мер и программ по охране окружающей при-
родной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследова-
ния, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных
сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вре-
да, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воз-
действиями на окружающую природную среду, развитие экологического
воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей
природной среды.
20. Запрещается расходование средств экологических фондов на це-
ли, не связанные с природоохранительной деятельностью.
21. На территории Республики Тува осуществляется добровольное и
обязательное государственное экологическое страхование предприятий,
учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также
граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического
и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
22. Фонды экологического страхования используются на прогнозиро-
вание, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и сти-
хийных бедствий, аварий и катастроф.
23. Порядок экологического страхования и использования фондов ус-
танавливается Правительством Республики Тува.
24. В Республике Тува осуществляется стимулирование рационального
природопользования и охраны окружающей природной среды путем:
установления налоговых и иных льгот, представляемых государствен-
ным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе
природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных техно-
логий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении
другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
освобождения от налогообложения экологических фондов;
передачи части средств экологических фондов на договорных услови-
ях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям неза-
висимо от форм собственности и гражданам для реализации мер по гаран-
тированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, рацио-
нальному использованию природных ресурсов;
применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую
продукцию;
введения специального налогообложения экологически вредной про-
дукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически
опасных технологий;
применения льготного кредитования предприятий, учреждений, орга-
низаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих
охрану окружающей природной среды.
25. Законодательством Республики Тува могут быть установлены дру-
гие виды экологического стимулирования охраны окружающей природной
среды.
Статья 13. Нормирование качества окружающей природной среды
1. Нормирование качества окружающей природной среды производится
с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружа-
ющую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность насе-
ления и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное
использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устой-
чивого развития хозяйственной деятельности.
2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий утверждают-
ся специально уполномоченными на то государственными органами Рос-
сийской Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей при-
родной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуют-
ся по мере развития науки и техники с учетом международных стандар-
тов.
3. При нарушении требований нормативов качества окружающей при-
родной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия
на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены
или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то госу-
дарственных органов Российской Федерации и Республики Тува.
4. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий от концент-
раций вредных веществ, выбросов и сбросов вредных физических воздейс-
твий, уровня радиационного воздействия, применения агрохимикатов в
сельском хозяйстве, остаточных количеств химических веществ в продук-
тах питания, нормы нагрузки на окружающую природную среду, экологи-
ческие требования к продукции, нормативы санитарных и защитных зон
устанавливаются специально уполномоченными на то государственными ор-
ганами Российской Федерации и Республики Тува.
Статья 14. Государственная экологическая экспертиза
1. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью
проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической
безопасности общества.
2. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на
принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и за-
конности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации
и проведении, широкой гласности и участия, которая предшествует при-
нятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать
вредное воздействие на окружающую природную среду.
3. Государственная экологическая экспертиза осуществляется за
счет средств заказчиков согласно Положению о государственной экологи-
ческой экспертизе.
4. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и прог-
раммам производится только при наличии положительного заключения го-
сударственной экологической экспертизы.
5. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
объектов федерального, республиканского или местного значения регули-
руется законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
6. Государственной экологической экспертизе подлежат все предпла-
новые, предпроектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным
к реализации на территории Республики Тува независимо от их сметной
стоимости, форм собственности и принадлежности, а также экологическое
обоснование лицензий и сертификатов.
Статья 15. Ответственность за невыполнение требований государс-
твенной экологической экспертизы и ответственность экспертов
1. Руководители предприятий, учреждений, организаций независимо
от форм собственности, другие должностные лица и иные работники, а
также граждане несут ответственность за невыполнение требований зак-
лючения государственной экологической экспертизы в соответствии с
действующим законодательством.
2. Председатель и члены экспертных комиссий несут ответственность
за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с
законодательством. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в
суд или Высший арбитражный суд.
Статья 16. Общественная экологическая экспертиза
1. Общественная экологическая экспертиза, проводимая научными
коллективами, общественными объединениями по их инициативе, становит-
ся юридически обязательной после утверждения результатов соответству-
ющими органами государственной экологической экспертизы.
2. Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут
ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оце-
нок в соответствии с законодательством.
Статья 17. Экологические требования при размещении, проектирова-
нии, строительстве, реконструк ции, вводе в эксплуатацию предприятий,
сооружений и иных объектов
1. При размещении, технико-экономическом обосновании проекта,
проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию
предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на
транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, иных
организаций и хозяйств независимо от форм собственности, при проклад-
ке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объек-
тов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружаю-
щей природной среды, должны выполняться требования экологической бе-
зопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия
по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству при-
родных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
2. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление
до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по
размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в
эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписа-
нием специально на то уполномоченных государственных органов Российс-
кой Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей природной
среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 18. Зоны чрезвычайной экологической ситуации
1. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки
территории Республики Тува, где в результате хозяйственной и иной де-
ятельности происходят устойчивые и глубокие отрицательные изменения в
окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию
естественных экологических систем, генетических фондов растений и жи-
вотных.
2. Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются постанов-
лением Верховного Совета Республики Тува либо указами Президента Рес-
публики Тува по представлению специально уполномоченных на то госу-
дарственных органов Республики Тува в области охраны окружающей при-
родной среды на основании заключения государственной экологической
экспертизы.
3. В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается дея-
тельность предприятий, учреждений, организаций независимо от форм
собственности, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоп-
риятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружа-
ющую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользова-
ния, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству
природных ресурсов.
4. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной
экологической ситуации производится, в первую очередь, за счет
средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций
независимо от форм собственности, непосредственных виновников дегра-
дации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых
бюджетных средств Российской Федерации и Республики Тува.
Статья 19. Зоны экологического бедствия
1. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории
Республики Тува, где в результате хозяйственной либо иной деятельнос-
ти произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной сре-
ды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, на-
рушение природного равновесия, разрушение естественных экологических
систем, деградацию флоры и фауны.
2. Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что
и зоны чрезвычайной экологической ситуации. В зоне экологического
бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме свя-
занных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения,
запрещается строительство реконструкций новых хозяйственных объектов,
существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются
оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресур-
сов и оздоровлению окружающей природной среды.
Статья 20. Природно-заповедный фонд Республики Тува
1. Государственные природные заповедники, включая биосферные за-
поведники, заказники, национальные природные парки, памятники приро-
ды, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и живот-
ные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Феде-
рации, Красную книгу Республики Тува, образуют природно-заповедный
фонд Республики Тува, обеспечиваются особой охраной государства в ин-
тересах настоящего и будущих поколений.
2. Изъятие земель природно-заповедного фонда Республики Тува зап-
рещено.
3. Природно-заповедный фонд находится в ведении и управлении спе-
циально уполномоченных государственных органов Российской Федерации и
Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и природ-
ных ресурсов.
Статья 21. Экологический контроль
1. Экологический контроль ставит своими задачами наблюдение за
состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием
хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и ме-
роприятий по охране природы, рациональному использованию природных
ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требо-
ваний природоохранительного законодательства и нормативов качества
окружающей природной среды.
2. Система экологического контроля состоит из государственной
службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государс-
твенного, производственного, общественного контроля.
3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей
природной среды организуется с целью наблюдения за происходящими в
ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем
загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствия-
ми его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтере-
сованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об
изменениях в окружающей природной среде, предупреждения и прогнозами
ее состояния и осуществляется специально уполномоченными на то госу-
дарственными органами Республики Тува в области охраны окружающей
среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в
городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регио-
нах.
4. Порядок организации и деятельности государственной службы наб-
людения за состоянием окружающей природной среды регулируется положе-
нием, утверждаемым Правительством Республики Тува.
Статья 22. Государственный экологический контроль
1. Государственный экологический контроль на территории Республи-
ки Тува осуществляется Верховным Советом Российской Федерации, Вер-
ховным Советом Республики Тува, Правительством Республики Тува, Пра-
вительством Российской Федерации и местными органами самоуправления,
а также специально уполномоченными на то государственными органами
Российской Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей
природной среды и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического
надзора.
2. Должностные лица органов государственного экологического конт-
роля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном по-
рядке:
посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм
собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объ-
екты и службы Министерства обороны, органов внутренних дел и госу-
дарственной безопасности, знакомиться с документами, анализами, иными
материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих
устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окру-
жающей природной среды, природоохранительного законодательства, вы-
полнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных
веществ;
устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологи-
ческого надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стацио-
нарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать
контроль за выполнением ее заключения;
требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах
предоставленных прав указания или заключения по размещению, проекти-
рованию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию объектов;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к административ-
ной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисцип-
линарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять
иски в суд или Высший арбитражный суд о возмещении вреда, причиненно-
го окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями при-
родоохранительного законодательства;
принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении
работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности,
причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную
опасность для здоровья человека.
Указанные решения обязательны для исполнения всеми министерствами
и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйства-
ми независимо от форм собственности, должностными лицами и граждана-
ми. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения
прекращают финансирование запрещенной деятельности до отмены решения
о ее запрете органом государственного экологического контроля.
3. Решения государственных органов экологического контроля и
должностных лиц могут быть обжалованы в суд или Высший арбитражный
суд.
Статья 23. Производственный экологический контроль
1. Производственный экологический контроль осуществляется эколо-
гической службой предприятий, учреждений, организаций и хозяйств не-
зависимо от форм собственности и ставит своей задачей проверку выпол-
нения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружаю-
щей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных
ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды,
выполнения требований природоохранительного законодательства.
2. Порядок организации производственного экологического контроля
регулируется положениями, утвержденными предприятиями, учреждениями,
организациями и хозяйствами независимо от форм собственности на осно-
ве настоящего Закона.
Статья 24. Общественный экологический контроль
1. Общественный экологический контроль осуществляется профессио-
нальными союзами Республики Тува и иными общественными объединениями,
трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку
выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами,
предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйствами независимо от
форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
2. Порядок проведения общественного экологического контроля регу-
лируется соответствующим законодательством Российской Федерации и
Республики Тува.
Статья 25. Экологическое воспитание, образование, научные иссле-
дования
В целях повышения экологической культуры общества и профессио-
нальной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего,
комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования,
охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образо-
вания, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших
учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при
этом средств массовой информации.
1. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для фор-
мирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных учрежде-
ниях и учебных заведениях независимо от их профиля обеспечивается
обязательным преподаванием основ экологических знаний.
2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учеб-
ных заведениях осуществляется преподавание специальных курсов по ох-
ране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.
3. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности, иные должностные лица и
специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающее вредное
влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на террито-
рии Республики Тува, обязаны иметь необходимую экологическую подго-
товку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и
переаттестации работников.
4. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к вы-
полнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.
5. В целях воспитания бережного отношения к природе, рационально-
го использования ее богатств проводится распространение экологических
знаний, а также природоохранительного законодательства.
6. Распространение экологических и эколого-правовых знаний, осу-
ществляется государственными органами, профессиональными союзами Рес-
публики Тува, общественными объединениями, средствами массовой инфор-
мации.
7. Органы по охране окружающей природной среды, министерства и
ведомства, научные учреждения, высшие учебные заведения разрабатывают
и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в об-
ласти охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального
использования и воспроизводства природных ресурсов, и создают необхо-
димые условия для эффективных экологических исследований и внедрения
полученных результатов.
8. Ученые и специалисты научных учреждений принимают участие в
разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ
(международных, республиканских, региональных), проектных работах,
входят в составы научно-технических и экспертных советов, дают заклю-
чения по экологической экспертизе проектов, оказывают помощь в реше-
нии практических задач рационального природопользования и охраны ок-
ружающей природной среды, участвуют в формировании экологической
культуры общества и несут персональную ответственность за научные ре-
зультаты своих разработок.
Статья 26. Разрешение споров в области охраны окружающей природ-
ной среды
1. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп-
риятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственнос-
ти разрешаются местными Советами народных депутатов в порядке, уста-
новленном законодательством.
2. Споры об охране окружающей природной среды с участием граждан
подлежат рассмотрению в судебном порядке.
3. Имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причинен-
ного окружающей природной среде и здоровью человека, разрешаются су-
дом или Высшим арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
4. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп-
риятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами независимо от
форм собственности, расположенными на территории Республики Тува,
рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из
представителей заинтересованных сторон. Если комиссия не приходит к
согласованному решению, то споры разрешаются комиссией, образуемой
Верховным Советом Республики Тува, а в случае необходимости - в су-
дебном порядке.
5. Имущественные споры в области охраны окружающей природной сре-
ды между предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами не-
зависимо от форм собственности рассматриваются Высшим арбитражным су-
дом, а при необходимости - арбитражным судом Российской Федерации.
6. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп-
риятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами независимо от
форм собственности, расположенными на территориях Российской Федера-
ции и других суверенных государств, решаются в порядке, установленном
соглашениями между суверенными государствами.
Статья 27. Ответственность за экологические правонарушения
1. За экологические правонарушения, то есть противоправные дея-
ния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие
вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица
и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную,
гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, органи-
зации и хозяйства независимо от формы собственности - административ-
ную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим
Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и Респуб-
лики Тува.
2. Должностные лица и иные работники, по вине которых предприя-
тие, учреждение, организация и хозяйство независимо от формы собс-
твенности понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологи-
ческим правонарушением, несут материальную ответственность перед
предприятиями и хозяйствами независимо от форм собственности, учреж-
дениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 28. Административная ответственность за экологическое пра-
вонарушение
1. Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, органи-
зации и хозяйства независимо от форм собственности, виновные в совер-
шении экологических правонарушений, несут ответственность за:
несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружаю-
щей природной среды;
невыполнение обязанностей по проведению государственной экологи-
ческой экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологи-
ческой экспертизы, а также в представлении заведомо неправильных и
необоснованных экспертных заключений;
нарушение экологических требований при планировании, технико-эко-
номическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, соору-
жений, технологических линий и иных объектов;
загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие
этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, иму-
ществу граждан и юридических лиц;
порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе
памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комп-
лексов и естественных экологических систем;
нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, за-
готовки, переработки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересыл-
ки, ввоза на территорию Республики Тува и за ее пределы объектов рас-
тительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоо-
логических и минеральных коллекций;
невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окру-
жающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
нарушение правил охоты и рыболовства;
неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный
экологический контроль;
невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной
среды и рациональному использованию природных ресурсов;
нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработ-
ке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бы-
товых отходов;
самовольное водопользование, землепользование, рубку леса, несоб-
людение экологических требований при хранении, транспортировке и ис-
пользовании, и захоронении радиоактивных материалов, химических и
иных вредных веществ;
превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней
радиационного воздействия выбросов и сбросов, превышение установлен-
ных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных
полей и иных вредных физических воздействий;
превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней
биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушение
порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических ве-
ществ;
использование и хранение запрещенных химических веществ и отходов
производства, вредно воздействующих на природную среду;
несвоевременное внесение платы предприятиями, учреждениями, орга-
низациями и хозяйствами независимо от форм собственности;
незаконное расходование средств республиканского и местных эколо-
гических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятель-
ностью;
несвоевременную или искаженную информацию, отказ от предоставле-
ния своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природ-
ной среды и радиационной обстановки.
2.За экологические правонарушения подвергаются штрафу, налагаемому
в административном порядке:
- граждане - от одного до двадцати размеров минимальной месячной
оплаты труда;
- должностные лица - от одного до тридцати размеров минимальной
месячной оплаты труда;
- предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица
независимо от форм собственности - от двадцати до одной тысячи разме-
ров минимальной месячной оплаты труда.
3. Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, на-
лагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного право-
нарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
4. Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах ком-
петенции специально уполномоченными на то государственными органами,
санитарно-эпидемиологического надзора, а также технической инспекцией
труда профессиональных союзов. Постановление о наложении штрафа может
быть обжаловано в суд или Высший арбитражный суд. Наложение штрафа не
освобождает виновных от обязанностей возмещения причиненного вреда.
5. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальный вне-
бюджетный счет государственного экологического фонда, согласно ут-
вержденному Правительством Республики Тува Положению об этом фонде.
Статья 29. Уголовная ответственность за экологические преступле-
ния
Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических
преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на уста-
новленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологи-
ческую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной
среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предус-
мотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.
Статья 30. Возмещение вреда, причиненного экологическим правона-
рушением
1. Предприятия, учреждения, организации, хозяйства независимо от
формы собственности и граждане, причинившие вред окружающей природной
среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением
окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нера-
циональным использованием природных ресурсов, разрушением естествен-
ных экологических систем и другими экологическими правонарушениями,
обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим
законодательством.
2. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в
результате экологического правонарушения, производится добровольно
либо по решению суда или Высшего арбитражного суда в соответствии с
утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления
размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на
восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с
учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
3. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или Высшего арбит-
ражного суда, возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по
восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются
в государственный экологический фонд, если природный объект, которому
причинен вред, находится в общем пользовании.
4. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание произво-
дится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе
с изыскательских, проектных, строительных организаций.
5. С согласия сторон по решению суда или Высшего арбитражного су-
да вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика
обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его
сил и средств.
6. Предприятия, учреждения, организации, хозяйства независимо от
форм собственности, деятельность которых связана с повышенной опас-
ностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный
ими вред окружающей природной среде и здоровью человека в соответс-
твии с гражданским законодательством.
7. Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприят-
ного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью
предприятий, учреждений, организаций, хозяйств независимо от форм
собственности или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном
объеме.
8. При определении величины вреда здоровью граждан учитываются:
степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на
лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные
расходы в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты,
связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни,
профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозмож-
ностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.
9. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании
решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, упол-
номоченного на то органа государственного управления, общественной
организации (объединения) в интересах потерпевшего.
10. Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан
взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установле-
ния - за счет средств соответствующих государственных экологических
фондов.
11. Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагопри-
ятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйствен-
ной или иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.
12. При определении ущерба, причиненного имуществу граждан в ре-
зультате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды,
вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций, хо-
зяйств независимо от форм собственности и граждан, учитывается прямой
ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых
и производственных помещений, оборудования, имущества и упущенная вы-
года от потери урожая, снижения плодородия почв и иных последствий.
13. Предприятия, учреждения, организации, хозяйства независимо от
формы собственности и граждане вправе предъявлять исковые требования
в суд или Высший арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении
экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и иму-
ществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде.
14. Решение суда, Высшего арбитражного суда о прекращении эколо-
гически вредной деятельности является основанием для прекращения ее
финансирования соответствующими банковскими учреждениями.
Статья 31. Международное сотрудничество в области охраны окружаю-
щей природной среды
1. Республика Тува исходит в своей политике в области охраны ок-
ружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей эколо-
гической безопасности и развития международного природоохранного сот-
рудничества в интересах настоящего и будущего поколений своего народа
и руководствуется следующими принципами:
каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных эко-
логических условиях;
каждое государство имеет право на использование окружающей при-
родной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения
нужд своих граждан;
экологическое благополучие одного государства не может обеспечи-
ваться за счет других государств или без учета их интересов;
хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории госу-
дарства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в
пределах, так и за пределами его юрисдикции;
недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, эколо-
гические последствия которой непредсказуемы;
должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и на-
циональном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной
среды и природных ресурсов на основе международно признанных критери-
ев и параметров;
должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный
обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природ-
ной среды и передовых природосберегающих технологий;
государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных
экологических ситуациях;
все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды,
должны разрешаться только мирными средствами.
2. Если международным договором в области охраны окружающей при-
родной среды, заключенным Республикой Тува, установлены иные правила,
чем те, которые содержатся в республиканском законодательстве, то
применяются правила международного договора.
3. Иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства
обязаны на территории Республики Тува соблюдать требования настоящего
Закона, иных законодательных актов Республики Тува и Российской Феде-
рации и несут ответственность за их нарушения.
Президент Республики Тува Ш.Ооржак
г. Кызыл
14 января 1993 года
ь 416.
1995-2024 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 5423