English
27 декабря 2024, пятница
RSS
ecology.gpntb.ru > законодательство субъектов РФ > Республика Тыва > Закон Республики Тыва № 416 от 14.01.93 "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями от 21.12.95)

Закон Республики Тыва 14.01.93 N 416 Об охране окружающей природной среды
(с изменениями от 21.12.95)


+----------------------------+
|  Из информационных банков  |
|            АСДГ            |
|    тел. (3832) 10-10-72    |
+----------------------------+

     Настоящий Закон основывается на том, что в соответствии с Догово-
 ром "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральны-
 ми органами государственной власти Российской  Федерации  и  органами
 власти  суверенных  республик в составе Российской Федерации "земля и
 ее недра,  воды,  растительный и  животный  мир  являются  достоянием
 (собственностью) народа Республики Тува.

     Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства
     Задачей природоохранительного  законодательства  Республики  Тува
 является регулирование вопросов владения,  пользования и распоряжения
 землей,  недрами,  водными и другими природными ресурсами  Республики
 Тува в целях:
     сохранения природы Республики Тува;
     хозяйственного использования  и  воспроизводства природных ресур-
 сов;
     предотвращения экологически  вредного воздействия хозяйственной и
 иной деятельности на природу;
     обеспечения граждан  республики экологически благоприятной средой
 обитания.

     Статья 2. Основные принципы охраны окружающей природной среды
     При осуществлении хозяйственной и иной деятельности,  оказывающей
 влияние на состояние окружающей природной среды,  местные Советы  на-
 родных депутатов, главы местных администраций, министерства и ведомс-
 тва,  государственные,  кооперативные, коммерческие структуры, аратс-
 ко-крестьянские хозяйства и другие предприятия, учреждения, организа-
 ции,  а также граждане Республики Тува, юридические лица, в том числе
 иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны
 руководствоваться следующими принципами:
     приоритетом охраны жизни и здоровья человека;
     научно обоснованным сочетанием экологических и экономических  ин-
 тересов  общества,  обеспечивающих реальные гарантии прав человека на
 здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
     рациональным использованием природных ресурсов,  с учетом законов
 природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необ-
 ходимости воспроизводства природных ресурсов;
     строгим соблюдением  требований  природоохранительного  законода-
 тельства,  неотвратимостью  наступления ответственности за их наруше-
 ние;
     гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями
 и населением в решении природоохранительных задач на территории  рес-
 публики;
     международным сотрудничеством в области охраны окружающей природ-
 ной среды;
     единой системой экологического контроля.

     Статья 3. Объекты охраны окружающей природной среды
     1. Охране от загрязнения,  порчи, повреждения, уничтожения, исто-
 щения, пожаров подлежат: естественные экологические системы и их ком-
 поненты,  климат,  озоновый слой атмосферы;  земля, ее недра, поверх-
 ностные и подземные воды,  атмосферный воздух,  животный мир,  леса и
 иная растительность во всем их видовом многообразии,  микроорганизмы,
 генетический фонд, природные ландшафты.
     2. Особой  охране подлежат государственные природные заповедники,
 национальные природные парки, аржааны и грязелечебные озера, памятни-
 ки природы; редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды расте-
 ний и животных, места их обитания;
     уникальные природные территории и природные ресурсы;
     памятники и объекты исторического,  культурного и природного нас-
 ледия (территории, объекты-памятники археологии: курганы, могильники,
 городища,  поминальные комплексы, ритуальные сооружения, древние гор-
 ные выработки и другие культовые сооружения).

     Статья 4. Компетенция Верховного Совета
     К компетенции Верховного Совета Республики Тува в области  охраны
 окружающей  природной  среды и использования природных ресурсов отно-
 сятся:
     определение правовых  основ  контроля законодательства Республики
 Тува,  установление норм экологической безопасности  и  осуществление
 природоохранной деятельности на территории республики;
     рассмотрение и утверждение  республиканских  экологических  прог-
 рамм;
     определение полномочий местных Советов народных депутатов  в  об-
 ласти охраны окружающей природной среды и использования природных ре-
 сурсов, обеспечение экологической безопасности;
     разработка и  утверждение  законодательных актов по регулированию
 отношений в области охраны окружающей природной среды и использования
 природных ресурсов на территории республики;
     установление правового режима зон чрезвычайной экологической  си-
 туации,  зон экологического бедствия,  правового статуса пострадавших
 граждан и обеспечения режима таких зон на территории республики;
     осуществление международного  сотрудничества в области охраны ок-
 ружающей природной среды;
     регулирование вопросов охраны природы с регионами России и други-
 ми государствами;
     участие в  разработке  совместно  с  Верховными Советами России и
 других государств межреспубликанских экологических программ,  их  ут-
 верждение, контроль за их выполнением.
     Верховный Совет Республики Тува  вправе  рассматривать  и  другие
 вопросы  в  области охраны окружающей природной среды и использования
 природных ресурсов,  обеспечения экологической безопасности  в  соот-
 ветствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Тува и нас-
 тоящим Законом.

     Статья 5. Компетенция Президента и Правительства
     Президент и  Правительство Республики Тува в области охраны окру-
 жающей природной среды и использования природных ресурсов:
     осуществляют реализацию государственной экологической политики;
     устанавливают порядок образования и использования республиканско-
 го внебюджетного экологического фонда,  организуют подготовку и расп-
 ространение ежегодного государственного доклада  о  состоянии  охраны
 окружающей природной среды и использования природных ресурсов на тер-
 ритории Республики Тува;
     утверждают Красную книгу Республики Тува;
     принимают решения об организации особо охраняемых природных  тер-
 риторий Российской Федерации и Республики Тува;
     координируют деятельность министерств, ведомств, предприятий, уч-
 реждений,  организаций  и хозяйств независимо от форм собственности в
 области охраны окружающей природной среды и  использования  природных
 ресурсов  и  выделяют  средства на осуществление природоохранительных
 мероприятий;
     устанавливают порядок разработки и утверждения экологических нор-
 мативов загрязняющих веществ в окружающую  природную  среду,  лимитов
 использования природных ресурсов и размещения отходов;
     устанавливают порядок определения и размеры платы за  пользование
 природными ресурсами,  загрязнение окружающей природной среды, другие
 виды вредного воздействия;
     принимают решения о приостановлении,  прекращении, перепрофилиро-
 вании деятельности экологически вредных объектов независимо  от  форм
 собственности  и подчинения в случае нарушения ими природоохранитель-
 ного законодательства;
     организуют систему  всеобщего экологического образования и воспи-
 тания граждан;
     регулируют другие вопросы охраны окружающей природной среды и ис-
 пользования природных ресурсов,  не входящие в компетенцию Российской
 Федерации.

     Статья 6.  Компетенция  специально уполномоченных на то государс-
 твенных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной
 среды и использования природных ресурсов
     К компетенции специально уполномоченных на то государственных ор-
 ганов  Республики  Тува в области охраны окружающей природной среды и
 использования природных ресурсов относятся:
     комплексное управление в области охраны окружающей природной сре-
 ды в Республике Тува,  проведение единой научно-технической  политики
 по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природ-
 ных ресурсов,  координация деятельности министерств, ведомств, предп-
 риятий,  учреждений,  организаций и хозяйств независимо от форм собс-
 твенности в этой области;
     организация и осуществление государственного экологического конт-
 роля и государственной экологической экспертизы;
     организация мониторинга  окружающей  природной среды,  создание и
 обеспечение работы государственной службы  наблюдения  за  состоянием
 окружающей природной среды;
     получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреж-
 дений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности эколо-
 гической информации;
     ведение Красной книги Республики Тува, организация природно-запо-
 ведного дела,  обеспечение деятельности  особо  охраняемых  природных
 объектов;
     утверждение нормативов, правил участия в разработке стандартов по
 регулированию  использования  природных  ресурсов и охране окружающей
 природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий;
     выдача разрешений  на  захоронение  и складирование промышленных,
 коммунально-бытовых и иных отходов,  выбросы, сбросы загрязняющих ве-
 ществ в окружающую природную среду, на использование природных ресур-
 сов в соответствии с законодательством Республики Тува;
     ограничение или  приостановление  деятельности предприятий и иных
 объектов независимо от форм собственности и подчинения,  если их экс-
 плуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законода-
 тельства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением
 лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
     предъявление исков о возмещении вреда,  причиненного в результате
 нарушения природоохранительного законодательства;
     составление протоколов в области охраны окружающей природной сре-
 ды и использования природных ресурсов;
     разработка экологических программ,  планов  и  других  документов
 природоохранной деятельности;
     учет и оценка окружающей природной среды, состояния природных ре-
 сурсов, экологически вредных объектов, ведение кадастра природных ре-
 сурсов;
     ведение фонда охраны природы Республики Тува;
     обеспечение населения необходимой экологической информацией;
     участие в  организации системы непрерывного экологического воспи-
 тания и образования;
     осуществление международного  сотрудничества в области охраны ок-
 ружающей природной среды,  обеспечение выполнения  обязательств  Рос-
 сийской  Федерации  и Республики Тува в соответствии с международными
 соглашениями и договорами.
     Решение специально  уполномоченных  на то государственных органов
 Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и исполь-
 зования природных ресурсов по вопросам,  отнесенным к их компетенции,
 обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалова-
 ны в судебном порядке.

     Статья 7. Компетенция местных Советов народных депутатов
     К ведению местных Советов народных депутатов в области охраны ок-
 ружающей природной среды и природных ресурсов относятся:
     определение основных направлений охраны природы  и  использования
 природных ресурсов района, города, поселка и села;
     утверждение экологических программ и планов,  а также осуществле-
 ние контроля природоохранной деятельности на своих территориях;
     установление норм и осуществление местных сборов,  налогов за ис-
 пользование природных ресурсов;
     принятие решения  об  ограничении,  приостановлении,  прекращении
 экологически вредной деятельности предприятий,  учреждений, организа-
 ций независимо от форм собственности и подчинения на своих территори-
 ях;
     разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;
     решение других вопросов охраны окружающей природной среды,  отне-
 сенных к компетенции местных Советов народных депутатов  в  соответс-
 твии с законодательством.

     Статья 8. Компетенция местных администраций
     К ведению местных администраций в области охраны окружающей  при-
 родной среды и природных ресурсов относятся:
     учет и оценка состояния окружающей природной  среды  и  природных
 ресурсов подведомственной территории;
     учет и оценка объемов отходов производства на объектах,  располо-
 женных на подведомственной территории независимо от форм собственнос-
 ти и подчинения;
     планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение
 природоохранных мероприятий;
     координация деятельности экологических служб предприятий,  учреж-
 дений, организаций независимо от форм собственности и подчинения;
     организация экологической  экспертизы проектов,  государственного
 экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;
     подготовка и представление предложений об организации особо охра-
 няемых территорий и объектов на территории района,  города, поселка и
 села;
     организация охраны памятников природы  и  иных  особо  охраняемых
 природных территорий;
     экологическое воспитание, образование и просвещение;
     обеспечение населения необходимой экологической информацией;
     право применять меры административного воздействия за экологичес-
 кие нарушения в соответствии с законодательством;
     решение других вопросов охраны окружающей природной среды,  отне-
 сенных к компетенции местных администраций в соответствии с законода-
 тельством.

     Статья 9.  Права и обязанности граждан в области окружающей  при-
 родной среды
     Граждане имеют право:
     на благоприятную для жизни природную среду;
     на экологическое образование и просвещение;
     на охрану  здоровья  от  неблагоприятного  воздействия окружающей
 природной среды;
     на достоверную  информацию состоянии окружающей природной среды и
 мерах по ее охране и восстановлению;
     на участие в обсуждении планов,  программы и проектов деятельнос-
 ти, опасной для природы и человека;
     требовать отмены решений, выполнение которых опасно для природы и
 человека;
     организовывать и принимать участие в общественных акциях в защиту
 природы;
     на возмещение в судебном или административном порядке причиненно-
 го их здоровью вреда в результате  загрязнения  окружающей  природной
 среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий ава-
 рий и катастроф.
     Граждане обязаны:
     сохранять природу, бережно относиться к ее богатству;
     соблюдать законодательство;
     соблюдать режим особо охраняемых территорий и объектов.

     Статья 10.  Полномочия общественных экологических  объединений  в
 области охраны окружающей природной среды
     Экологические и иные общественные объединения, выполняющие эколо-
 гические функции, имеют право:
     пропагандировать свои экологические программы,  защищать экологи-
 ческие  права населения,  развивать экологическую культуру населения,
 выполнять работы по охране природы;
     содействовать государственным органам в борьбе с нарушениями при-
 родоохранительного законодательства, требовать в административном или
 судебном  порядке  отмены  экологически  опасных проектов,  решений о
 строительстве экологически вредных объектов,  перепрофилировании  или
 прекращении деятельности уже имеющихся таких объектов;
     требовать назначения государственной экологической экспертизы;
     ставить вопросы  о  привлечении  к административной или уголовной
 ответственности виновных лиц в нарушении природоохранительного  зако-
 нодательства,  предъявлять  в суде или Высшем арбитражном суде иски о
 возмещении вреда здоровью и имуществу граждан,  причиненного экологи-
 ческими правонарушениями, в соответствии с существующим законодатель-
 ством Российской Федерации и Республики Тува;
     требовать предоставления достоверной информации о состоянии окру-
 жающей природной среды и о мерах по ее охране;
     организовывать собрания,  митинги, пикеты, шествия, демонстрации,
 петиции,  входить с предложениями о проведении референдумов, согласно
 порядку,  установленному  законодательством,  выступать  с изложением
 экологической платформы в средствах массовой информации.
     Экологическая деятельность  общественных объединений проводится в
 соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и
 Республики Тува.

     Статья 11.  Государственные гарантии экологических прав граждан и
 общественных объединений
     Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди-
 нениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реа-
 лизации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной
 среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и  Рес-
 публики Тува.
     Местные Советы народных депутатов и местные администрации, специ-
 ально  уполномоченные  на  то государственные органы в области охраны
 окружающей природной среды,  их должностные  лица  обязаны  оказывать
 всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализа-
 ции их экологических прав и обязанностей,  принимать необходимые меры
 по выполнению их предложений и требований в организации природоохран-
 ной деятельности.
     Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению обществен-
 ными объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей,
 вытекающих из Конституции Российской Федерации, Конституции Республи-
 ки Тува и настоящего Закона,  привлекаются к ответственности в  соот-
 ветствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тува.

     Статья 12. Экономический механизм природопользования
     1. Экономический механизм природопользования имеет своими задача-
 ми:
     планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
     установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и
 сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и  размеще-
 ние отходов;
     установление нормативов платы и размеров платежей за  использова-
 ние природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окру-
 жающую природную среду,  размещение отходов и  другие  виды  вредного
 воздействия;
     возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей
 природной среде и здоровью человека.
     2. На государственные природоохранительные органы возлагаются ве-
 дение государственного земельного,  водного, лесного кадастров, госу-
 дарственных кадастров недр,  животного мира, особо охраняемых природ-
 ных территорий и объектов.
     3. Планирование мероприятий по охране окружающей природной  среды
 и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов со-
 циально-экономического развития на основе государственной экологичес-
 кой программы.
     4. Финансирование экологических программ и мероприятий по  охране
 окружающей природной среды производится за счет:
     федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Ту-
 ва и местных бюджетов;
     средств предприятий, учреждений и организаций;
     федерального, республиканского и местных экологических фондов;
     фондов экологического страхования;
     кредитов банков;
     добровольных взносов населения,  иностранных  юридических  лиц  и
 граждан, а также других источников.
     5. Финансирование экологических программ и мероприятий по  охране
 окружающей  природной  среды в федеральном,  республиканском и других
 бюджетах выделяется отдельной  строкой  и  обеспечивается  материаль-
 но-техническими ресурсами.
     6. Договор на комплексное  природопользование  заключается  между
 природопользователем  и специально уполномоченным на то государствен-
 ным органом Республики Тува  на  основании  заключения  экологической
 экспертизы и решения местных органов самоуправления на предполагаемую
 хозяйственную или иную деятельность и лицензии на комплексное  приро-
 допользование.
     7. Договор на комплексное природопользование предусматривает  ус-
 ловия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности
 природопользователя,  размеры платежей за пользование природными  ре-
 сурсами,  ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разреше-
 ния споров.
     8. Лицензии  на  комплексное природопользование выдаются природо-
 пользователю специально уполномоченными на то государственными  орга-
 нами  Республики  Тува  в области охраны окружающей природной среды с
 указанием:
     видов, объемов  и лимитов хозяйственной деятельности по использо-
 ванию природных ресурсов;
     экологических требований,  при  которых допускается использование
 природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
     9. Лимиты  на  природопользование являются системой экологических
 ограничений по территориям и представляют собой установленные  предп-
 риятиям-природопользователям  на определенный срок объемы предельного
 использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих ве-
 ществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства,
 и устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе  специ-
 ально  уполномоченным  на то государственным органом в области охраны
 окружающей природной среды и природных ресурсов.
     10. Срок достижения нормативов объемов природопользования и лими-
 ты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными  показате-
 лями государственных и региональных экологических программ.
     11. Плата за природные ресурсы (земля и ее недра,  вода,  воздух,
 лес и иная растительность,  животный мир, рекреационные и другие при-
 родные ресурсы) взимается:
     за право  пользования природными ресурсами в пределах установлен-
 ных лимитов;
     за сверхлимитное  и нерациональное использование природных ресур-
 сов.
     12. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды
 воздействия взимается в бесспорном (безакцептном) порядке за:
     выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие
 виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
     выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие
 виды загрязнения сверх установленных лимитов.
     13. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вред-
 ных веществ,  размещение отходов перечисляется предприятием, учрежде-
 нием, организацией в бесспорном (безакцептном) порядке:
     90 процентов - на специальные счета республиканских и местных го-
 сударственных экологических фондов;
     10 процентов - в доход федерального  бюджета  для  финансирования
 деятельности  территориальных  органов  государственного управления в
 области охраны окружающей природной среды.
     14. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использо-
 вание природных ресурсов определяется Правительством Российской Феде-
 рации и Правительством Республики Тува.
     15. Внесение платы за использование природных ресурсов  не  осво-
 бождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окру-
 жающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим
 правонарушением.
     16. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстанов-
 ления  потерь в окружающей природной среде,  компенсации причиненного
 вреда и других природоохранительных задач  создается  единая  система
 внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая феде-
 ральный экологический фонд, республиканский и местные фонды.
     17. Фонды образуются из средств,  поступающих от предприятий, уч-
 реждений,  организаций независимо от форм собственности,  граждан,  а
 также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:
     плата за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ в окружающую  при-
 родную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;
     сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за  эколо-
 гические правонарушения;
     средств от реализации конфискованных орудий охоты и  рыболовства,
 незаконно добытой с их помощью продукции;
     полученных в виде дивидендов,  процентов по  вкладам,  банковским
 депозитивам,  от  долевого  использования собственных средств фонда в
 деятельности предприятий и иных юридических лиц и граждан;
     инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц.
     18. Средства экологических фондов зачисляются на специальные сче-
 та учреждений, банков и распределяются в следующем порядке:
     60 процентов -  на  реализацию  природоохранительных  мероприятий
 местного (городского, районного) значения;
     30 процентов -  на  реализацию  природоохранительных  мероприятий
 республиканского значения;
     10 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий фе-
 дерального значения.
     19. Экологические фонды расходуются  на  оздоровление  окружающей
 природной среды,  проведение мер и программ по охране окружающей при-
 родной среды,  воспроизводство природных ресурсов, научные исследова-
 ния, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных
 сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вре-
 да,  причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воз-
 действиями на окружающую  природную  среду,  развитие  экологического
 воспитания и образования,  иные цели,  связанные с охраной окружающей
 природной среды.
     20. Запрещается  расходование средств экологических фондов на це-
 ли, не связанные с природоохранительной деятельностью.
     21. На  территории  Республики Тува осуществляется добровольное и
 обязательное государственное экологическое  страхование  предприятий,
 учреждений,  организаций  независимо  от форм собственности,  а также
 граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического
 и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
     22. Фонды экологического страхования используются на  прогнозиро-
 вание,  предотвращение  и ликвидацию последствий экологических и сти-
 хийных бедствий, аварий и катастроф.
     23. Порядок экологического страхования и использования фондов ус-
 танавливается Правительством Республики Тува.
     24. В Республике Тува осуществляется стимулирование рационального
 природопользования и охраны окружающей природной среды путем:
     установления налоговых и иных льгот, представляемых государствен-
 ным и другим предприятиям,  учреждениям и организациям,  в том  числе
 природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных техно-
 логий и производств,  использовании вторичных ресурсов, осуществлении
 другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
     освобождения от налогообложения экологических фондов;
     передачи части средств экологических фондов на договорных услови-
 ях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям неза-
 висимо от форм собственности и гражданам для реализации мер по гаран-
 тированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ,  рацио-
 нальному использованию природных ресурсов;
     применения поощрительных цен и надбавок  на  экологически  чистую
 продукцию;
     введения специального налогообложения экологически  вредной  про-
 дукции,  а  также  продукции,  выпускаемой с применением экологически
 опасных технологий;
     применения льготного кредитования предприятий,  учреждений, орга-
 низаций независимо от форм собственности,  эффективно  осуществляющих
 охрану окружающей природной среды.
     25. Законодательством Республики Тува могут быть установлены дру-
 гие  виды  экологического  стимулирования охраны окружающей природной
 среды.

     Статья 13. Нормирование качества окружающей природной среды
     1. Нормирование  качества окружающей природной среды производится
 с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружа-
 ющую природную среду,  гарантирующих экологическую безопасность насе-
 ления и сохранение генетического фонда,  обеспечивающих  рациональное
 использование  и воспроизводство природных ресурсов в условиях устой-
 чивого развития хозяйственной деятельности.
     2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий утверждают-
 ся специально уполномоченными на то  государственными  органами  Рос-
 сийской  Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей при-
 родной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуют-
 ся  по  мере развития науки и техники с учетом международных стандар-
 тов.
     3. При  нарушении  требований нормативов качества окружающей при-
 родной среды выброс,  сброс вредных веществ или иные виды воздействия
 на  окружающую природную среду могут быть ограничены,  приостановлены
 или прекращены по предписанию специально уполномоченных на  то  госу-
 дарственных органов Российской Федерации и Республики Тува.
     4. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий от концент-
 раций вредных веществ, выбросов и сбросов вредных физических воздейс-
 твий,  уровня радиационного воздействия,  применения агрохимикатов  в
 сельском хозяйстве, остаточных количеств химических веществ в продук-
 тах питания,  нормы нагрузки на окружающую природную среду,  экологи-
 ческие  требования  к продукции,  нормативы санитарных и защитных зон
 устанавливаются специально уполномоченными на то государственными ор-
 ганами Российской Федерации и Республики Тува.

     Статья 14. Государственная экологическая экспертиза
     1. Государственная экологическая экспертиза  проводится  с  целью
 проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической
 безопасности общества.
     2. Государственная  экологическая  экспертиза  осуществляется  на
 принципах обязательности ее проведения,  научной обоснованности и за-
 конности ее выводов,  независимости, вневедомственности в организации
 и проведении,  широкой гласности и участия, которая предшествует при-
 нятию  хозяйственного  решения,  осуществление которого может оказать
 вредное воздействие на окружающую природную среду.
     3. Государственная  экологическая  экспертиза  осуществляется  за
 счет средств заказчиков согласно Положению о государственной экологи-
 ческой экспертизе.
     4. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и  прог-
 раммам  производится только при наличии положительного заключения го-
 сударственной экологической экспертизы.
     5. Порядок  проведения  государственной  экологической экспертизы
 объектов федерального, республиканского или местного значения регули-
 руется законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
     6. Государственной экологической экспертизе подлежат все предпла-
 новые, предпроектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным
 к реализации на территории Республики Тува независимо от  их  сметной
 стоимости, форм собственности и принадлежности, а также экологическое
 обоснование лицензий и сертификатов.

     Статья 15.  Ответственность за невыполнение требований  государс-
 твенной экологической экспертизы и ответственность экспертов
     1. Руководители предприятий,  учреждений,  организаций независимо
 от  форм собственности,  другие должностные лица и иные работники,  а
 также граждане несут ответственность за невыполнение требований  зак-
 лючения  государственной  экологической  экспертизы  в соответствии с
 действующим законодательством.
     2. Председатель и члены экспертных комиссий несут ответственность
 за правильность и обоснованность своих заключений  в  соответствии  с
 законодательством. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в
 суд или Высший арбитражный суд.

     Статья 16. Общественная экологическая экспертиза
     1. Общественная  экологическая  экспертиза,  проводимая  научными
 коллективами, общественными объединениями по их инициативе, становит-
 ся юридически обязательной после утверждения результатов соответству-
 ющими органами государственной экологической экспертизы.
     2. Председатель,  члены  общественных коллективов экспертов несут
 ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оце-
 нок в соответствии с законодательством.

     Статья 17.  Экологические требования при размещении, проектирова-
 нии, строительстве, реконструк ции, вводе в эксплуатацию предприятий,
 сооружений и иных объектов
     1. При  размещении,  технико-экономическом  обосновании  проекта,
 проектировании,  строительстве,  реконструкции,  вводе в эксплуатацию
 предприятий,  сооружений в  промышленности,  сельском  хозяйстве,  на
 транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, иных
 организаций и хозяйств независимо от форм собственности, при проклад-
 ке линий электропередачи,  связи, трубопроводов, каналов, иных объек-
 тов,  оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружаю-
 щей природной среды,  должны выполняться требования экологической бе-
 зопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия
 по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству при-
 родных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
     2. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление
 до устранения недостатков либо  полное  прекращение  деятельности  по
 размещению,  проектированию,  строительству,  реконструкции,  вводу в
 эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписа-
 нием специально на то уполномоченных государственных органов Российс-
 кой Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей природной
 среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

     Статья 18. Зоны чрезвычайной экологической ситуации
     1. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки
 территории Республики Тува, где в результате хозяйственной и иной де-
 ятельности происходят устойчивые и глубокие отрицательные изменения в
 окружающей природной среде,  угрожающие здоровью населения, состоянию
 естественных экологических систем, генетических фондов растений и жи-
 вотных.
     2. Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются постанов-
 лением Верховного Совета Республики Тува либо указами Президента Рес-
 публики Тува по представлению специально уполномоченных на  то  госу-
 дарственных  органов Республики Тува в области охраны окружающей при-
 родной среды на основании  заключения  государственной  экологической
 экспертизы.
     3. В зоне чрезвычайной экологической ситуации  прекращается  дея-
 тельность  предприятий,  учреждений,  организаций  независимо от форм
 собственности,  цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоп-
 риятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружа-
 ющую природную среду,  ограничиваются отдельные виды природопользова-
 ния,  проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству
 природных ресурсов.
     4. Финансирование  мероприятий  по  оздоровлению зон чрезвычайной
 экологической  ситуации  производится,  в  первую  очередь,  за  счет
 средств министерств и ведомств,  предприятий, учреждений, организаций
 независимо от форм собственности,  непосредственных виновников дегра-
 дации природной среды,  аварий или катастроф, а также за счет целевых
 бюджетных средств Российской Федерации и Республики Тува.

     Статья 19. Зоны экологического бедствия

     1. Зонами экологического бедствия объявляются участки  территории
 Республики Тува, где в результате хозяйственной либо иной деятельнос-
 ти произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной сре-
 ды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, на-
 рушение природного равновесия,  разрушение естественных экологических
 систем, деградацию флоры и фауны.
     2. Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что
 и  зоны  чрезвычайной  экологической ситуации.  В зоне экологического
 бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме свя-
 занных  с  обслуживанием  проживающего  на территории зоны населения,
 запрещается строительство реконструкций новых хозяйственных объектов,
 существенно  ограничиваются все виды природопользования,  принимаются
 оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресур-
 сов и оздоровлению окружающей природной среды.

     Статья 20. Природно-заповедный фонд Республики Тува
     1. Государственные природные заповедники,  включая биосферные за-
 поведники,  заказники, национальные природные парки, памятники приро-
 ды, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и живот-
 ные,  отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Феде-
 рации,  Красную книгу Республики Тува,  образуют  природно-заповедный
 фонд Республики Тува, обеспечиваются особой охраной государства в ин-
 тересах настоящего и будущих поколений.
     2. Изъятие земель природно-заповедного фонда Республики Тува зап-
 рещено.
     3. Природно-заповедный фонд находится в ведении и управлении спе-
 циально уполномоченных государственных органов Российской Федерации и
 Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и природ-
 ных ресурсов.

     Статья 21. Экологический контроль
     1. Экологический  контроль  ставит  своими задачами наблюдение за
 состоянием окружающей природной среды и ее  изменением  под  влиянием
 хозяйственной  и иной деятельности;  проверку выполнения планов и ме-
 роприятий по охране природы,  рациональному  использованию  природных
 ресурсов,  оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требо-
 ваний природоохранительного законодательства  и  нормативов  качества
 окружающей природной среды.
     2. Система экологического  контроля  состоит  из  государственной
 службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государс-
 твенного, производственного, общественного контроля.
     3. Государственная  служба  наблюдения  за  состоянием окружающей
 природной среды организуется с целью наблюдения  за  происходящими  в
 ней физическими,  химическими,  биологическими процессами, за уровнем
 загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствия-
 ми его влияния на растительный и животный мир,  обеспечения заинтере-
 сованных организаций и населения текущей и экстренной информацией  об
 изменениях в окружающей природной среде,  предупреждения и прогнозами
 ее состояния и осуществляется специально уполномоченными на то  госу-
 дарственными  органами  Республики  Тува  в области охраны окружающей
 среды при участии министерств и ведомств через систему  наблюдения  в
 городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регио-
 нах.
     4. Порядок организации и деятельности государственной службы наб-
 людения за состоянием окружающей природной среды регулируется положе-
 нием, утверждаемым Правительством Республики Тува.

     Статья 22. Государственный экологический контроль
     1. Государственный экологический контроль на территории Республи-
 ки  Тува осуществляется Верховным Советом Российской Федерации,  Вер-
 ховным Советом Республики Тува,  Правительством Республики Тува, Пра-
 вительством  Российской Федерации и местными органами самоуправления,
 а также специально уполномоченными на  то  государственными  органами
 Российской  Федерации  и  Республики Тува в области охраны окружающей
 природной среды и природных  ресурсов,  санитарно-эпидемиологического
 надзора.
     2. Должностные лица органов государственного экологического конт-
 роля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном по-
 рядке:
     посещать предприятия,  учреждения, организации независимо от форм
 собственности и подчинения,  включая воинские части, специальные объ-
 екты  и  службы Министерства обороны,  органов внутренних дел и госу-
 дарственной безопасности, знакомиться с документами, анализами, иными
 материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
     проверять работу очистных  сооружений  и  других  обезвреживающих
 устройств,  средств их контроля, соблюдение нормативов качества окру-
 жающей природной среды,  природоохранительного законодательства,  вы-
 полнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
     выдавать разрешения на право выброса,  сброса, размещения вредных
 веществ;
     устанавливать по согласованию с органами  санитарно-эпидемиологи-
 ческого  надзора нормативы выбросов,  сбросов вредных веществ стацио-
 нарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
     назначать государственную экологическую экспертизу,  обеспечивать
 контроль за выполнением ее заключения;
     требовать устранения  выявленных  недостатков,  давать в пределах
 предоставленных прав указания или заключения по размещению,  проекти-
 рованию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию объектов;
     привлекать в установленном порядке виновных лиц к  административ-
 ной ответственности,  направлять материалы о привлечении их к дисцип-
 линарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять
 иски в суд или Высший арбитражный суд о возмещении вреда, причиненно-
 го окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями  при-
 родоохранительного законодательства;
     принимать решения об  ограничении,  приостановлении,  прекращении
 работы предприятий,  сооружений,  иных объектов и любой деятельности,
 причиняющей вред окружающей природной среде и  несущей  потенциальную
 опасность для здоровья человека.
     Указанные решения обязательны для исполнения всеми министерствами
 и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйства-
 ми независимо от форм собственности,  должностными лицами и граждана-
 ми.  На  основании этих решений соответствующие банковские учреждения
 прекращают финансирование запрещенной деятельности до отмены  решения
 о ее запрете органом государственного экологического контроля.
     3. Решения  государственных  органов  экологического  контроля  и
 должностных  лиц  могут  быть обжалованы в суд или Высший арбитражный
 суд.

     Статья 23. Производственный экологический контроль
     1. Производственный  экологический контроль осуществляется эколо-
 гической службой предприятий,  учреждений, организаций и хозяйств не-
 зависимо от форм собственности и ставит своей задачей проверку выпол-
 нения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению  окружаю-
 щей  среды,  рациональному  использованию и воспроизводству природных
 ресурсов,  соблюдению нормативов качества окружающей природной среды,
 выполнения требований природоохранительного законодательства.
     2. Порядок организации производственного экологического  контроля
 регулируется положениями,  утвержденными предприятиями, учреждениями,
 организациями и хозяйствами независимо от форм собственности на осно-
 ве настоящего Закона.

     Статья 24. Общественный экологический контроль
     1. Общественный экологический контроль осуществляется  профессио-
 нальными союзами Республики Тува и иными общественными объединениями,
 трудовыми коллективами,  гражданами и ставит своей  задачей  проверку
 выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами,
 предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйствами независимо от
 форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
     2. Порядок проведения общественного экологического контроля регу-
 лируется  соответствующим  законодательством  Российской  Федерации и
 Республики Тува.

     Статья 25.  Экологическое воспитание, образование, научные иссле-
 дования
     В целях повышения экологической культуры  общества  и  профессио-
 нальной  подготовки  специалистов  устанавливается система всеобщего,
 комплексного и непрерывного экологического воспитания и  образования,
 охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образо-
 вания,  профессиональной подготовки специалистов в средних  и  высших
 учебных  заведениях,  повышения  их квалификации с использованием при
 этом средств массовой информации.
     1. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для фор-
 мирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных учрежде-
 ниях  и  учебных  заведениях  независимо от их профиля обеспечивается
 обязательным преподаванием основ экологических знаний.
     2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учеб-
 ных заведениях осуществляется преподавание специальных курсов по  ох-
 ране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.
     3. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и
 организаций независимо от форм собственности, иные должностные лица и
 специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающее вредное
 влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на террито-
 рии Республики Тува,  обязаны иметь необходимую экологическую  подго-
 товку,  которая учитывается при назначении на должность, аттестации и
 переаттестации работников.
     4. Лица,  не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к вы-
 полнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.
     5. В целях воспитания бережного отношения к природе, рационально-
 го использования ее богатств проводится распространение экологических
 знаний, а также природоохранительного законодательства.
     6. Распространение экологических и эколого-правовых знаний,  осу-
 ществляется государственными органами, профессиональными союзами Рес-
 публики Тува, общественными объединениями, средствами массовой инфор-
 мации.
     7. Органы по охране окружающей природной  среды,  министерства  и
 ведомства, научные учреждения, высшие учебные заведения разрабатывают
 и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в об-
 ласти охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального
 использования и воспроизводства природных ресурсов, и создают необхо-
 димые  условия для эффективных экологических исследований и внедрения
 полученных результатов.
     8. Ученые  и  специалисты  научных учреждений принимают участие в
 разработке и реализации комплексных,  целевых экологических  программ
 (международных,  республиканских,  региональных),  проектных работах,
 входят в составы научно-технических и экспертных советов, дают заклю-
 чения по экологической экспертизе проектов,  оказывают помощь в реше-
 нии практических задач рационального природопользования и охраны  ок-
 ружающей  природной  среды,  участвуют  в  формировании экологической
 культуры общества и несут персональную ответственность за научные ре-
 зультаты своих разработок.

     Статья 26.  Разрешение споров в области охраны окружающей природ-
 ной среды
     1. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп-
 риятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственнос-
 ти разрешаются местными Советами народных депутатов в порядке,  уста-
 новленном законодательством.
     2. Споры  об охране окружающей природной среды с участием граждан
 подлежат рассмотрению в судебном порядке.
     3. Имущественные споры,  связанные с возмещением вреда, причинен-
 ного окружающей природной среде и здоровью человека,  разрешаются су-
 дом или Высшим арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
     4. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп-
 риятиями,  учреждениями,  организациями  и  хозяйствами независимо от
 форм собственности,  расположенными на  территории  Республики  Тува,
 рассматриваются  комиссиями,  образуемыми  на  паритетных  началах из
 представителей заинтересованных сторон.  Если комиссия не приходит  к
 согласованному  решению,  то споры разрешаются комиссией,  образуемой
 Верховным Советом Республики Тува,  а в случае необходимости - в  су-
 дебном порядке.
     5. Имущественные споры в области охраны окружающей природной сре-
 ды между предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами не-
 зависимо от форм собственности рассматриваются Высшим арбитражным су-
 дом, а при необходимости - арбитражным судом Российской Федерации.
     6. Споры в области охраны окружающей природной среды между предп-
 риятиями,  учреждениями,  организациями  и  хозяйствами независимо от
 форм собственности,  расположенными на территориях Российской Федера-
 ции и других суверенных государств, решаются в порядке, установленном
 соглашениями между суверенными государствами.

     Статья 27. Ответственность за экологические правонарушения
     1. За  экологические правонарушения,  то есть противоправные дея-
 ния,  нарушающие природоохранительное законодательство и  причиняющие
 вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица
 и граждане несут  дисциплинарную,  административную  либо  уголовную,
 гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, органи-
 зации и хозяйства независимо от формы собственности -  административ-
 ную  и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим
 Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и Респуб-
 лики Тува.
     2. Должностные лица и иные работники,  по вине которых  предприя-
 тие,  учреждение,  организация  и хозяйство независимо от формы собс-
 твенности понесли расходы по возмещению вреда,  причиненного экологи-
 ческим  правонарушением,  несут  материальную  ответственность  перед
 предприятиями и хозяйствами независимо от форм собственности,  учреж-
 дениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.

     Статья 28. Административная ответственность за экологическое пра-
 вонарушение
     1. Должностные лица и граждане,  предприятия, учреждения, органи-
 зации и хозяйства независимо от форм собственности, виновные в совер-
 шении экологических правонарушений, несут ответственность за:
     несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружаю-
 щей природной среды;
     невыполнение обязанностей по проведению государственной  экологи-
 ческой  экспертизы и требований,  содержащихся в заключениях экологи-
 ческой экспертизы,  а также в представлении заведомо  неправильных  и
 необоснованных экспертных заключений;
     нарушение экологических требований при планировании, технико-эко-
 номическом обосновании,  проектировании,  размещении,  строительстве,
 реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, соору-
 жений, технологических линий и иных объектов;
     загрязнение окружающей природной среды  и  причинение  вследствие
 этого вреда здоровью человека,  растительному и животному миру,  иму-
 ществу граждан и юридических лиц;
     порчу, повреждение,  уничтожение природных объектов,  в том числе
 памятников природы,  истощение и разрушение природно-заповедных комп-
 лексов и естественных экологических систем;
     нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, за-
 готовки, переработки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересыл-
 ки, ввоза на территорию Республики Тува и за ее пределы объектов рас-
 тительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоо-
 логических и минеральных коллекций;
     невыполнение обязательных  мер по восстановлению нарушенной окру-
 жающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
     нарушение правил охоты и рыболовства;
     неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный
 экологический контроль;
     невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей  природной
 среды и рациональному использованию природных ресурсов;
     нарушение экологических требований по обезвреживанию,  переработ-
 ке,  утилизации, складированию или захоронению производственных и бы-
 товых отходов;
     самовольное водопользование, землепользование, рубку леса, несоб-
 людение экологических требований при хранении,  транспортировке и ис-
 пользовании,  и  захоронении  радиоактивных материалов,  химических и
 иных вредных веществ;
     превышение установленных  нормативов предельно допустимых уровней
 радиационного воздействия выбросов и сбросов,  превышение установлен-
 ных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных
 полей и иных вредных физических воздействий;
     превышение установленных  нормативов предельно допустимых уровней
 биологического воздействия на окружающую природную  среду,  нарушение
 порядка  хранения и использования микроорганизмов и биологических ве-
 ществ;
     использование и хранение запрещенных химических веществ и отходов
 производства, вредно воздействующих на природную среду;
     несвоевременное внесение платы предприятиями, учреждениями, орга-
 низациями и хозяйствами независимо от форм собственности;
     незаконное расходование средств республиканского и местных эколо-
 гических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятель-
 ностью;
     несвоевременную или искаженную информацию,  отказ от предоставле-
 ния своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природ-
 ной среды и радиационной обстановки.
    2.За экологические правонарушения подвергаются штрафу, налагаемому
 в административном порядке:
     - граждане  - от одного до двадцати размеров минимальной месячной
 оплаты труда;
     - должностные  лица  - от одного до тридцати размеров минимальной
 месячной оплаты труда;
     - предприятия,  учреждения, организации и другие юридические лица
 независимо от форм собственности - от двадцати до одной тысячи разме-
 ров минимальной месячной оплаты труда.
     3. Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, на-
 лагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного право-
 нарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
     4. Штрафы  за указанные правонарушения налагаются в пределах ком-
 петенции специально уполномоченными на то государственными  органами,
 санитарно-эпидемиологического надзора, а также технической инспекцией
 труда профессиональных союзов. Постановление о наложении штрафа может
 быть обжаловано в суд или Высший арбитражный суд. Наложение штрафа не
 освобождает виновных от обязанностей возмещения причиненного вреда.
     5. Суммы  взыскиваемых  штрафов перечисляются на специальный вне-
 бюджетный счет государственного экологического  фонда,  согласно  ут-
 вержденному Правительством Республики Тува Положению об этом фонде.

     Статья 29.  Уголовная ответственность за экологические преступле-
 ния
     Должностные лица и граждане,  виновные в совершении экологических
 преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на уста-
 новленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологи-
 ческую безопасность общества и причиняющих вред окружающей  природной
 среде и здоровью человека,  несут уголовную ответственность,  предус-
 мотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.

     Статья 30.  Возмещение вреда, причиненного экологическим правона-
 рушением
     1. Предприятия,  учреждения, организации, хозяйства независимо от
 формы собственности и граждане, причинившие вред окружающей природной
 среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением
 окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нера-
 циональным использованием природных ресурсов,  разрушением естествен-
 ных  экологических  систем и другими экологическими правонарушениями,
 обязаны возместить его в полном объеме в соответствии  с  действующим
 законодательством.
     2. Возмещение вреда,  причиненного окружающей природной  среде  в
 результате  экологического  правонарушения,  производится добровольно
 либо по решению суда или Высшего арбитражного суда в  соответствии  с
 утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления
 размера ущерба,  а при их отсутствии -  по  фактическим  затратам  на
 восстановление  нарушенного  состояния  окружающей  природной среды с
 учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
     3. Суммы ущерба,  взыскиваемые по решению суда или Высшего арбит-
 ражного суда,  возмещаются потерпевшей стороне для  принятия  мер  по
 восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются
 в государственный экологический фонд, если природный объект, которому
 причинен вред, находится в общем пользовании.
     4. При наличии нескольких причинителей вреда  взыскание  произво-
 дится в соответствии с долей каждого в причинении вреда,  в том числе
 с изыскательских, проектных, строительных организаций.
     5. С согласия сторон по решению суда или Высшего арбитражного су-
 да вред может быть возмещен в натуре путем  возложения  на  ответчика
 обязанности  по восстановлению окружающей природной среды за счет его
 сил и средств.
     6. Предприятия,  учреждения, организации, хозяйства независимо от
 форм собственности,  деятельность которых связана с повышенной  опас-
 ностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный
 ими вред окружающей природной среде и здоровью человека  в  соответс-
 твии с гражданским законодательством.
     7. Вред,  причиненный здоровью граждан в результате неблагоприят-
 ного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью
 предприятий,  учреждений,  организаций,  хозяйств независимо от  форм
 собственности  или  отдельных  граждан,  подлежит возмещению в полном
 объеме.
     8. При  определении  величины вреда здоровью граждан учитываются:
 степень утраты трудоспособности потерпевшего,  необходимые затраты на
 лечение и восстановление здоровья,  затраты на уход за больным,  иные
 расходы в том числе упущенные профессиональные возможности,  затраты,
 связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни,
 профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозмож-
 ностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.
     9. Возмещение вреда здоровью граждан  производится  на  основании
 решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, упол-
 номоченного на то органа  государственного  управления,  общественной
 организации (объединения) в интересах потерпевшего.
     10. Сумма денежных средств за причиненный вред  здоровью  граждан
 взыскивается с причинителя вреда,  а при невозможности его установле-
 ния - за счет средств соответствующих  государственных  экологических
 фондов.
     11. Вред,  причиненный имуществу граждан в результате неблагопри-
 ятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйствен-
 ной или иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.
     12. При определении ущерба,  причиненного имуществу граждан в ре-
 зультате неблагоприятного  воздействия  окружающей  природной  среды,
 вызванного деятельностью предприятий,  учреждений,  организаций,  хо-
 зяйств независимо от форм собственности и граждан, учитывается прямой
 ущерб,  связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых
 и производственных помещений, оборудования, имущества и упущенная вы-
 года от потери урожая, снижения плодородия почв и иных последствий.
     13. Предприятия, учреждения, организации, хозяйства независимо от
 формы  собственности и граждане вправе предъявлять исковые требования
 в суд или Высший арбитражный суд,  а граждане - в суд  о  прекращении
 экологически  вредной деятельности,  причиняющей вред здоровью и иму-
 ществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде.
     14. Решение суда,  Высшего арбитражного суда о прекращении эколо-
 гически вредной деятельности является основанием для  прекращения  ее
 финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

     Статья 31. Международное сотрудничество в области охраны окружаю-
 щей природной среды
     1. Республика  Тува исходит в своей политике в области охраны ок-
 ружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей эколо-
 гической безопасности и развития международного природоохранного сот-
 рудничества в интересах настоящего и будущего поколений своего народа
 и руководствуется следующими принципами:
     каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных эко-
 логических условиях;
     каждое государство имеет право на использование  окружающей  при-
 родной  среды  и  природных ресурсов для целей развития и обеспечения
 нужд своих граждан;
     экологическое благополучие  одного государства не может обеспечи-
 ваться за счет других государств или без учета их интересов;
     хозяйственная деятельность,  осуществляемая  на  территории госу-
 дарства,  не должна наносить ущерб окружающей природной среде  как  в
 пределах, так и за пределами его юрисдикции;
     недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности,  эколо-
 гические последствия которой непредсказуемы;
     должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и на-
 циональном  уровнях  за состоянием и изменениями окружающей природной
 среды и природных ресурсов на основе международно признанных критери-
 ев и параметров;
     должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный
 обмен  научно-технической информацией по проблемам окружающей природ-
 ной среды и передовых природосберегающих технологий;
     государства должны  оказывать  друг  другу  помощь в чрезвычайных
 экологических ситуациях;
     все споры,  связанные  с  проблемами  окружающей природной среды,
 должны разрешаться только мирными средствами.
     2. Если  международным договором в области охраны окружающей при-
 родной среды, заключенным Республикой Тува, установлены иные правила,
 чем  те,  которые  содержатся в республиканском законодательстве,  то
 применяются правила международного договора.
     3. Иностранные юридические лица и граждане,  лица без гражданства
 обязаны на территории Республики Тува соблюдать требования настоящего
 Закона, иных законодательных актов Республики Тува и Российской Феде-
 рации и несут ответственность за их нарушения.

Президент Республики Тува                                     Ш.Ооржак
г. Кызыл
14 января 1993 года
ь 416.