«Философия В. И. Вернадского и учение о биосфере и ноосфере»
(из цикла юбилейных мероприятий, посвященных 160-летию со дня рождения В. И. Вернадского)
для специалистов, работающих в области экологического просвещения
15 сентября 2023 г.
Цикл вебинаров, посвященных жизни, деятельности, научному наследию В. И. Вернадского, – в год 160-летия со дня рождения.
Цель мероприятий: привлечение внимания к личности академика В. И. Вернадского, его трудам, а также созданной им научной школе, к которой причисляли и причисляют себя многие выдающиеся советские и российские ученые.
Ноосфера (дословно «сфера разума») – предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
В программе вебинара прозвучала лекция «Философия В. И. Вернадского и учение о биосфере и ноосфере», которую прочел Низами Мустафаевич Мамедов, доктор философских наук, профессор кафедры управления информационными процессами РАНХиГС; академик Российской экологической академии и Российской академии естественных наук; эксперт ЮНЕСКО в области культуры и образования.
Мировоззрение В. И. Вернадского уникально: его формирование было обусловлено как положениями классической науки и методологии, так и ценностями русской и мировой культуры. Отличительные черты способа мышления В.И. Вернадского – универсализм, космизм, гуманизм – прослеживаются во всех видах его творческого наследия. Сегодня стоит вопрос о необходимости понимания каждым жителем Земли своей ответственности перед будущим, осознания своей причастности к истории. В этом сложном процессе особую эвристическую ценность имеет учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
В вебинаре приняли участие 167 слушателей из 97 населённых пунктов Российской Федерации и Республики Беларусь.
Низами Мустафаевич Мамедов, доктор философских наук, профессор кафедры управления информационными процессами РАНХиГС; академик Российской экологической академии и Российской академии естественных наук; эксперт ЮНЕСКО в области культуры и образования