English
31 марта 2025, понедельник
RSS
ecology.gpntb.ru > Экоуроки в библиотеке > Великая северная экспедиция (1733-1743). Вторая Камчатская экспедиция Беринга

 

Библиоурок  «Великая северная экспедиция (1733-1743). Вторая Камчатская экспедиция Беринга»

По материалам отчетной документации экспедиций, а также научных трудов, воспоминаний и личных дневников участников.

(для обучающихся 7-11 классов)

 

Цель урока: провести исследование состояния животного мира Командорских островов (место зимовки экспедиции В. Беринга) путем сравнения опубликованных материалов участников экспедиции 1741-1742 гг. и современных данных Красной книги Камчатки и Черной книги вымерших животных.

Задачи урока:

  • расширить знания об освоении восточных и северных территорий Российской Империи;
  • оценить вклад участников Великой Северной экспедиции в развитие наук об окружающем мире;
  • сравнить животный мир камчатского региона в XVIII и XXI вв.;
  • сделать выводы на основе полученных результатов.

Навыки:

  • работа с текстами воспоминаний, дневников и отчетов участников экспедиции;
  • поиск и анализ необходимой для исследований информации в Интернете.

 

Необходимые материалы:

  1. презентация о Великой северной и второй Камчатской экспедиции и комментарии к ней 
  2. комплект рабочих материалов: выдержки из воспоминаний участников экспедиции с описанием животного мира Командорских островов
  3. таблица «Животный мир Камчатки» для заполнения;
  4. доступ на краеведческий сайт « Камчатский край»: Красная книга Камчатки
  5. доступ на сайт ECOPORTAL: Черная книга вымерших животных
  6. рабочий лист «Порядок проведения исследовательской работы» 

 

Дополнительные материалы:

  1. «Великая северная экспедиция. История с географией», презентация  начальника эколого-просветительского центра «Скворечник» ГПБУ «Мосприрода». Полищук С. Л.
  2. таблица «Животный мир Камчатки» заполненная
  3. Информация об экспедиции. Автор статьи М.В. Дукальская, скопировано с сайта Музея Арктики и Антарктики (polarmuseum.ru)
  4. Регионы по маршруту экспедиции 
  5. Сведения об участниках экспедиции
  6. Заповедники, созданные по пути следования отрядов 
  7. Основные труды участников экспедиции 

Порядок проведения исследовательской работы: индивидуальное или групповое.

  1. Выберите комплект материалов, который включает в себя: описание животного Камчатки с фото, таблицу для заполнения.
  2. Изучите предлагаемую для заполнения таблицу, прочитайте описание животного - цитату из воспоминаний участников экспедиции, - и заполните первый и второй столбцы таблицы.
  3. Воспользуйтесь Интернетом и откройте сайты Красной и Черной книг Камчатки.
  4. Найдите, внесено ли исследованное вами животное в Красную или Черную книги Камчатки, и определите состояние популяции изучаемого вида на сегодняшний день. Заполните третий столбец таблицы.
  5. Совместно заполните общую таблицу «Животный мир Камчатки».
  6. Посчитайте: сколько видов внесено в Красную книгу Камчатки; сколько видов внесено в Черную книгу Камчатки; сколько видов не внесены в указанные книги.
  7. Сделайте выводы о современном состоянии животного мира Камчатки.

 

Порядок проведения и описание урока:

  1. Интерактивная лекция, содержащая:
  • Рассказ об организации и проведении Великой Северной экспедиции и Второй камчатской экспедиции В. Беринга: слайды 1-40 презентации (п.1, необходимые материалы);
  • объяснение порядка выполнения практической работы: слайды 41-48 презентации (п.1, необходимые материалы).

    2. Выполнение практической работы: рабочий лист (п.6, необходимые материалы).
    3. Подведение итогов практической работы и выводы: слайды 49-52 презентации (п.1, необходимые материалы).
    4. Обсуждение и закрепление материала: ситуационные задачи (п.3, дополнительные материалы), тест (п. 4, дополнительные материалы).

 

Порядок проведения исследовательской работы (краткое описание):

  • Выберите комплект материалов, который включает в себя описание одного из животных Камчатки (п.2, необходимые материалы).
  • Изучите предлагаемую для заполнения таблицу (п.3, необходимые материалы), прочитайте описание животного – цитату из воспоминаний участников экспедиции – и заполните первый и второй столбцы таблицы.
  • Пользуясь ссылками на представленные в рабочем листе интернет-сайты, откройте тексты Красной книги Камчатки и Черной книги вымерших животных (п.4, п.5, необходимые материалы).
  • Определите, внесено ли изучаемое Вами животное в Красную или Черную книги, и оцените состояние популяции изучаемого вида на сегодняшний день. Заполните третий столбец таблицы.

Все полученные в результате выполнения индивидуального задания данные вносятся в сводную таблицу (п.2, дополнительные материалы). Анализ таблицы позволяет сделать вывод об изменении состояния популяций с 1741-1742 гг. (зимовка экспедиции В. Беринга на островах, названных в честь него Командорскими) по наст. время. Посчитайте: сколько видов внесено в Красную книгу Камчатки; сколько видов внесено в Черную книгу; сколько видов не внесены в указанные книги.

Сделайте выводы о современном состоянии животного мира Камчатки.