Библиоурок «Великая северная экспедиция (1733-1743). Вторая Камчатская экспедиция Беринга»
По материалам отчетной документации экспедиций, а также научных трудов, воспоминаний и личных дневников участников.
(для обучающихся 7-11 классов)
Цель урока: провести исследование состояния животного мира Командорских островов (место зимовки экспедиции В. Беринга) путем сравнения опубликованных материалов участников экспедиции 1741-1742 гг. и современных данных Красной книги Камчатки и Черной книги вымерших животных.
Задачи урока:
расширить знания об освоении восточных и северных территорий Российской Империи;
оценить вклад участников Великой Северной экспедиции в развитие наук об окружающем мире;
сравнить животный мир камчатского региона в XVIII и XXI вв.;
сделать выводы на основе полученных результатов.
Навыки:
работа с текстами воспоминаний, дневников и отчетов участников экспедиции;
поиск и анализ необходимой для исследований информации в Интернете.
Порядок проведения исследовательской работы: индивидуальное или групповое.
Выберите комплект материалов, который включает в себя: описание животного Камчатки с фото, таблицу для заполнения.
Изучите предлагаемую для заполнения таблицу, прочитайте описание животного - цитату из воспоминаний участников экспедиции, - и заполните первый и второй столбцы таблицы.
Воспользуйтесь Интернетом и откройте сайты Красной и Черной книг Камчатки.
Найдите, внесено ли исследованное вами животное в Красную или Черную книги Камчатки, и определите состояние популяции изучаемого вида на сегодняшний день. Заполните третий столбец таблицы.
Совместно заполните общую таблицу «Животный мир Камчатки».
Посчитайте: сколько видов внесено в Красную книгу Камчатки; сколько видов внесено в Черную книгу Камчатки; сколько видов не внесены в указанные книги.
Сделайте выводы о современном состоянии животного мира Камчатки.
Порядок проведения и описание урока:
Интерактивная лекция, содержащая:
Рассказ об организации и проведении Великой Северной экспедиции и Второй камчатской экспедиции В. Беринга: слайды 1-40 презентации (п.1, необходимые материалы);
объяснение порядка выполнения практической работы: слайды 41-48 презентации (п.1, необходимые материалы).
2. Выполнение практической работы: рабочий лист (п.6, необходимые материалы).
3. Подведение итогов практической работы и выводы: слайды 49-52 презентации (п.1, необходимые материалы).
4. Обсуждение и закрепление материала: ситуационные задачи (п.3, дополнительные материалы), тест (п. 4, дополнительные материалы).
Порядок проведения исследовательской работы (краткое описание):
Выберите комплект материалов, который включает в себя описание одного из животных Камчатки (п.2, необходимые материалы).
Изучите предлагаемую для заполнения таблицу (п.3, необходимые материалы), прочитайте описание животного – цитату из воспоминаний участников экспедиции – и заполните первый и второй столбцы таблицы.
Пользуясь ссылками на представленные в рабочем листе интернет-сайты, откройте тексты Красной книги Камчатки и Черной книги вымерших животных (п.4, п.5, необходимые материалы).
Определите, внесено ли изучаемое Вами животное в Красную или Черную книги, и оцените состояние популяции изучаемого вида на сегодняшний день. Заполните третий столбец таблицы.
Все полученные в результате выполнения индивидуального задания данные вносятся в сводную таблицу (п.2, дополнительные материалы). Анализ таблицы позволяет сделать вывод об изменении состояния популяций с 1741-1742 гг. (зимовка экспедиции В. Беринга на островах, названных в честь него Командорскими) по наст. время. Посчитайте: сколько видов внесено в Красную книгу Камчатки; сколько видов внесено в Черную книгу; сколько видов не внесены в указанные книги.
Сделайте выводы о современном состоянии животного мира Камчатки.
1995-2025 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Посещения 3661