(статья опубликована в журнале "Научные и технические библиотеки" №1, 2018 г. >>>>>)
Е. Ф. Бычкова
ГПНТБ России
Тема экологии
на Третьем международном профессиональном форуме «Книга. Культура. Образование. Инновации»
(«Крым–2017»)
В 2017 г., объявленном Годом экологии в России, традиционной для Крымского форума экологической тематике было отведено особое место. Статья содержит обзор представленных в программе форума материалов по вопросам работы библиотек в области экологического просвещения. Большое внимание уделено работе секции «Экологическая информация и экологическая культура», в рамках которой был проведён телемост с участниками «круглого стола» «Культура. Экология. Информатизация: движение к устойчивому развитию» IX Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС (г. Ханты-Мансийск). На секции также были подведены итоги Всероссийского конкурса на лучшее эколого-просветительское мероприятие библиотек в рамках Всероссийской библиотечной акции «День экологических знаний».
Понятие экология вышло далеко за рамки своего первоначального определения («Наука об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования»), сформулированного Э. Геккелем в 1860 г. [1].
В настоящее время под экологией понимается комплекс дисциплин или их составляющих внутри самых разных направлений научных исследований. Сама же трактовка понятия является объектом многочисленных дискуссий среди учёных-экологов, чиновников, представителей общественности [2].
Библиотеки в силу характера своей деятельности также сталкиваются с экологией в самом широком её проявлении – от предоставления информации по запросу до социальной экологии, рассматривающей взаимоотношения в системе «общество–природа». Собственно работа библиотек в области экологического просвещения и лежит в этой сфере. В 2017 г., объявленном Указом Президента РФ (от 5 янв. 2016 г.) Годом экологии, работа библиотек в этом направлении проводилась особенно активно.
Предметом отдельного изучения может быть вопрос о том, что понимают коллеги под экологическим просвещением, относятся ли так или иначе к экологии вопросы краеведения, охраны природы, экодизайна, экологии чтения, информации, культуры и т.д. Тем не менее ситуация в мире такова, что никакая работа, направленная на выживание и устойчивое развитие человечества, не будет лишней.
Программа Третьего международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» («Крым–2017») достаточно чётко отражает взаимоотношения в системе «библиотеки–экология». (Слово «экология» в программе упомянуто 50 раз; см.: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2017/disk/program.html.)
В день открытия конференции в своём ежегодном докладе генеральный директор ГПНТБ России, председатель Оргкомитета Форума профессор Я. Л. Шрайберг говорил о сбалансированности экономического, социального и экологического компонентов устойчивого развития [3]. В докладе были особо отмечены те цели, в достижении которых должна быть заметна роль библиотек, музеев, учебных заведений и основных субъектов книжного рынка:
Цель 1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах.
Цель 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.
Цель 4. Обеспечение всеохватывающего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Цель 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.
Цель 11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населённых пунктов.
Цель 16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчётных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях [3. С. 24, 25].
В 2017 г. в программе секции «Экологическая информация и экологическая культура» было заявлено две сессии. Первая работала в режиме видеоконференции Судак – Ханты-Мансийск (Государственная библиотека Югры), где в это же время проходил «круглый стол» «Культура. Экология. Информатизация: движение к устойчивому развитию» в рамках IX Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС. С приветственным словом к коллегам обратилась директор Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ) И. Б. Михнова. Экологическое движение в библиотеках зародилось именно в РГБМ (бывшей Российской государственной юношеской библиотеке) почти 40 лет назад и быстро стало отдельным серьёзным направлением в работе с читателями.
Участники мероприятия заслушали заявленные в программе доклады.
О. М. Павлова (Государственная библиотека Югры, Ханты-Мансийск) в докладе «Классические образцы и современные подходы к экопросвещению в библиотеках Югры» осветила задачи и роль общедоступных библиотек Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в экологическом просвещении населения, привела примеры традиционных и инновационных форм работы, более подробно рассмотрела проекты, опыт реализации которых может быть использован другими библиотеками [4].
Презентацию нового открытого полнотекстового ресурса электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии – журнала «Метеорологический вестник» представила Е. Ф. Бычкова (ГПНТБ России) [5]. Она рассказала о принципах создания электронных тематических коллекций ГПНТБ России по вопросам экологии и природопользования; на примере отдельных статей за 1891–1905 гг. [6, 7] раскрыла возможности использования материалов новой коллекции в экологическом просвещении [8].
Доклад «Инновационные эколого-просветительские проекты библиотек России: аналитический обзор» представила В. В. Лещинская (центр «Экокультура» РГБМ, Москва) [9]. Она рассказала об интересных формах работы молодёжи и с молодёжью в сфере экопросвещения – такой опыт (свой и других библиотек) аккумулируется в РГБМ.
Центральным событием в работе секции стало подведение итогов Всероссийского конкурса на лучшее эколого-просветительское мероприятие библиотек (далее – Конкурс) в рамках Всероссийской библиотечной акции «День экологических знаний» (организаторы мероприятия – РГБМ и ГПНТБ России).
Акция единого дня действий прошла 15 апр. 2017 г. в Международный день экологических знаний. В этот день в 1 520 библиотеках России из 75 регионов были проведены различные эколого-просветительские мероприятия. (С Положением Конкурса, его концепцией, информацией об участниках, победителях и дипломантах можно ознакомиться на специальной страничке, доступ к которой осуществляется с интернет-сайта РГБМ или экологического раздела интернет-сайта ГПНТБ России: http://www.rgub.ru/projects/eco_knowledge_day/index.php)
Конкурс стал логическим продолжением Акции и проводился на основе материалов библиотек-участниц, присланных по итогам проведённых публичных мероприятий. На Конкурс поступило 965 заявок из 68 регионов России. Материалы содержали текстовый отчёт, фото- и видеоматериалы, а также отражающие ход Акции публикации в соцсетях, печатных и электронных СМИ.
Число участников экологической акции в некоторых библиотеках достигало 1 тыс. и более человек, а праздник экологических знаний благодаря насыщенной разнообразной программе длился целый день, охватывая различные площадки.
В шорт-лист Конкурса вошла 81 библиотека. Все они объявлены дипломантами Конкурса, а победителями стали 10 библиотек. Подведение итогов и награждение лауреатов Всероссийской библиотечной акции «День экологических знаний» состоялись на специальном мероприятии форума (ведущие: И. Б. Михнова и Я. Л. Шрайберг).
Подробно итоги Акции представлены в докладе заместителя директора РГБМ М. П. Захаренко [11], а также в пресс-релизе на интернет-сайте РГБМ (http://www.rgub.ru/projects/eco_knowledge_day/index.php). Материалы библиотек-победительниц предполагается также разместить на страничке Конкурса – они будут составлять методический ресурс, которым сможет воспользоваться каждый.
В ходе работы второй сессии были заслушаны доклады, в том числе победителей и дипломантов Конкурса.
Библиотеки Белгородской области приняли очень активное участие в Акции. Об их опыте работы, а также о методической работе Белгородской государственной УНБ (БГУНБ) рассказала её директор Н. П. Рожкова в докладе «Библиотеки региона в контексте формирования экологической культуры населения: белгородский опыт». Деятельность библиотек области направлена на то, чтобы жители осознавали экологические проблемы и непосредственно участвовали в их разрешении. Библиотеки взяли на себя функции инициаторов многочисленных природоохранных акций, способствующих наведению чистоты и порядка в населённых пунктах, благоустройству родников, очистке рек и др. Использование информационного потенциала библиотек в экологическом просвещении является мощным фактором формирования экологической культуры населения региона. Постоянно работающая в БГУНБ школа экологической культуры позволяет развить ключевые экологические компетенции библиотекарей через образовательную деятельность, активизировать участие населения в природоохранной деятельности, содействовать становлению библиотек как центров экологического просвещения населения [11].
О том, как библиометрия и наукометрия могут помочь в выявлении экологических проблем региона и привлечь к ним внимание читателей библиотеки, говорилось в докладе «Библиометрический анализ научных публикаций по экологии на основе реферативной базы данных “Экология: наука и технологии”проведено библиометрическое исследование научных публикаций по экологии с сопоставлением базы данных РИНЦ, установлен круг журналов за период с 2012 по 2016 г., в которых представлено наибольшее количество публикаций, найденных по ключевому слову «экологическая безопасность» [12].
Крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского представила событийную творческую площадку «Къырым лялеси (Крымский тюльпан)». В рамках культурно-просветительского проекта «ЭкологиЯ», состоялись: выставка фоторабот «Мир, который мы не замечаем», презентация специального блога «Eco-library», который ведётся на сайте библиотеки и в социальных сетях, презентация новой рубрики «Вопросы экологии на страницах газеты “Терджиман”». В проектах приняли участие читатели всех возрастов. Об этой работе рассказали сотрудники библиотеки – Г. С. Шосаидова и М. И. Алимова.
М. И. Миниахметова (Городская библиотека, г. Чусовой, Пермский край) в докладе «Роль литературного “Green-центра” в развитии творческого потенциала одарённых читателей Городской библиотеки г. Чусового» рассказала о формировании вокруг библиотеки сообщества культурных и активных людей, желающих выразить свои мысли посредством литературного жанра [13].
Крымская республиканская библиотека для молодёжи представила онлайн-проекты: «Крым в один клик», «Красота вокруг тебя и в тебе», «Экология Крыма глазами молодёжи». В докладе А. Г. Кротко«Краеведческие ресурсы: новая информация для молодёжи в Год экологии» освещено формирование крымоведческого ресурса, в котором особое внимание уделяется экологической тематике «как формации сохранения культурного, исторического и природного наследия региона» [14].
С. М. Радионова (Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко, Симферополь) выступила с докладом «Год экологии в Крыму: проектная деятельность Центральной библиотеки Республики Крым». «Год экологии в Крыму» – это специальный библиотечный проект, цель которого – вовлечение общественности в решение проблемных вопросов, связанных с экологической ситуацией в регионе, путём привлечения к участию в социально значимых библиотечных мероприятиях. Для освещения тематических мероприятий на сайте библиотеки создана специальная тематическая страница: http://franco.crimealib.ru/ecologiya/.
«Наследие Вернадского: как ноосфера соотносится с экологическим мышлением» – эта тема не первый год поднимается на секции И. И. Засурским, заведующим кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, председателем Ассоциации интернет-издателей. В частности он сказал: «Мы живём в тёмных веках. Издательская индустрия не справляется с воспроизведением знаний, у нас нет доступа к научному и культурному наследию, нашей культурной памяти». Особенности интернет-поиска только замыкают каждого в сфере его личных интересов. Именно отсюда – большинство проблем, с которыми сталкивается наша страна, например, недостаток квалифицированных кадров или отсутствие бережного и осторожного отношения к окружающей среде и т.п. Для решения этих проблем необходимо создать новую информационную инфраструктуру, внести изменения в систему охраны авторских прав, а также сформировать культуру свободного использования произведений в интернете.
Доклад Е. Ф. Бычковой«Что должен знать библиотекарь-эколог: возможности самообразования» не был прочитан по причине недостатка времени, но с тезисами можно ознакомиться в материалах форума «Крым» [15]. В докладе отмечено: подготовка библиотекарей, работающих в области экологического просвещения, должна предусматривать интеграцию таких важных этапов, как приобретение специальных знаний по вопросам экологии и устойчивого развития, их осознание, формирование соответствующего менталитета и, как следствие, готовность к профессиональной деятельности в этой области на основе понимания соответствующих проблем науки, знания источников информации и умения формировать информационные потребности читателя. В тезисах представлены спектр проблем и темы, которые, по мнению автора, должны обязательно входить в программу подготовки библиотекаря-эколога.
Значимым событием в профессиональной программе форума «Крым» стала лекция «Научные идеи В. И. Вернадского как основа для устойчивого развития» президента Неправительственного экологического Фонда им. В. И. Вернадского Владимира Александровича Грачёва. Этот фонд выступил партнёром и спонсором Всероссийского конкурса на лучшее эколого-просветительское мероприятие в рамках Дня экологических знанийодного из победителей конкурса – Центральной городской библиотеки г. Нижний Тагил Свердловской области (проект «
Фонд дарит победителям конкурса электронные книги. В. А. Грачёв отметил: «Электронные книги станут частью информационно-ресурсных возможностей, так необходимых библиотекам для распространения экологической информации, что привлечёт в библиотеки новых, молодых читателей и, конечно, поможет сберечь зелёное богатство России».
Решение экологических проблем В. И. Вернадский видел в смене мировоззрения и идеологических принципов, т.е. в ноосферном мышлении. Поэтому в наши дни особую актуальность приобретает его учение о переходе биосферы в ноосферу, что может послужить основой фундаментальных исследований экологических проблем и практического поиска их решения. Именно в познании закономерностей развития биосферы и лежит ключ к разумному природопользованию. Ноосферное мышление намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и упрочения здоровья населения.
Сегодня одной из важнейших является проблема современного обучения, которое лишь адаптирует человека к уже свершившемуся, но не учит его строить будущее, т.е. не формирует человека с ноосферным мышлением, предполагающим умение прогнозировать последствия своего взаимодействия с окружающим миром, способность принимать решения в ситуациях нравственного выбора, ответственность за своё поведение. «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путём возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей родины», говорил великий русский учёный. Непрерывность образования – часть современной концепции устойчивого развития.
Лекция прозвучала очень оптимистически и вызвала большой интерес слушателей.
В Год экологии этой теме уделялось внимание и в работе других секций. В программе специального мероприятия Министерства культуры Республики Крым и Крымской республиканской УНБ им. И. Я. Франко «День крымских библиотек» обсуждались насущные экологические проблемы Крымского полуострова в ходе семинара «Библиотечное пространство Крыма: ресурсы, технологии, проекты в Год экологии». Его работу открыла начальник Управления музейного и библиотечного дела Министерства культуры Республики Крым Е. Г. Эмирова – она выступила с докладом «Библиотека как информационный ресурсный центр экологического просвещения населения». На семинаре были представлены краеведческие издательские проекты «Наследие Крыма в публикациях», а также специальные экологические проекты крымских библиотек.
Тема Одиннадцатого международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», прошедшего в рамках профессиональной программы форума «Крым–2017», – «Экология культуры: глобальные контексты и приоритеты России в XXI веке».
Для Крымских форумов стало традиционным обращение к теме экологического дизайна библиотек. В последний день работы форума в рамках секции «Экологическая информация и экологическая культура» прошёл ставший традиционным семинар-практикум «Новые подходы к проектированию библиотечного пространства. Разработка технического задания для проекта с эколого-ориентированным компонентом».
Семинар организован и проведён Межрегиональным центром модернизации библиотек. Ведущий семинара – И. А Коженкин, председатель правления некоммерческого партнёрства «Межрегиональный центр модернизации библиотек», руководитель проектно-производственной компании «Витарус». На этот раз семинар прошёл в форме деловой игры, в ходе которой участники формировали пространство библиотеки, предварительно определив её местоположение в городской инфраструктуре (например, в спальном районе по соседству с детским садом и школой или в парке – рядом с торгово-развлекательным центром). Организаторы продемонстрировали новый подход в средовом проектировании, направленном на повышение привлекательности и комфортности физического пространства библиотек, способствующего экологическому просвещению и формированию экологического сознания читателей.
В целом события форума «Крым–2017» ещё раз подтвердили очевидное: в настоящее время экологические проблемы в той или иной степени касаются всех отраслей человеческой деятельности и всех сфер работы библиотек.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Карташов А. Г. Введение в экологию : учеб. пособие / А. Г. Карташов. – Томск : Водолей, 1998. – 384 с.
Экологическая энциклопедия : в 6 т. / сост. К. С. Лосев. – Москва : Энцикл., 2008. – Т. 1 (2015) : А – Г. – 2015. – 407 с.
Шрайберг Я. Л. Библиотеки, музеи, вузы и книжный рынок в едином информационном цифровом пространстве: общее и особенное : ежегод. докл. Третьего междунар. проф. форума «Крым–2017» / Я. Л. Шрайберг. – Науч. и техн. б-ки. – 2017. – № 9. – С. 3–70.
Электронная коллекция «Метеорологический вестник (1895–1905 гг.)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://193.233.14.24/bookscd/1/
Касаткин И. Борьба с климатом у древних и новых народов / И. Касаткин // Электронная коллекция Метеорологический вестник (1891–1894 гг.) [Электронный ресурс]. – 1991. – № 10. – C 457–469. – Режим доступа: http://193.233.14.24/bookscd/ODP_82_9/text/1.pdf
Агринский К. О. Значение народных примет для практической метеорологии / К. О. Агринский // Электронная коллекция Метеорологический вестник (1891–1894 гг.) [Электронный ресурс]. – 1992. – № 4. – C. 130–137. – Режим доступа: http://193.233.14.24/bookscd/ODP_82_9/text/2.pdf
Бычкова Е. Ф. Презентация нового открытого полнотекстового ресурса электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии – журнала «Метеорологический вестник» / Е. Ф. Бычкова. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2017/disk/073.pdf
Захаренко М. П. Итоги Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний» и Всероссийского конкурса на лучшее публичное мероприятие / М. П. Захаренко, В. В. Лещинская. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2017/disk/077.pdf